«28 дней» – ровно столько потребуется смертоносному вирусу, чтобы заразить практически все население Великобритании и превратить процветающий остров в пришедшую в упадок и запустение карантинную зону. И без пяти минут «28 лет» потребовалось Алексу Гарленду и Дэнни Бойлу, чтобы завершить трилогию о ее новых обитателях - павших жертвами необузданной генно-модифицированной ярости зомби. Потому и первоначально задуманные в названии «месяцы» пришлось кокетливо заменить на «годы».
Что же нас ждет в британской зомбо-новинке?
Из материковой Европы пресловутый вирус ярости разными хитрыми способами выкурить сумели, но Великобритания до сих пор остается в зоне карантина, которую охраняют довольно утлые патрульные катерки. Такому потерпеть крушение – как не фиг делать, а вот вернуть служивых обратно, никто особо торопиться не будет. Об этом нам доходчиво расскажет напрасно отвергший карьеру курьера скандинавский солдатик Эрик.
«Бедный Эрик!» - чуть позже кокетливо перефразирует бессмертного Шекспира один из героев фильма, кратко характеризуя судьбу юноши.
Инфицированные тоже времени даром не теряли. Они эволюционировали и разделились на 2 основные ветви: одутловатые и синюшные тугодумы «ползуны» (slow-lows) и шустрые и поджарые классические «бегуны». Бегунов, как правило, возглавляет «альфа» - зомби помясистей и поумнее. При этом, какой именно путь эволюции при укусе выберет каждый конкретный зараженный, остается полнейшей загадкой.
Люди с ситуацией в общем и целом примирились и продолжают выживать кто во что горазд.
На крохотном островке Холи-Айленд укрепилась община лучников и тихо-мирно ведет свое натуральное хозяйство, но время от времени нет-нет да и поведет какой-нибудь бравый папаша своего подрастающего сынишку по узкой тропке на остров побольше на инициацию.
Откуда у островитян такой ненужный риск в крови – неясно. Но ходят туда именно мелкими группками и довольно часто не прям-таки успешно, свидетельством чему выступает рядок деревянных крестов у ворот. Ничего путного с «большой земли» они не приносят – что и не мудрено – в целом за 20 лет можно уже все перепрочесать раз по сто. Хотя и далеко в глубь суши наши колонисты опять же не суются. Шасть в узкий временной лаз между приливом и отливом и айда праздновать. Возможно, кстати, именно безудержная жажда праздника толкает отчаянные головы на эту авантюру.
Повествование для атмосферности временами будут украшать черно-белые кадры якобы хроники. Сначала ты им слегка удивляешься – мол, зачем они тут, но потом привыкаешь. Тут будут бравые средневековые лучники, позаимствованные у Лоуренса Оливье из «Генриха V» (1944) и даже немножко картинок из «28 недель спустя».
Жена Джейми Айла (Джоди Комер) страдает от тяжелой болезни, которую не то что вылечить, толком диагностировать никто в селении не может. Врачей у поселенцев нет. И вот у ее сына Спайки возникает кое-какая идея, как ей помочь.
Всю интригу раскрывать тут не буду, но своего любимца не показать не могу.
Живет на острове побольше один доктор с особым взглядом на гуманизм и применение лекарственных средств. Иэн Келсон в исполнении харизматичного Ральфа Финнеса – персонаж, конечно, не прям центральный, но однозначно колоритный и запоминающийся.
Миссия Спайки, скажем так, заканчивается неоднозначно, но за пареньком явно закрепляют надежду на дальнейшее будущее, и в финале - через магические для этой яростной вселенной 28 дней – Спайк помогает нам связать эпичное начало фильма с его уже практически готовым продолжением – «28 лет спустя: Храм костей» (28 Years Later Part II: The Bone Temple) от начинающего режиссера Нии ДаКосты. И вся эта красота ждет нас уже вот-вот - в январе 2026 года.
Обе части снималось практически одновременно, а в задумках у Гарленда есть и еще одна история.
Внимательный читатель спросит: «А где же гопники?». Без них никак! Вы их обязательно увидите и ни с кем не перепутаете – очень уж они вышли удалые. Они даже Спайка спасут. Поговаривают, что образ их лидера создатели картины отчасти списали с Джимми Сэвила, но не скажу, что для отечественного зрителя это будет прям моментальная и безоговорочная угадайка.
Видимо, сколь сильно он похож на скандального телеведущего-педофила мы доподлинно узнаем во второй части. Там же обещают быть Спайки с папой и тот самый легендарный Джим. А если вы вдруг о таком товарище ничего не знаете, вам срочно нужно читать следующую главу))
Как все начиналось. Особенности первых дней и недель зомби-апокалипсиса
В далеком 2002-м истории про зомби, конечно, не были прямо-таки откровением, но были весьма свежи и только начинали переживать свой ренессанс. Именно тогда появляется «Обитель зла», а несколькими месяцами позже свое видение зомби-апокалипсиса предлагают Гарленд и Бойл. И если Пол Андерсон черпал вдохновение в слегка кровожадной японской игре, то Гарленд устремил свой взор в золотые 50-е и беспечные 70-е.
«28 дней спустя» (2002)
* Почему именно 28?
Тут нам придется отвергнуть патетические идеи о пике иммунитета к вирусу или о примерном сроке «жизни» изголодавшегося по плоти зомби. Все гораздо проще, приземленней, но по-своему образней:
Раньше в Британии действовала политика возврата товаров, по которой получить свои деньги назад можно было в течение 28 дней. Так что 28 – это как бы такая точка невозврата, перешагнув которую, назад откатить неудачное приобретение не удастся.
А теперь обратимся к сюжету. Вездесущие экоактивисты вламываются в лабораторию, где на милых шимпанзе тестируют некий вирус «ярости». В мгновение ока освобожденные лохматые носители запускают цепочку заражений, которая спустя считанные дни превращает всю Великобританию в зомби-ленд с кучками уцелевших.
Спустя почти месяц после этих судьбоносных событий в больнице приходит в сознание единственный уцелевший пациент – оказавшийся в коме после аварии велокурьер Джимми. Он ошарашенно исследует сначала опустевшие палаты и общественные пространства мед. учреждения, а потом и безлюдные улицы Лондона. И выглядит все это действительно очень эффектно и атмосферно.
Киллиан Мёрфи попал в каст хоррора далеко не сразу. На начальном этапе работы над проектом Бойл прочил на роль Джима Юэна МакГрегора, но на съемках «Пляжа» (2000) между актером и режиссером произошла размолвка (главная роль в последний момент досталась Лене Ди Каприо, а этого Юэн простить не смог). Вторым кандидатом стал Райан Гослинг, но у него на тот момент был слишком плотный съемочный график. И вот только тогда подоспел наш ирландец.
К деталям отнеслись очень внимательно. Так, нагромождение тел в церкви, где происходит первый непосредственный контакт Джима с зомби, Алекс Гарленд подсмотрел на фото из охваченных беспорядками Руанды и Сьерра-Леоны. А сценку, где пока еще беспечный экс-курьер поднимает раскиданные на ступенях купюры – на снимке из Камбоджи сразу после изгнания Пол Пота.
Художественная литература и кино тоже внесли свой вклад.
У английского писателя-фантаста Джона Уиндема (1903–1969) Гарленду приглянулся пост-апокалиптический роман «День триффидов» (1951), где ослепших от внезапно обрушившегося на Землю метеоритного дождя людей направо и налево убивают ходячие кровожадные растения. Главный герой книги – биолог Билл Мейзен, подобно главному герою фильма, приходит в сознание в больнице и узнает о разразившейся катастрофе постфактум.
У короля ужасов Джорджа Ромеро Гарленд позаимствовал сцену в опустевшем продуктовом магазине и остановку для пополнения припасов, где у героя происходит стычка с инфицированным ребенком, а также идею изучения прикованных инфицированных и посылающих радиосигналы, укрывшихся в укрепленном убежище военных.
____________________________________
Спасаясь от заполонивших все вокруг зомби, Джим знакомится с суровой Селеной и вскоре погибающим Марком, которые в красках рассказывают пареньку о первых часах и днях катастрофы и отводят посмотреть на родительский дом. Картинка там его ждет мрачная.
Чуть позже в заброшенной многоэтажке Селена и Джим находят добряка Фрэнка и его дочь-подростка Ханну, вместе с которыми отправляются искать передающую внушающие умеренный оптимизм радиосигналы военную базу. Кэб Фрэнка для этой цели приходится как раз кстати.
К сожалению, без жертв не обходится: Фрэнк довольно досадно заражается вирусом из-за вороны, да и солдаты оказываются совсем не душками. В первую очередь их интересуют женщины – якобы для спешного продолжения рода, а уж потом всякое там спасение и т.п.
Узнав о таком раскладе вещей, наш паренек-курьер, только недавно с трудом убивший битой своего первого зомбу, в одночасье превращается в Рембо в кубе и одного за других, как неразумных щенков, мочит гадких, резко поглупевших солдат.
Вместе со спасенными Селеной и Ханной Джим находит приют в пасторальном деревенском домике, где еще 28 дней спустя они дожидаются патрульного самолета и растягивают на лужайке сшитое из позаимствованного у солдат роскошного алого платья и разного другого тряпья спасительное Hello.
Сначала, кстати, розовых оптимистичных соплей не планировалось. Джим должен был умереть от ран или – на более раннем этапе работы над сценарием – как герой, отдать свою кровь зараженному, но не застреленному солдатами Фрэнку. Но тестовой аудитории такой пессимистичный беспредел не понравился и пришлось срочно выдавать «хэппи-энд».
«28 недель спустя» (2007)
О продолжении истории Бойл и Гарленд задумались практически сразу же. Сначала возникла идея сделать «29 дней спустя», возможно, даже с той же троицей персонажей. Потом появилась мысль снять историю о том, как группа военных отправляется в Лондон, чтобы спасти королеву или на худой конец премьер-министра.
Но в итоге в духе Ромеро решили снимать не прямое продолжение, а еще одну историю из зараженной тем же вирусом Британии. Главными ее героями становится супружеская чета Дон и Элис Харрис, а также их отдыхающие на момент распространения вируса в Испании дети - Тэмми и Энди.
Режиссерское кресло досталось испанцу Хуану Карлосу Фреснадильо, так как сам Бойл был вовсю занят триллером «Пекло», вместе с Гарлендом он выступил лишь продюсером картины.
В разгар эпидемии Дон проявляет малодушие и бросает жену на растерзание зомбам. Постепенно распространение вируса удается остановить, а некоторые столичные районы полностью очистить от зараженных. В Лондон даже тянутся первые возвращенцы. Среди них и Тэмми с Энди.
Узнав о смерти матери, легкомысленные дети покидают охраняемый военными безопасный периметр и отправляются в расположенный в красной зоне отчий дом, где и находят свою маму - живую. Но не такую уж невредимую. Миссис Харрис все-таки покусали, но у Элис обнаруживается уникальный иммунитет к вирусу и в злобную кусачую тварь она не превращается, однако носителем «ярости» быть не перестает.
Женщину доставляют в зеленую зону, где представители НАТО после некоторого колебания приходят к решению на всякий пожарный ее тихонечко умертвить, но решивший тайком проведать жену Дон их опережает и после поцелуя становится первым зомби второй волны, а значит каша с эпидемией заваривается по новой. Военные струляют направо и налево, зомби от них не отстают.
На фоне всех этих безобразий солдат медслужбы Скарлет (Роуз Бирн) - сначала в сопровождении неравнодушного сержанта Дойла (Джереми Реннера), а потом самостоятельно - стремится во что бы то ни стало спасти непослушных детишек-носителей уникального иммунитета.
Довести их до точки эвакуации девушке не удается, но она успевает сообщить Тэмми и Энди все координаты, явки и пароли. В итоге чудом оставшийся в этом зомбовороте пилот вертолета Флинн, который так-то ждал своего приятеля Дойла, пусть и неохотно, но соглашается забрать юных Харрисов во Францию.
28 дней спустя по рации в брошенной вертушке раздаётся голос, по-французски просящий о помощи. А из дверей станции метро у подножия Эйфелевой башни появляется группа заражённых.
Резюме без спойлеров
«28 лет спустя» и без всей этой предыстории смотрятся вполне себе с энтузиазмом, но более ранние части, как ни крути, придают истории размах и ретроспективу. Так что ознакомиться или освежить впечатления я бы рекомендовала. Кстати, первые две киношки и сейчас вполне себе неплохо воспринимаются, ощущения чего-то запредельно устаревшего не возникает.
А если вы смотрели все эти зомбострасти когда-то там давно - на заре 2000-х, то вам еще и та самая пресловутая капелька ностальгии, которая туманит глаз, слегка оберегая его от соринок мелких шероховатостей, полагается.
Откровений и революционных находок от зомби-хорроров сейчас ждать уже довольно трудно. Но, если бы воображаемые гопники-эстеты (пусть даже и из банды Джимми) зажали меня в темном уголке с пытливым «Как оно?». Я бы собралась, сократила все эти многобукв и сказала:
- Вышло, возможно, не прям феерично, точно не эпохально, но по-своему мило. Мне понравилось)
Без косячков не обошлось, есть логические недотыкомочки: гундосам погундеть точно будет о чем, но почти 2 часа смотрятся легко, местами весело. А есть и прямо даже отличные персонажи и сюжетные решения.