Символ специальной военной операции – букву «V» – в Кисловодске сжигали дважды. Уже доказано, что первый раз, в 2023 году, это сделали не просто вандалы, а диверсанты, которые действовали по заданию украинских кураторов из националистической организации «Правый сектор».
Случаев вербовки россиян для подрывной деятельности внутри страны становится всё больше. Какие цели преследуют неонацисты?
По мотивам ненависти
Обновлённая стела «КислоVодск» появилась на курорте в марте 2022 года, вскоре после начала спецоперации. Однако год спустя букву латинского алфавита в цветах георгиевской ленты и триколора уничтожили. За этим стояли двое местных жителей, Вячеслав Брунчалин и Сергей Митин. Как сообщили в краевом УФСБ, Брунчалин за год до поджога примкнул к украинским радикалам и записал видео, в котором обещал беспрекословно следовать их приказам, чтобы обострить социально-политическую обстановку в стране. Ущерб городу составил свыше 127 тыс. рублей.
Против поджигателя и его сообщника возбудили уголовные дела по ч. 2 ст. 167 УК РФ за умышленное уничтожение или повреждение имущества. Кроме того, Брунчалин стал фигурантом уголовного дела по ч. 2 ст. 282.2 УК РФ за участие в деятельности экстремистской организации. Его приговорили к пяти годам колонии общего режима и взысканию материального ущерба более чем на 1,5 млн рублей. Подельника- кисловодчанина осудили на 1,5 года условно.
11 мая 2025 года на стелу устроили нападение во второй раз. Неизвестный, как и его предшественники, поджёг восстановленную букву «V» и сбежал с места преступления. Его личность до сих пор не установлена. Правоохранители пока квалифицируют поступок как вандализм и предполагают, что он был совершён по мотивам политической, идеологической, национальной вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. Жители региона уверены, что за противозаконной выходкой может снова тянуться украинский след.
В 2024 году Южный окружной военный суд осудил на пять лет строгого режима жителя Ставрополья Владимира Исупова за участие в деятельности запрещённого в России «Правого сектора», которому он добровольно присягнул. Экстремисты велели ему устроить поджоги административных зданий края. Исупов начал вести съёмку и наблюдение за объектами. Снимки он отправлял куратору, а в арендованном гараже прятал самодельное зажигательное устройство.
Виктор Бачинин из Михайловска тоже решил сотрудничать с украинскими экстремистами. Как и другие «новобранцы», он принёс националистам присягу и отправил запись с произнесённой клятвой командиру. Его заданием было подорвать городской отдел полиции, взрывное устройство он собирал у себя дома. Однако сотрудники спецслужб не позволили ставропольцу устроить теракт, а суд не проявил к нему снисхождения. Мужчину задержали и приговорили к 10 годам колонии строгого режима.
Угрожают россиянам
С начала спецоперации экстремисты активизировали свою подрывную деятельность по всей России. Ставрополье не стало исключением. По данным правоохранителей, за последние два года они совместно с силовиками предотвратили в регионе свыше двух десятков терактов. Восемь из них – на этапе приготовления. Почти 20 задержанных оказались членами проукраинских неонацистских группировок.
«Правый сектор» среди них – одна из самых известных. Приверженцы ультраправых взглядов и почитатели нацистских и фашистских идей Степана Бандеры создали её накануне госпереворота на Украине в 2014 году. В то же время эту и ещё несколько объединений в России по требованию Генпрокуратуры признали экстремистскими.
В январе 2025 года «Национально-освободительное движение «Правый сектор» и входящие в его структуру «Добровольческий Украинский корпус «Правый сектор» и «Правая молодёжь» Верховный Суд РФ определил как террористические организации и запретил их деятельность в стране.
Как объяснили в ведомстве, эти националистические ультраправые организации основаны на тотальной русофобии и идеях радикального украинского национализма. Члены этих группировок воюют против России с самого начала специальной военной операции, пропагандируют ненависть к россиянам и прославляют пособников фашистской Германии.
Два года назад в России официально запретили и признали террористической ещё одну украинскую организацию «Легион «Свобода России». Её основоположник – нелегитимный президент Владимир Зеленский. Он инициировал её создание в 2022 году для вербовки россиян к участию в боевых действиях на стороне ВСУ и подготовке терактов и диверсий. Лидеры «Легиона» – убеждённые неонацисты.
В надзорном ведомстве цель группировки обозначили как подрыв основ конституционного строя России и подчеркнули, что военизированное объединение представляет угрозу безопасности страны и её населению.
Желающие примкнуть к неонацистам нашлись и на Ставрополье. Одним из них стал житель региона Руслан Белый. В 2023 году по указанию вербовщика мужчина готовил теракт на газораспределительных сетях в Ессентуках. Он основательно готовился к преступлению: сделал фото и видео места, где планировался подрыв, отправил снимки своему командиру и купил детали для создания самодельного взрывного устройства. Однако свой преступный замысел Белый реализовать не успел – к нему нагрянули силовики. Южный окружной военный суд приговорил ставропольца к 20 годам колонии строгого режима, признав виновным в государственной измене, участии в террористической организации и покушении на теракт.
Другой ставрополец, Сергей Станчев, должен был по указке боевиков поджечь военкомат в одном из городов КМВ. К «Легиону» он присоединился сам: нашёл в Сети контакты объединения и выказал желание пополнить ряды нацистов. Как и во всех аналогичных случаях, силовики сработали на опережение, задержав пособника украинских террористов. Летом прошлого года Станчеву вынесли приговор. Ближайшие семь лет он проведёт в колонии общего режима.
Ошибки прошлого
Неонацизм – не что иное, как невыученные уроки Великой Отечественной и Второй мировой войн. Как отмечено в докладе МИДа России «О героизации нацизма... », Запад начал переписывать и фальсифицировать историю, ставя знак равенства между фашистским режимом гитлеровской Германии и якобы «тоталитарным» советским.
Сегодня Европа взяла курс на «оголтелую русофобию» и оправдание нацизма. В некоторых странах уже приравнивают к героям пособников нацистов и убийц, сражавшихся под знамёнами Третьего рейха. Мемориалы советским воинам, освободителям Европы, уничтожают. Преступления современных неонацистов, в том числе членов радикального националистического украинского батальона «Азов» (ныне запрещённой в России террористической организации), замалчивают.
«Любые упоминания о совершённых участниками украинских экстремистских формирований многочисленных жестоких преступлениях в Донбассе старательно исключаются из информационного пространства. Таким же образом пытаются не допустить в эфир сведения о приверженности нацизму украинских военных, о чём свидетельствует ношение ими нацистской символики. Тем не менее подобные случаи все же доходят до сведения общественности. Пока за демонстрацию в эфире подобного прозападные журналисты приносят извинения», – говорится в документе.
Новый миропорядок, построенный на заигрывании с темой нацизма, возрождении идей фашизма и безоговорочной поддержки Украины всё больше укореняется в странах Запада. В то же время в России борьба с неонацизмом – приоритет государственной политики, о чём недавно заявляли в Минобороны.
Цена победы над фашизмом 80 лет назад – 27 млн жизней бойцов Красной армии и жителей Советского Союза. Как ранее неоднократно говорил президент Владимир Путин, Россия обязана бороться с неонацизмом, поскольку сильно пострадала в борьбе с ним. Отсюда вытекает ключевая задача СВО – денацификация Украины. Чем ближе конечная цель, тем больше обречённых на неудачу попыток дестабилизировать обстановку в России предпринимает Киев и его западные кураторы.