Найти в Дзене

Как царь Михаил Романов создавал армию «нового строя» и почему русские мушкетеры оказались лучше европейских

Оглавление

Петровская армия, которая появилась за 70 лет до Петра

В школьных учебниках черным по белому написано, что регулярную армию в России создал Петр I. А вот так ли это на самом деле? В апреле 1630 года, когда будущий император еще и в планах природы не значился, патриарх Филарет подписал указ о формировании полков "иноземного строя". Пока вся Европа истекала кровью в Тридцатилетней войне, в тихой московской канцелярии зарождалась армия, которая через пару лет заставит поляков здорово понервничать.

Самое забавное то, что эти первые русские мушкетеры оказались настолько хороши, что европейские военные специалисты начали у них учиться. А полковник Александр Лесли, шотландец на русской службе, стал первым генералом в российской истории. За семьдесят лет до того, как Петр начал свои "новации".

Так что давайте разберемся, как тихий царь Михаил Федорович и его амбициозный батька умудрились опередить эпоху на три четверти века. И почему об этом не пишут в учебниках.

Портрет из «Царского титулярника» Патриарх Филарет
Портрет из «Царского титулярника» Патриарх Филарет

Когда старые трюки перестали работать

Смутное время показало русским правителям одну неприятную истину, а именно то, что армия допетровской Руси безнадежно устарела. Поместная конница была хороша против татарских набегов, тут без вопросов. Но когда дело доходило до столкновения с польскими "крылатыми гусарами" или профессиональными наемниками, русские войска превращались в мишени для тренировки.

Стрельцы? Умели стрелять. Но воевать как единый механизм — увы. Каждый сам по себе, каждый молодец, а вместе — овечье стадо. Европейские наемники действовали совсем по-другому. Они двигались, стреляли и атаковали как части одного организма. Примерно как современные спецподразделения против толпы охранников торгового центра.

Филарет это понял быстро. Смоленск сдали полякам не от хорошей жизни, просто русская армия не могла противостоять европейской военной машине. Значит, решение было простое: если хочешь бить европейцев, надо воевать как европейцы. Только лучше.

Но тут была одна загвоздка. Европейские армии воевали летом, а зимой расходились по домам, так как содержать профессиональных солдат круглый год было слишком дорого. А в России зимы длинные, да и враги не спят. Нужна была армия, которая будет готова к бою в любое время года.

для иллюстрации
для иллюстрации

Шотландец, который стал первым русским генералом

В январе 1630 года в Москву приехал человек с удивительной биографией. Александр Лесли успел послужить в польской армии, попасть в русский плен под тем же Смоленском, перейти на службу к шведскому королю, а теперь вот предлагал свои услуги царю Михаилу. Тот еще авантюрист, одним словом.

Но Филарет в людях разбирался. Лесли знал европейское военное дело изнутри, говорил на нескольких языках и горел желанием создать что-то новое. А то, что он раньше служил противникам... ну так война есть война. Сегодня ты против них, завтра вместе с ними. Обычная европейская практика.

Лесли поручили задачу создать полки, которые не уступали бы лучшим европейским армиям. За образец взяли шведскую модель, у Густава Адольфа была самая передовая армия континента. Но просто копировать было неинтересно. Русские военные инженеры внесли свои коррективы.

Европейские полки состояли из равного количества мушкетеров и пикинеров — 50 на 50. Лесли предложил другое соотношение: 60 процентов мушкетеров, 40 процентов пикинеров. Больше огневой мощи, меньше зависимости от рукопашной. Логично для страны, где зимой мороз может сделать с латными рыцарями то, чего не сделает вражеский меч.

Генерал Александр Ульянович Лесли
Генерал Александр Ульянович Лесли

Русские мушкетеры против европейских стандартов

К 1632 году в России было создано то, чего не было больше нигде в Европе. Полки "нового строя" оказались не слепой копией западных образцов, а оригинальной разработкой. Русские военные инженеры взяли лучшее от европейцев и добавили собственные ноу-хау.

Восемь рот по двести человек в каждой. Сто двадцать мушкетеров плюс восемьдесят пикинеров. В России впервые появились звания, которые потом "изобретёт" Петр: капитан, поручик, прапорщик, сержант. За семьдесят лет до петровских реформ, между прочим.

Русские мушкеты весили четыре килограмма против европейских шести. Специально облегченные, чтобы стрелять без подставки. Зарядка происходила в сорок два приема. Европейский стандарт, но с русскими улучшениями. Порох хранился в деревянных зарядцах на плечевом ремне. Одного комплекта хватало на весь бой.

А пики у русских пикинеров были длиннее европейских, больше четырех метров. Попробуй подобраться к такому строю на коне. Особенно зимой, когда лошади скользят по льду, а у всадника руки коченеют от мороза.

Но самое главное новшество было не в технике, а в подходе. Европейские наемники служили за деньги и только за деньги. Русские полки формировались по-другому принципу.

-4

Кому платили сто рублей в месяц в XVII веке

Первыми в солдаты записались "беспоместные дети боярские", то есть обедневшие дворяне, которым нечего было терять, но было что доказывать. Жалование составляло пять рублей в год плюс три копейки кормовых в день. По тем временам приличные деньги. Годовое жалование стрельца, а то и больше.

Когда желающих из дворян набралось мало (всего шестьдесят человек к сентябрю 1630 года), требования снизили. В солдаты стали брать казаков, татар, "вольных охочих людей", словом, кого угодно, лишь бы годился к ратному делу.

И тут выяснилась интересная вещь. "Охочие люди" (добровольцы) оказались лучшими солдатами. Они шли служить не по принуждению, а потому что видели в этом шанс изменить жизнь. Получить регулярное жалование, освоить новое ремесло, подняться по социальной лестнице.

Офицерам платили намного больше. Прапорщик получал до семи рублей в месяц. Капитан до одиннадцати. Полковник до пятидесяти. А генерал около ста рублей ежемесячно. Для сравнения: корова стоила рубль, добрый конь — пять-семь рублей.

Понятно, почему европейские военные специалисты ехали в Россию. Где еще заплатят столько за то, что ты умеешь делать лучше всех?

Боевое крещение: когда новая армия встретилась со старыми врагами

Летом 1632 года русская армия двинулась на запад. Её целью был Смоленск, отданный полякам двадцать лет назад. В составе войск воеводы Шеина было шесть полков "нового строя", то есть около девяти тысяч мушкетеров и пикинеров. Плюс артиллерия, которой могли позавидовать любые европейские армии.

Поначалу все шло как по маслу. Русские войска взяли двадцать три города, включая Дорогобуж, Рославль, Невель. Местное православное население встречало их как освободителей. А в декабре армия встала под стенами Смоленска.

Полки "нового строя" показали себя с лучшей стороны. Дисциплинированные, хорошо обученные, они действовали намного слаженнее традиционных русских ратей. Осада велась по всем правилам европейского военного искусства. Батареи, траншеи, подкопы, в общем, вся научная артиллерия XVI века.

Тысячи ядер и бомб обрушивались на крепостные стены каждый день. К весне 1633 года в стенах зияли проломы, башни лежали в руинах. Еще немного, и Смоленск пал бы.

Но тут вмешалась политика. Поляки договорились с крымскими татарами, и те совершили мощный набег на южные русские земли. Часть войск пришлось снимать с осады и отправлять защищать собственные границы. А король Владислав тем временем собрал армию и двинулся на выручку осажденного города.

В феврале 1634 года армия Шеина капитулировала. Но вот что интересно: полк Лесли вышел из окружения с развернутыми знаменами, сохранив оружие и боеприпасы. Поляки предоставили ему почетные условия сдачи — признание воинской доблести от профессионалов к профессионалам.

Штурм Смоленска русскими войсками. Фрагмент гравюры неизвестного автора XVII века.
Штурм Смоленска русскими войсками. Фрагмент гравюры неизвестного автора XVII века.

Дорогая игрушка, которую не смогли потянуть

Поляновский мир 1634 года поставил точку в Смоленской войне. Россия не вернула потерянные земли, но добилась международного признания династии Романовых. Владислав окончательно отказался от претензий на московский престол.

А полки "нового строя"? Их распустили. Слишком дорого. Содержание одного рейтарского полка обходилось казне в тридцать пять тысяч рублей в год. Для страны, которая еще не оправилась от Смутного времени, это были невероятные деньги.

Иностранных наемников выслали из страны. Русских солдат отправили по домам. Оружие сдали на склады. Дорогой эксперимент закончился.

Но не навсегда. Уже в 1638 году полки "нового строя" снова начали формировать для охраны южных границ от татарских набегов. К 1681 году в России служило девяносто тысяч солдат, драгунов и рейтаров. Больше половины всей армии.

Петр не создавал регулярную армию с нуля. Он развивал и совершенствовал то, что заложили его предки. Полки "иноземного строя" стали основой для петровских полков. Офицеры и солдаты времен Алексея Михайловича стали костяком армии, которая потом разгромит шведов под Полтавой.

Для иллюстрации
Для иллюстрации

Почему эта история важнее, чем кажется

Филаретовские полки "нового строя" разрушают привычный миф об извечной российской "отсталости". В XVII веке Россия оказалась способна не только заимствовать военные инновации, но и творчески их переосмысливать. А в некоторых вопросах даже превосходить европейские образцы.

Лесли и его русские мушкетеры доказали простую вещь: при правильном подходе можно создать армию, которая не уступает лучшим в мире. Не за счет слепого копирования, а благодаря разумному сочетанию чужого опыта и собственных находок.

В следующий раз, когда услышите про "некоторые петровские реформы", вспомните про патриарха Филарета. Тот еще был проходимец, но зато наш. И армию он создал не хуже своего последователя.

А как думаете вы, могла ли история России пойти по-другому, если бы Смоленская война закончилась победой?