Фильм начинается с удивительного совпадения.
Мы только вот посмотрели «Вступление» Игоря Таланкина. Фильм 1962.
Там тётя забирает осиротевших племянниц из детдома. В только освобожденный Ленинград к тёте (война ещё не закончилась) их отправляют
под присмотром попутчика (его играет Аркадий Трусов)
И первое, что нам покажут в поезде, - это вот это. Проигравший получает картами по носу.
А над ними гитарист-матросик играл «На солнечной поляночке/ Дугою выгнув бровь».
И музыкальный фильм «Чайковский» у Игоря Таланкина начинается с такого получения по носу картами.
Аркадий Трусов здесь уже играет Агафона (слугу Николая Рубинштейна). В кадре ниже он бьёт по носу картами Алёше, слуге Чайковского.
Алёша – Евгений Леонов.
17, 18 ударов…
В это время возвращается домой профессор Николая Рубинштейн (Владислав Стржельчик).
Он видит красный нос Алёши и наставляет его: «В карты на деньги надо играть».
Согласитесь, удивительное совпадение. И там, и там картами по носу.
И только делая скриншоты, я заметил, как много цветов на квартире у Рубинштейна… Ох, уже эти поклонники!
Жизнь Чайковского свели к очень ограниченному кругу персонажей.
Постоянно рядом слуга Алёша (Евгений Леонов).
Важную роль в жизни Чайковского играл НИКОЛАЙ РУБИНШТЕЙН.
Таков он в фильме (Владислав Стржельчик).
А так выглядел на самом деле
Николай Рубинштейн - создатель Московской консерватории (1866) и её директор.
Он был пианистом-виртуозом и дирижёром.
Википедия пишет, что он много помогал молодым и талантливым. Поселил у себя Чайковского, который был на 5 лет моложе… Одевал его, отдал ему свой фрак… и возможно, именно Николай Рубинштейн обратил внимание Надежды фон Мекк на Чайковского. С его подачи она стала помогать Чайковскому материально…
В начале фильма Чайковского гнетёт опека Рубинштейна.
Рубинштейн как пианист требует, чтобы расходящиеся октавы он заменил на параллельные. Пианисту, мол, так удобнее.
В России выступает Дезире Арто, бельгийская оперная певица. В фильме роль Майи Плисецкой.
Она исполняет романс Чайковского «Средь шумного бала случайно» (стихи Алексея Толстого).
После концерта Дезире зритель узнает, что у Чайковского были с ней отношения, но их расстроил Рубинштейн. Спас, мол, тебя как друга от участи Тургенева. Хватит нам одной Виардо.
И тут же Чайковской опрометчиво женится. Не поставив никого в известность.
Вот он с женой.
Я не знал, что Чайковский был женат.
Она, бывшая ученица консерватории, написала ему любовное письмо, что от любви готова покончить с собой. Просит разрешения посмотреть и поцеловать, чтобы унести с собой на тот свет этот поцелуй.
Чайковский с Алёшей едут на экипаже к её дому, чтобы незаметно посмотреть, какая она.
Вот из такого экипажа наблюдали.
Бабули приняли их за террористов и вызвали полицию.
И Чайковскому в полицейском участке приходится давать объяснения.
Чайковский сразу понял свою ошибку.
Показан выход четы Чайковских в музыкальный свет.
Его раздражает её веселость, её беспричинный и безостановочный смех. Он под столом пытается остановить её, наступив ей на ногу, но вместо её ноги попадает в ногу Евгения Евстигнеева, который играет роль музыкального критика Лароша.
Чайковский отгоняет Алёшу, не хочет идти домой, заходит в реку в попытке покончить с собой.
Брак Чайковского стал тяжёлым ударом для Надежды фон Мекк.
Актриса Антонина Шуранова.
Она восхищалась его музыкой. Он был для неё кумиром. Она щедро его спонсировала.
Из фильма мы узнаем, что она вдова фон Мекка. Замуж её выдали в 16 лет… Девичья фамилия её – Фраловская.
13 лет она переписывалась с Чайковским, но ни разу не встречались.
В начале фильма она, вдова железнодорожного магната, нанимает Владислава Пахульского. Роль Кирилла Лаврова.
Он музыкант, ученик Чайковского.
Он будет её личным секретарём. Женится на её дочери Юлии.
Википедия сообщает, что Пахульский был в доме фон Мекк ещё и учителем польского языка. Я думал, польский язык в России учили только в Смутное время и при Алексее Михайловиче.
Вторая серия начинается с визита Николая Рубинштейна к Надежде фон Мекк. Он просит у неё 10 тысяч рублей. Это та сумма, которую жена Чайковского просит за развод. Фон Мекк даёт эти деньги и избавляется от ненавистной соперницы…
Википедия пишет, развод так и не был оформлен.
Далее неожиданная смерть Николая Рубинштейна на гастролях в Париже в 1881.
Википедия пишет, что умер от туберкулёза. Меня удивило, что на похоронах в Москве в марте 1881 распорядителем был Константин Алексеев (будущий К.С. Станиславский). Ему тогда было 18 лет.
Показан приезд Чайковского в Париж. Его встреча с Тургеневым. Упоминают цареубийство (1 марта 1881).
Чайковский Тургеневу называет своим самым лучшим произведением «ОРЛЕАНСКУЮ ДЕВУ», но критика разносит её в пух и прах (газета «Русские ведомости»).
Фон Мекк поддерживает Чайковского и приглашает его погостить у себя в имении.
Ниже домик для раздевания и захода в воду. Вода эта - речка или пруд с сильно квакающими лягушками.
Они так и не пересекаются, не встречаются… Она проплывает на лодке мимо своего дома, где остановился Чайковский и пытается увидеть его то ли в лорнет, то ли в бинокль…
«Мама, это правда что ты никогда не видела Чайковского и совсем его не знаешь?»
Потом Надежда неожиданно решает устроить грандиозный праздник с фейерверками и приглашает Чайковского.
Но Чайковский резко уезжает и объясняет Алёше, что он не может дать Надежде фон Мекк то, чего она хочет…
К Чайковскому приходит успех. Овациями встречают его «Пиковую даму»…
Показали, как Чайковского чествовали в Англии.
В мае 1893 ему присвоили Почетного доктора Кембриджского университета.
«Своя игра» сообщала, что он в Кембридже дирижировал своей симфонической поэмой «Франческа да Римини».
А вообще у Чайковского из наград был только орден Святого Владимира 4-й степени (1884). Вот такой крестик как у Николая Второго на картине.
Фильм заканчивается на грустной ноте. И две телеги гробов везут по Питеру.
Чайковский умрет в октябре 1893. А нам покажут зиму. И скажут, что он умер через 8 дней после концерта, на котором дирижировал.
И во вьюжном городе Чайковский встречает Пахульского (Кирилла Лаврова).
Пахульский обвиняет Чайковского в разорении и болезни Надежды фон Мекк.
Возможно, Пахульский просто имел обиду на Чайковского за то, что тот не оценил сочинения Пахульского… Чайковский писал ему, хотел через него поддерживать связь, возобновить общение со «своим лучшим другом»… Он вначале поддерживал Чайковского, то потом всячески его дискредитировал в глазах Надежды фон Мекк. «Чайковский бездарен как Загоскин и Кукольник. Он не выдержит испытания временем».
P.S. Немного о Надежде фон Мекк. Она была старше Чайковского на 9 лет.
У неё было 18 детей. Семеро умерло в младенчестве.
Вдовой она стала в 1876.
Её младшая дочь Людмила родилась в 1872.
Это она, наверно, задает матери вопрос:
«Мама, это правда что ты никогда не видела Чайковского и совсем его не знаешь?»
«Орлеанскую деву», непринятую публикой, Чайковский написал в 1879…
Что ещё сказать про фильм. В нем много берёз. Символ России?
Фильм обрамляют эпизоды из детства.
Маленький Петя ночью на цыпочках прошел к фортепиано. Он не играл, а скорее задумался о музыке. И эти мысли его испугали. Он с громким криком побежал к маме: «Мама, мама, это музыка, такая страшная!» И бежит он по дворцу с небывалой роскошью и огромным количеством прислуги. У Чайковского в детстве такого быть явно не могло…
И второй эпизод. Ранняя весна. По полю едет карета. Останавливается. Выходят мама с маленьким Петей. Мама обнимает сына и уезжает. А он бросается бежать за каретой…
Фильм никак не затрагивает ориентации Чайковского. В то время это называлось БУГРОМАНИЯ.
Вещь, на мой взгляд, отвратительная. Тогда и сейчас запрещённая.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ И ЛАЙК