Прошло три года как московский завод «Рено Россия» превратился в столичное производственное объединение МАЗ «Москвич». Казалось бы, такой мощный владелец индустриального предприятия как столичное правительство, за прошедший период выведет завод в процветающий. Но реальность оказалось несколько иной. Теперь оказывается, что «Москвич» может сменить индустриального партнера. И это только один аспект. О ряде возникших проблем столичного предприятия наш рассказ.
Изначально, та географическая локация в столице, на которой находится завод «Москвич» называлось Сукиным болотом, местом, вокруг которого ходит много легенд. Не будем углубляться в эти "предания старины глубокой", поскольку будем объективными, и судьба «Москвича»-АЗЛК, а впоследствии и «Рено Россия» не из-за репутации этого места, а сложились по объективным обстоятельствам и факторам.
Сегодня положение столичной марки на российском автомобильном рынке очень и очень непростое. Доля «Москвича» снижается, продажи падают. Если по итогам прошлого 2024 года бренд входил в первую десятку домашнего рынка. То по итогам первой половины текущего года скатился уже на 15 место с продажами в чуть более 7 350 автомобилей.
Несмотря на то, что в ценовом позиционировании кроссоверы «Москвич 3» уже близко подошли к отечественному бестселлеру Lada Vesta, некоторые дилеры продают в месяц по 12-15 машин, а это для такого массового бренда недопустимый уровень. При этом фактически все «Москвичи» расходятся со скидками. Ну а если бы их не было, то продажи бы встали.
Как рассказывали ранее топ-менеджеры столичного завода, чтобы предприятие МАЗ «Москвич» было рентабельным оно должно продавать 40 000 автомобилей в год, причем собранных по полному циклу. То есть сегодня, если ориентироваться на итоги первого полугодия, спрос может обеспечить только загрузку трети от этого уровня.
Сегодня все автомобильные информационные ленты наполнились сообщением о том, что МАЗ «Москвич» может сменить индустриального партнера, которым на сегодня является китайский JAC. Все дело в том, что на стадии перехода к полному циклу у партнеров возникли трения по доступу к технической документации. Поэтому делается вывод о том, что сотрудничество может прекратиться.
Новым партнером называют китайский государственный автомобильный концерн SAIC. Впрочем, пока окончательной отмашки нет на начало сотрудничества. Все дело в том, что с сентября 2023 года МАЗ «Москвич» находится в санкционных списках Минфина США. А поскольку концерн SAIC ведет достаточно агрессивную наступательную политику на различные рынки в разных частях света, лишние трудности, если они вдруг возникнут из-за связей с «Москвичом», ему не к чему.
Как отмечают эксперты, SAIC может продвигать свою дочернюю марку автомобилей MG (Morris Garage), знаменитую британскую марку, некогда входившую в Rover. В том числе, вероятный претендент на столичный конвейер седан MG5. Считай, прямой конкурент Lada Vesta.
Конечно, нам сегодня трудно спрогнозировать как в дальнейшем будут развиваться события вокруг столичного автозавода, но, несомненно, одно. В столице невыгодно производить автомобили. И выбор еще в начале нулевых площадки бывшего АЗЛК-Москвич в качестве плацдарма для наступления на российский рынок Renault был ошибочным.
Бывшие хозяева завода не учли такие факторы как колоссальная стоимость рабочей силы в российской столице. В начале 00-ых годов, когда Renault заходил на площадку она еще не была такой вопиющей после кризисных 90-ых. Но сегодня квалифицированная рабочая сила в Москве стоит очень дорого и это влияет на цену конечного продукта. В таких условиях выпускать недорогие автомобили практически невозможно.
Не зря в автомобильной прессе еще четыре-пять лет назад начали циркулировать слухи о том, что французская сторона закроет столичный завод «Рено Россия» и перенесет выпуск кроссоверов в Тольятти, где затраты на рабочую силу несравненно ниже.
Когда 16 мая 2022 года французский автопроизводитель Renault за символическую сумму продал предприятие столичному правительству возникла иллюзия, что поддержка богатым владельцем автомобильного актива будет продолжительной и бесконечной, и не будет экономить, чтобы поставить на ноги свой автозавод.
Фактически, московскому правительству в тот период времени три года назад не надо было строить амбициозные планы, а просто подобрать площадку в одной из соседних областей и перенести и развивать производство за пределами МКАД. Половина проблем просто бы не возникла.
Изначально, не только чиновники столичного правительства, но и специалисты понимали, что в Москве выгодно производить деньги, а не автомобили. Но им необходимо было показать, что в столице не сокращаются рабочие места, что в столице остается и развивается мощный индустриальный потенциал и т.п. Ну а как будут преодолены трудности, будет происходить на наших глазах сегодня и в ближайшей перспективе.
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz