Найти в Дзене
Свет внутри

Индуцирование ребёнка совместно проживающим родителем: когда любовь превращают в отторжение

«Я не настраиваю ребёнка против отца. Я просто рассказываю, как всё было».
«Он сам не хочет туда ехать, я тут ни при чём!»
«Если хотел воспитывать ребенка, надо было думать раньше». Такие фразы часто звучат в кабинете эксперта-психолога, когда речь заходит об индуцировании — целенаправленном или бессознательном влиянии одного родителя на психику ребёнка, формирующем у него искажённое, негативное восприятие второго родителя. Что такое индуцирование?
Индуцирование (от лат. inducere — «внушать») — это психологическое воздействие родителя (или иного значимого взрослого), формирующее у ребёнка эмоционально окрашенное отношение к другому родителю, чаще всего негативное. Это может быть: Целенаправленное внушение — осознанное влияние с целью исказить образ другого родителя: «Он нас бросил», «Он опасен», «Он не любит тебя». Бессознательное влияние — передача своих установок, страхов и эмоций ребёнку: «Ты же сам видишь, как он с нами поступил», «Ты ведь не хочешь к нему?». Цель индуцирования —

«Я не настраиваю ребёнка против отца. Я просто рассказываю, как всё было».
«Он сам не хочет туда ехать, я тут ни при чём!»
«Если хотел воспитывать ребенка, надо было думать раньше».

Такие фразы часто звучат в кабинете эксперта-психолога, когда речь заходит об индуцировании — целенаправленном или бессознательном влиянии одного родителя на психику ребёнка, формирующем у него искажённое, негативное восприятие второго родителя.

Что такое индуцирование?
Индуцирование (от лат. inducere — «внушать») — это психологическое воздействие родителя (или иного значимого взрослого), формирующее у ребёнка эмоционально окрашенное отношение к другому родителю, чаще всего негативное.

Это может быть:

Целенаправленное внушение — осознанное влияние с целью исказить образ другого родителя: «Он нас бросил», «Он опасен», «Он не любит тебя».

Бессознательное влияние — передача своих установок, страхов и эмоций ребёнку: «Ты же сам видишь, как он с нами поступил», «Ты ведь не хочешь к нему?».

Цель индуцирования — чаще всего создание коалиции между ребёнком и индуцирующим родителем, эмоционального союза против второго родителя, особенно в условиях конфликта или развода.

Как индуцирование сказывается на ребёнке?
Формируется искажённый образ одного из родителей.
Ребёнок начинает бояться, стыдиться, отвергать родителя, даже если ранее между ними была тёплая связь.

Возникает внутренний конфликт лояльностей.
Любить обоих родителей становится «запрещённым». Поддержка одного — предательство другого.

Развивается тревожность, вина, агрессия.
Ребёнок может чувствовать вину за «неправильные» чувства, быть агрессивным, испытывать психосоматические реакции.

Нарушается идентичность и самооценка.
У ребенка формируется непринятие себя, отвержение своих черт и чувств.

Травмируется базовое доверие к миру и взрослым.
Когда один родитель внушает: «Папа/мама тебя не любит», — ребёнок не только отвергает родителя, но и теряет чувство стабильности и безопасности в мире.

Когда ребёнок наиболее уязвим?
Самые уязвимые возрастные периоды:

от 3 до 8 лет — ребёнок ещё не умеет разделять чужое и своё, зависим от взрослого;
период младшего школьного возраста — важна принадлежность к «хорошему родителю»;
подростковый возраст — усиление внутренней борьбы, особенно при наличии конфликта лояльностей.

Индуцирование ≠ индуцированное состояние.
Важно понимать: индуцирование может иметь место, но ребёнок может и не принять это влияние. Бывает, что:

ребёнок устойчив, сопротивляется внушению, сохраняя позитивный образ второго родителя;

ребёнок временно демонстрирует индуцированное поведение, но в душе сохраняет амбивалентность или любовь;

при сильной зависимости ребёнок принимает установку взрослого как собственную, даже не осознавая этого.

Признаки индуцирования (в судебной и экспертной практике):


ребёнок говорит о втором родителе терминами взрослого: «он манипулятор», «он нас предал», «он нарцисс»;
отказ от общения с родителем без личных негативных переживаний;
запрет ребёнка говорить о хорошем, что связано с «неугодным» родителем;
изоляция ребёнка от родственников второго родителя;
ребёнок повторяет эмоционально окрашенные фразы без личного опыта: «я его боюсь» (но не может сказать, почему), «он испортил нам жизнь».

Почему это происходит?
Причины индуцирования:

жажда мести бывшему партнёру: «Ты меня предал — я тебе ребёнка не отдам»;
страх потери контроля над ребёнком;
перенос своей боли, обиды, страха на ребёнка;
созависимость: родителю нужен союзник, «свидетель» его страданий;
желание исключить другого из жизни ребёнка (особенно при новом браке);
психологические нарушения (пограничное или нарциссическое расстройство личности).

Роль эксперта-психолога
Психолог, особенно судебный эксперт, оценивает как наличие индуцирования, так и степень его влияния на ребёнка. Работа включает:

Как можно помочь ребёнку?
Обеспечить доступ к обоим родителям (если это безопасно).

Не использовать ребёнка как союзника или "орудие" в конфликте.

Восстановить образ отвергнутого родителя.

Поддержать право ребёнка чувствовать по-своему — даже если это не совпадает с чувствами взрослого

Провести индивидуальную психотерапию, направленную на укрепление Я-концепции, эмоциональную автономию и восстановление чувства безопасности

Важно помнить:
Ребёнок — не свидетель в бракоразводном процессе.
Он не должен быть ни на чьей стороне.
Он имеет право любить обоих родителей.

Когда взрослый использует своё влияние для разрушения образа другого родителя — он разрушает часть самого ребёнка, ведь в каждом ребёнке — оба родителя.