В эпоху фотошопа и фейк-ньюс многие из нас привыкли проверять картинки, но почему-то продолжают слепо верить красивым историям столетней давности. Взять хотя бы знаменитый "подвиг" императора Александра III, который якобы в одиночку удержал крышу разбитого вагона, спасая семью от верной смерти. Эта байка кочует по книгам и фильмам уже больше века, обрастая всё новыми подробностями.
А что, если самая впечатляющая часть этой истории чистой воды выдумка?
17 октября 1888 года действительно произошло серьёзное происшествие на железной дороге, которое едва не лишило Россию императора. Но реальная картина событий оказывается куда интереснее и страшнее любых героических легенд. Потому что настоящие последствия той осенней трагедии дали о себе знать только через шесть лет. И изменили весь ход русской истории.
Атлант в императорской короне
Начнём с разбора мифа во всей его "красе". Английская писательница Э. Тисдолл в своей книге живописала просто фантастическую картину:
"Император Александр III стоял на железнодорожном полотне по колени в обломках, удерживая на могучих плечах всю среднюю часть металлической крыши вагона. Похожий на мифического Атланта, подпирающего небо, ослепленный пылью, слыша крики своего семейства... Трудно себе представить, что за считанные доли секунды он догадался подставить плечи и тем самым спасти остальных."
Красиво, правда? Аж дух захватывает. Вот только есть одна маленькая проблемка. Императорский поезд весил больше 800 тонн. Пятнадцать вагонов. Каждый как добротный двухэтажный дом. И всё это безобразие неслось по рельсам со скоростью курьерского поезда.
Откуда же растут ноги у этой красивой сказки? Скорее всего, из мемуаров великого князя Александра Михайловича, которые тот писал в конце жизни по памяти, без всяких архивов. Там он обмолвился, что "весь русский народ создал легенду" о том, как Александр III спас своих близких. А дальше дело техники. Сначала народная молва, потом литераторы, потом кинематографисты.
Впрочем, что такое физика против красивой легенды?
Что происходило на самом деле
А вот что писал в дневнике будущий император Николай II, которому тогда было двадцать лет:
"Роковой для всех день, все мы могли быть убиты, но по воле Божией этого не случилось. Во время завтрака наш поезд сошел с рельсов, столовая и 6 вагонов разбиты и мы вышли из всего невредимыми."
Техническая сторона происшествия выглядела так: поезд нарушил сразу все мыслимые правила безопасности. Имел 64 оси вместо разрешённых 42. Вместо разрешённых 37 километров в час ехал все 65. Два паровоза разных типов тащили состав, который по весу соответствовал грузовому, а по скорости экспрессу.
И всё это безобразие летело по участку дороги, построенному спустя рукава. Гнилые шпалы, слабый балласт, превышенный угол наклона. Когда 800-тонная махина на огромной скорости въехала в крутую насыпь, рельсы просто не выдержали.
Что реально спасло царскую семью? Во-первых, свинцовая прокладка днища вагона-столовой, именно она смягчила удар и не дала всему развалиться в труху. Во-вторых, счастливое стечение обстоятельств: когда крыша рухнула, она одним концом уперлась в груду тележек, образовав треугольное пространство. В этом импровизированном убежище и оказалась царская семья.
Никого никто на плечах не держал. Просто повезло.
Сплющенный портсигар — единственная улика
Но у этой истории есть продолжение. Куда более мрачное, чем героические легенды.
Государь получил такой удар в бедро, что серебряный портсигар в кармане сплющился, как консервная банка. Кроме того, на спину императора рухнула массивная столешница.
"Саша сильно защемил ногу, да так, что ее удалось вытащить не сразу, а только через некоторое время. Потом он несколько дней хромал, и нога его была совершенно черная от бедра до колена", — вспоминала позднее императрица Мария Федоровна в письме брату.
Современная медицина знает, что тяжёлые травмы спины и поясницы могут спровоцировать развитие почечных заболеваний. Особенно если к этому добавляются стрессы, переохлаждение и, что греха таить, немалое количество спиртного, которое Александр III употреблял отнюдь не только по протоколу.
Травма спины. Повреждение поясничной области. Нарушение кровообращения. И как результат — медленно развивающийся воспалительный процесс в почках.
Диагноз XXI века для болезни XIX века
Весной 1894 года, ровно через шесть лет после Борков, император заболел гриппом. Казалось бы, обычная простуда. Но ослабленный организм не справился. Начались осложнения.
Современные медики, изучив описания болезни и результаты вскрытия, пришли к выводу, что у Александра III развился подострый злокачественный гломерулонефрит. Воспаление почечных клубочков, которое может быть следствием инфекции, но может развиваться и как результат старых травм.
"Хронический интерстициальный нефрит с последовательным поражением сердца и сосудов" — такой диагноз поставили врачи XIX века.
На современном языке это означает: почки медленно разрушались, сердце не выдерживало нагрузки, организм отравлялся продуктами собственного обмена веществ.
Мог ли удар в Борках стать спусковым крючком для этой болезни? Вполне. Тяжёлые травмы поясничной области нередко приводят к нарушению работы почек. А если к этому добавить постоянные стрессы управления огромной империей...
"Если мне суждено помирать, так уж лучше дома", — сказал Александр III врачам, когда те предложили ему лечение в Италии.
Он выбрал Крым. И не ошибся — домой он действительно не вернулся.
Тайна, которую разгадали через 124 года
А ведь долгое время в обществе ходила ещё одна версия об отравлении царя. Мол, скоротечность болезни, странные обстоятельства, политические противники...
В 2018 году глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин поставил точку в этой истории:
"Современные технологии позволяют посмертно выявить по анализу волос наличие ядов или иных вредных веществ в организме человека даже спустя столетие. И результаты этой экспертизы полностью опровергли версию об отравлении императора."
Волосы Александра III, изъятые при эксгумации, прошли самую тщательную химическую экспертизу. Никаких ядов. Никаких подозрительных веществ. Обычная, хотя и тяжёлая болезнь.
Впрочем, неизвестно, что страшнее — коварное отравление или тот факт, что одна железнодорожная авария медленно, но верно убивала императора целых шесть лет.
Реальность интереснее легенд
Так что же получается? Никто никого на плечах не держал. Никто героически не подпирал крышу вагона. Зато одна травма, полученная в результате обычного технического происшествия, изменила ход русской истории.
Да, ведь если бы не та злополучная поездка, если бы железнодорожники не нарушали все возможные правила безопасности, Александр III мог бы прожить ещё лет двадцать, а может и больше. А значит, на престол взошёл бы гораздо более подготовленный Николай II. Или даже его сын.
Не было бы спешки с японской войной, которую развязал неопытный молодой царь. Не было бы революции 1905 года. А может, удалось бы избежать и революции 1917-го...
Но история не знает сослагательного наклонения. Знает только факты. А факт таков: красивые легенды почти всегда врут. Реальность бывает страшнее, сложнее, но всегда интереснее любой выдумки.
Кстати, а вы проверяете исторические "факты", которые выглядят слишком красиво, чтобы быть правдой? Или тоже предпочитаете верить в героические мифы?