Была писательница Вера Панова. 1905-1973.
Лауреат трёх Сталинских премий.
Она написала среди прочего 2 рассказа «Валя» и «Володя».
Эти два рассказа режиссёр Игорь Таланкин объединил в один фильм.
ИГОРЬ ТАЛАНКИН
И дал ему необычное название «Вступление».
Этот фильм - первая часть трилогии. Может быть, отчасти, поэтому так назван.
Фильм нам очень понравился.
В нём показано большое движение народных масс. Герои поданы не в камерной обстановке… Валя и Володя - ленинградские подростки, они и знать друг друга не знают… Просто пару раз пересекутся… Пересекутся, покидая Ленинград во время эвакуации и возвращаясь в него.
Мне постоянно вспоминался фильм «Иван Макарович». Похожая тематика. Но там казенная подача Великой Отечественной. Всё наше и все наши хорошие. Плохие только немцы на фронте…. И в то же время тот фильм был легче и приятнее смотрелся…
Здесь слишком много свежего воздуха…. Герои немного теряются в народных массах.
У Вали и её младшей сестры во время эвакуации при бомбежке на станции Мга погибнет мама. Её играет Любовь Соколова. Фильм 1963 года. Ей в это время 41-42 года. Мы-то её знаем как «всесоюзную киномаму», а в фильме одна немного другая… Видна немного её молодость и красота молодости…
«Ничего я не успела понять. Не успела, как следует полюбить тебя. Глупая я, глупая. Я только потом поняла, когда выросла, когда поумнела. Я бы ноги тебе мыла, мамочка». Это будет думать о матери Валя.
В детдоме девчонок найдет мамина сестра. Девчонок отправят в Ленинград. И Валю устроят на работу на мамино место…
У Володи другая история. У отца давно другая семья. Они с матерью навещают его перед отъездом в эвакуацию.
РОДИТЕЛИ ВОЛОДИ
Он врач, операция за операцией. 3 дня уже дома не был. Дал им денег на дорогу. Мать тратит на мороженое. Сдачи не надо. «Нам ведь не деньги были нужны». Она мечтает, чтобы её кто-то полюбил…
Этого кто-то играет Станислав Чекан.
В «Бриллиантовой руке» он капитан, и здесь он тоже капитан.
Он спаивает её.
И малолетнему Володе наливает…
«Рубай компот».
Володя, чтобы не мешать матери наладить свою жизнь, устраивается на завод, поселяется в общежитии. Завод серьёзный. Оборонный, авиационный. Ночная смена. Володя не сумел проснуться. И опоздал на три часа. И не был допущен до работы.
Товарищи пошли просить за него.
Спасло, наверно, то, что в этот момент, когда решалась его судьба, пришло сообщение о прорыве блокады Ленинграда. Работник органов (наверно, он работник органов) Бобров включает радио на весь цех.
И там читает свои стихи Ольга Берггольц (58 минута). Блокадная мадонна.
На заводе Володя сдружился с земляком Ромой.
Рома был женат. Его жена была сварщицей. Работала на высоте и разбилась…
Потом Роман вернется в Ленинград. И приютит у себя Володю, поможет ему устроиться на завод в Ленинграде.
А в Ленинград Володе нужно было попасть любыми судьбами.
Мать пропадает. Капитан, которого играет Станислав Чекан, бросил её, узнав о её беременности… Мать родила дочку Тамару, но жизнь её стала невыносимой… Народ отвернулся от неё, окрестил её падшей женщиной… Вся надежда только на отца. И фильм заканчивается на этой надежде…
Среда. Володя встречается с отцом. Отец обещает до пятницы что-то сделать. Нужно выслать матери вызов, чтобы она смогла вернуться в недавно освобожденный Ленинград… и помочь ей устроиться…
Володя знакомится со своим младшим братом. Он такой напористый, боевой… Любитель рассуждать, философски смотреть на жизнь… Очень удивительна эта напористость и темперамент в исполнении молодого Николая Бурляева. Мне знаком он по другим ролям. Там он не такой…
Брат Олег провожает Володю до проходной завода.
Видим памятник у проходной. Рука Ильича ведёт рабочих.
Проводив брата, Олег (Бурляев) идёт по дождю и входит в какие-то монументальные ворота. Конец.
Очень похоже на Бранденбургские ворота Берлина.
Наверно это Московские ворота Василия Стасова (1834).
Но во время войны и после войны их не было. В 1936 году их разобрали. Расширяли улицу. Восстановили их на том же месте в 1959!
Фильм и начинается с дождя (Дождя в фильме много!).
Дети смотрят, как уезжают из детдома Валя с сестрой Люсей. На телеге, запряженной лошадкой.
-Люся, Люся, ты зайца забыла.
Об этом зайце мы ещё расскажем.
Звучит напутствие Вале:
«Избегай знакомств с молодыми людьми. У них ни любви, ни совести. Одно нахальство, а некоторые позволяют себе всякое безобразие».
Потом при встрече младшая сестренка спросит Володю: «А Вы себе позволяете всякие безобразия?»
-А совесть у Вас есть? Или одно нахальство?
В поезде в Ленинград выяснится, что он безбилетник (заяц!). И пропуска вроде нет.
Проводница его накормит и уложит отдохнуть.
На вопрос о родителях он скажет, что мать в сберкассе работает, а отца нет.
На афишах в только что освобожденном Ленинграде «Жизель» и «Ромео и Джульетта».
Плакат: «Болтун – находка для шпиона».
В начале (16 мин) Володя идёт с приятелем. Приятель говорит, что война скоро кончится.
-Ты уверен?
-Ты кино «Если завтра война» смотрел?
-Смотрел.
-Ну, а чего спрашиваешь?
И этот приятель дёрнет за косичку Валю, которая стояла с подружками.
«Дурак» - скажет она.
Вандализм был и в те времена. У квартиры отца кто-то написал на стене про Олега (брата Володи, наверно).
Младшая сестра играла с зайцем. Она изображала сигнал воздушной тревоги и говорит зайцу: «Пошли, пошли в убежище. Брось ты эти тряпки. Жизнь дороже».
Мне при этом недетском монологе вспомнился фильм «Виринея», когда выбили стекло (43 минута).
Дети залезли на печь, и маленькая разумница выдала:
«Охальники бесстыжие. Это они всё за тобой. Убыток-то какой! Шутка ли? Окошко высадили!»
Как часто в «Своей игре» говорят: «Андрей Тарковский - великий режиссёр». А настолько ли он велик в сравнении с другими советскими режиссёрами?!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ И ЛАЙК