80 лет назад, за месяц до окончания Великой Отечественной войны, началась тайная операция по эвакуации узников концлагерей. Рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер издал секретный приказ: необходимо срочно эвакуировать узников концлагерей для сокрытия следов преступлений нацистского режима. 2 мая 1945 года более 10 тысяч измученных людей погрузили на корабли. Через сутки в живых осталось лишь триста…
Не приняли капитуляцию
29 апреля 1945 года германское командование спешно вывезло всех узников концлагеря Гоенгама, большинство из которых были русскими военнопленными, в Любек. 12 тысяч человек без еды и воды сутки доставляли на поезде до города, откуда на баржах их переместили на Балтийское море. Там уже стояли лайнер «Кап Аркона», грузовое судно «Тильбек» и корабли «Афины» и «Дойчланд».
Представителям шведской и швейцарской миссий Красного Креста сообщили о перевозке. Они передали информацию британскому генералу Джорджу Робертсу, чьи войска двигались к Любеку. Но почему-то полученные сведения так и не дошли до руководства британских ВВС.
«3 мая 1945 года английские войска подошли к городу Нойнштадту и предъявили капитуляцию городу к 12 часам дня. Город капитуляцию принял. После чего предъявили капитуляцию к 3 часам дня кораблям, на которых находились мы. Корабли находились в 6 километрах от города Нойнштадт. Эсессовское командование кораблей капитуляцию отклонило», - рассказал в рассекреченном ФСБ РФ письме бывший узник концлагеря Василий Саломаткин.
Британская авиация отреагировала незамедлительно.
Махали белыми рубашками
Вскоре в небе показались самолёты, начавшие бомбить корабли с узниками концлагерей. Воспользовавшись замешательством конвоиров, Василий в составе небольшой группы заключённых выбрались на палубу, откуда наблюдали за происходящим.
«Первой жертвой бомбёжки оказался корабль «Тюльбек». Он сразу же загорелся и начал тонуть. Заключённые, кто смог вылезти из корабля, прыгали в воду. После того, как первая английская бомба попала в корабль «Тюльбек», эсессовское командование корабля «Кап Аркона», на котором находился я, выбросило белый флаг, означающий капитуляцию», - говорится в письме.
Узники, находящиеся на палубе, быстро стали снимать с себя нижние рубашки белого цвета и принялись ими махать, чтобы лётчики точно увидели посылаемый сигнал. Однако он был проигнорирован – самолёты продолжили бомбить судно на малой высоте.
«Затонули вместе с кораблём»
Следом за «Тюльбеком» ушёл под воду ещё один корабль. Теперь британская авиация принялась за «Кап Аркону». Поняв, какая участь их ждёт, германское командование начало сбрасывать лодки на воду. Глядя на то, как они уплывают, узники начали паниковать – люди потоком устремились на верхнюю палубу. В этот момент прилетела вторая бомба, попавшая в середину лайнера.
«Корабль загорелся и начал тонуть. Вследствие паники заключённые стремились вылезти на палубу, один одного с лестницы стаскивали и поэтому не могли вылезти на палубу и вместе с кораблём затонули. Я, после попадания второй бомбы в корабль «Коп Аркона», вместе с другими русскими заключёнными пленными бросился с корабля в воду».
Искали спасения, а нашли погибель
Примерно в километре от себя оказавшиеся в ледяной воде узники заметили торпедные катера. Узники, истощённые, потерявшие силы, поплыли к ним, надеясь в спасение. Но спасать выживших никто не собирался. Солдаты, плывущие на катерах, стали добивать из автоматов плывущих людей. Василия спасло только то, что он не успел подплыть к катерам настолько близко, насколько это удалось остальным.
«Видя такое дело, я повернул обратно и взял направление на берег. Берег еле-еле было видно. Плыл я без вспомогательных средств, при помощи своих рук и ног. Я тоже бы не выплыл на берег, как другие, но на моё несчастье пришло счастье. Я проплыл уже порядочное расстояние, и начался прилив моря к берегу. Это меня спасло».
Ударившись грудью о берег, мужчина потерял сознание. Другие спасшиеся вытащили его и принялись откачивать. Как только Василий пришёл в себя, его отправили в госпиталь. Там военнопленный узнал, что из 12 тысяч человек в живых осталось лишь триста. Однако на этом кошмары не закончились.
Издевательства в лагере спасшихся
В лагере спасшихся жилось не лучше, чем в концлагере. Британские оккупанты загнали выживших в тесные помещения, плохо кормили. Кроме того, по городу разгуливали немецкие военнопленные, угрожая ночью разделаться со всеми русскими.
«Когда мы однажды запротестовали и требовали настоящей пищи, они [британцы] нам ответили, что «вы и этого не стоите» и двух бывших заключённых военнопленных взяли с собой, предъявили им саботаж и посадили в тюрьму», - писал Саломаткин.
Кое-как русским пленным удалось похоронить товарищей, чьи тела прибило к берегу.
Рассказ Василия подтвердили и другие свидетели, спасшиеся после тех трагических событий. Потопление «Кап Аркона» стало одной из самых больших трагедий на море во Второй мировой войне.
Источник: Центральный архив ФСБ России
Читайте также: