Найти в Дзене

Что сделали донские казаки, когда султан прислал против них 180-тысячную армию, и почему в Москве их поступок назвали чудом

В военных академиях знают, что если противник превосходит тебя во много раз, сопротивляться бесполезно. Натовцы не рискуют вступать в бой при соотношении сил хуже чем один к пяти. Генштабы всех стран мира исходят из простой арифметики: десятикратное преимущество врага означает неминуемое поражение. Но в 1641 году в южнорусских степях произошло событие, которое опровергло всё, что написано в учебниках по военному искусству. Пять тысяч триста шестьдесят семь человек, включая восемьсот женщин, три месяца держали оборону против ста восьмидесяти тысяч отборных воинов Османской империи. Математика говорила о том, что такое невозможно, а здравый смысл кричал, что это безумие. История назвала это чудом. Тем не менее, чудо случилось именно там, где сходились границы трех империй — Московской, Османской и Крымской. В городе, который турки считали неприступным, а казаки превратили в символ русского упорства. Азов был не просто крепостью, это был турецкий Кремль на Дону. Три кольца каменных стен,
Оглавление

В военных академиях знают, что если противник превосходит тебя во много раз, сопротивляться бесполезно. Натовцы не рискуют вступать в бой при соотношении сил хуже чем один к пяти. Генштабы всех стран мира исходят из простой арифметики: десятикратное преимущество врага означает неминуемое поражение.

Но в 1641 году в южнорусских степях произошло событие, которое опровергло всё, что написано в учебниках по военному искусству. Пять тысяч триста шестьдесят семь человек, включая восемьсот женщин, три месяца держали оборону против ста восьмидесяти тысяч отборных воинов Османской империи. Математика говорила о том, что такое невозможно, а здравый смысл кричал, что это безумие.

История назвала это чудом.

Тем не менее, чудо случилось именно там, где сходились границы трех империй — Московской, Османской и Крымской. В городе, который турки считали неприступным, а казаки превратили в символ русского упорства.

Изображение от автора
Изображение от автора

Казачья республика на краю света

Азов был не просто крепостью, это был турецкий Кремль на Дону. Три кольца каменных стен, одиннадцать башен, четыре тысячи отборного гарнизона и двести пушек. Крепость контролировала единственный путь с Дона в Азовское море и служила главной базой для работорговцев, которые веками вывозили в рабство русских людей.

Но 18 июня 1637 года случилось немыслимое. Четыре с половиной тысячи донских и запорожских казаков подошли к неприступным стенам Азова. Месяц они рыли подкоп под главную башню, а когда её взорвали, ринулись в двадцатиметровый пролом.

— Бей нехристей! За православную веру! — кричали казаки, врываясь в крепость.

Турецкий гарнизон был вырезан почти полностью. Две тысячи христианских рабов получили свободу. А атаман Михаил Татаринов провозгласил Азов "вольным христианским городом".

Впрочем, вольность эта оказалась на редкость прибыльной. Персидские купцы потянулись сюда торговать шелками, русские пушниной, а греки вином. Казаки же промышляли тем, что умели лучше всего, они ходили "за зипунами" к турецким берегам и привозили добычу, которой хватало на безбедную жизнь.

Пять лет Азов жил по собственным законам. Восстановили и освятили древний храм святого Иоанна Предтечи, построили новую церковь Николая Угодника. Торговый оборот города сравнялся с астраханским. Казаки даже чеканили собственную монету.

Но такая дерзость не могла остаться безнаказанной. В Стамбуле об азовских "разбойниках" доложили самому султану. И когда в 1639 году Турция заключила мир с Персией, у Ибрагима Безумного развязались руки для мести непокорным казакам.

Для иллюстрации
Для иллюстрации

Армада Ибрагима Безумного

Четыре года готовил Стамбул самую грандиозную карательную экспедицию в своей истории. Мобилизовали лучшие части империи: двадцать тысяч янычар — элитная пехота султана, двадцать тысяч спагов — тяжелая кавалерию, пятьдесят тысяч крымских татар и десять тысяч черкесов. К ним добавили молдаван, валахов, болгар, арабов.

Артиллерия поражала воображение: сто двадцать девять "проломных" орудий, ядра которых весили от полутора до двух пудов, плюс еще шестьсот семьдесят четыре пушки помельче и тридцать две зажигательные мортиры. Каждое ядро было размером с арбуз и могло пробить любую стену.

Из Венеции и германских земель выписали лучших осадных инженеров. Силистрийский сераскир Гассан-паша, который взял "неприступный" персидский Багдад, получил командование всей экспедицией.

— Возьми Азов или отдай мне голову, — сказал ему султан.

Летом 1641 года огромный флот вошел в Азовское море. Общая численность армии достигала ста восьмидесяти тысяч человек. Такой силой можно было завоевать пол-Европы, но вся эта мощь шла воевать с одним степным городишкой.

Тем не менее, Гассан-паша понимал важность задачи. Азов в руках казаков перекрывал туркам дорогу на Москву и служил базой для постоянных набегов на османские владения. Покорение этого "разбойничьего гнезда" должно было раз и навсегда решить "казачью проблему".

Султан
Султан

Битва

24 июня армада султана причалила к берегу в сорока километрах от Азова. В крепости к тому времени находилось пять тысяч триста шестьдесят семь человек, включая восемьсот казачьих жен и дочерей. Соотношение сил было один к тридцати.

Атаман Осип Петров созвал войсковой круг.

— Братцы, — сказал он, — идет на нас вся турецкая сила. Будем помирать или договариваться?

— Помирать! — грянул хор голосов. — За веру православную!

А уже на следующий день Гассан-паша прислал парламентеров с предложением, от которого трудно было отказаться. Сорок две тысячи червонцев (жалование целой армии) в обмен на мирную сдачу города. Двенадцать тысяч задатком, тридцать тысяч после ухода казаков.

Казаки ответили:

"Сами волею своею взяли мы Азов, сами отстаивать его будем; помощи, кроме Бога, ни от кого не ожидаем; прельщений ваших не слушаем, и хотя не орем и не сеем, но так же, как птицы небесные, сыты бываем. Жен же красных и серебро и злато емлем мы у вас за морем, что и вам ведомо. Будем и впредь так же промышлять; и не словами, а саблями готовы принять вас, незваных гостей".

И тогда Гассан-паша отдал приказ тридцати тысячам солдат идти на штупм. В яростной сече турки потеряли шесть тысяч убитыми, но стен так и не взяли. Казаки отбились, хотя им пришлось оставить внешний Топраков город и отойти к средневековой крепости.

Впрочем, главным открытием первого дня стало то, как сражались азовские женщины. Восемьсот казачек взяли в руки мушкеты и пищали, рыли окопы под артиллерийским огнем, подносили порох и ядра. Турки даже не сразу поняли, что стреляют в них не только мужчины.

— Что это за воины в платьях? — недоумевали янычары.

— Это русские ведьмы, — отвечали им крымцы. — Они превращают баб в мужиков.

Для иллюстрации
Для иллюстрации

Девяносто три дня в аду

Поняв, что штурмом крепость не взять, турки перешли к планомерной осаде. По методу, которым Гассан-паша взял Багдад, они начали насыпать земляной вал вокруг крепостных стен — выше и толще, чем сами стены.

Но казаки оказались не персы. Каждую ночь они совершали дерзкие вылазки, засыпали турецкие траншеи, подрывали осадные работы. А когда враги все-таки завершили первый вал, донцы провели под него подкоп и взорвали.

Турки построили второй вал. Казаки взорвали и его. Тогда паша приказал возвести третий, еще дальше от стен, но зато на постоянной охране.

С этого вала турецкая артиллерия шестнадцать суток подряд, днем и ночью, долбила Азов. От семисот до тысячи снарядов в день. Город превратился в руины, но защитники не сдавались. Спасаясь от ядер, они вырыли глубокие землянки и жили под землей, как кроты.

Одновременно турки повели к крепости семнадцать подкопов. Получилась подземная война. Турецкие саперы рыли ходы, чтобы заложить мины под стены, казачьи — чтобы встретить их в узких тоннелях с саблями наголо.

А еще случались совсем невероятные истории. В июле несколько сотен казаков из донских городков решили пробраться в осажденный город с подкреплением. Турки и татары перекрыли Дон частоколом, выставили стражу по берегам. Тогда донцы нырнули в реку и плыли под водой на спине, с камышинкой во рту для дыхания, держа оружие и одежду в кожаных мешках.

Больше половины добралось до города. Турки просто не поверили, что люди могут так долго находиться под водой.

К концу августа в лагере неприятеля начались настоящие беды. Эпидемия косила солдат десятками в день. Татары, не получавшие обычной добычи, роптали и требовали отпустить их грабить русские окраины. В итоге хан не выдержал и 26 сентября увел свою орду домой.

А казаки все держались. И сдаваться никто не собирался.

Для иллюстрации
Для иллюстрации

Чудо в ночь на Покров

Первого октября в церковном календаре был Покров Пресвятой Богородицы. Для донских казаков это главный праздник, день заступничества Божьей Матери за русскую землю. Но в 1641 году встречать его пришлось среди дымящихся развалин, с пустыми патронными сумками и последними крохами хлеба.

К вечеру 30 сентября стало ясно, что завтра турки пойдут на решительный штурм, а защищать Азов будет некому. В живых оставалось чуть больше двух тысяч человек, половина из них раненые. Порох кончился три дня назад, ядра отливали из церковных колоколов.

В полуразрушенной Никольской церкви атаман Осип Петров собрал последний круг.

— Держаться больше нет мочи, — сказал он устало. — Утром возьмем что осталось из оружия и пойдем на них в открытом поле. По-казачьи. Или пробьемся к своим, или сложим головы за правую веру.

Никто не возражал. Больше трех месяцев они творили невозможное, но человеческие силы не бесконечны.

Написали прощальные письма царю-батюшке в Москву, патриарху Иоасафу, родным на Дон. Обнимались, прощались, каялись друг другу в обидах. Десятки казаков дали монашеский обет, что если чудом выживут, уйти в монастырь замаливать грехи.

Но случилось то, чего не ждал никто. На рассвете, когда казаки вышли из ворот готовые к последней сече, турецкий лагерь оказался... пуст. Не просто тих, а пуст совершенно. Ни палаток, ни людей, ни пушек. Только брошенное снаряжение да следы спешного отступления к морю.

Сто восемьдесят тысяч воинов исчезли за одну ночь, словно их и не было.

Что заставило Гассан-пашу снять осаду в самый канун победы? Историки до сих пор спорят. Одни говорят, что эпидемия окончательно разложила турецкое войско. Другие, что паша испугался приближающейся зимы и проблем со снабжением. Третьи — что начались волнения среди татар, которые так и не получили обещанной добычи.

Казаки же не сомневались и верили в заступничество Покрова Богородицы.

Две тысячи уцелевших защитников ринулись преследовать огромную армию. Да, вы не ослышались, горстка едва живых людей погналась за целой армией. И догнала ее у самого берега, где турки в панике грузились на корабли.

Тут началось настоящее побоище. Казаки стреляли в толпу беглецов, рубили саблями, кричали "Ура!" и "За Покров!" Среди турок поднялась такая паника, что они топили друг друга, лезли на переполненные лодки и прыгали в море в полном вооружении.

За одно утро величайшая армия Османской империи превратилась в толпу беглецов.

Когда дым рассеялся, выяснилось, что домой вернулось меньше шестидесяти тысяч турок. Остальные погибли в боях, умерли от болезней или утонули при бегстве. Это было крупнейшее поражение Османской империи за всю ее историю.

А потери азовских казаков за все три месяца осады составили три тысячи человек.

-6

Победа, которую отдали даром

Славная победа над турками имела один неприятный нюанс — повторить ее было решительно невозможно. Даже самые отчаянные воины понимали, что еще одна такая "победа", и от донского казачества останется только память.

Поэтому уже в октябре атаман Осип Петров снарядил посольство в Москву. Во главе поставил есаула Наума Васильева, человека бывалого и речистого. Везли они не только славные вести о разгроме турок, но и просили о помощи.

"Батюшка царь, — писали казаки Михаилу Федоровичу, — мы твои холопы обнищали до крайности. Ни пороху, ни свинцу, ничего не осталось. Люди переранены и хотят разбредаться кто куда. Прими, батюшка, Азов под свою высокую руку, пришли воеводу с ратными людьми".

В Москве казачьих послов принимали как национальных героев. Царь лично выслушал рассказ о трехмесячной осаде, щедро наградил деньгами и мехами, велел угощать в лучших палатах. А для решения азовского вопроса созвал Земский Собор.

И тут началось то, что российское общество XVII века по азовскому вопросу расколото.

Служилые люди горячо поддерживали казаков: "Мы готовы служить государю против любых врагов, где укажет!" Эти люди на собственной шкуре знали, что такое татарские набеги, и прекрасно понимали стратегическое значение Азова. Крепость в русских руках могла навсегда закрыть крымцам дорогу в российские пределы.

А вот купечество и посадские люди думали совсем по-другому. Торговый класс категорически возражал против войны с Турцией: "Государь, мы и так разорены хуже турецких пленников! От московских приказных крючков, от неправедных судов, от бесконечных поборов!"

Получилась классическая дилемма: безопасность против экономики, военные против торговцев, стратегические интересы против сиюминутной выгоды.

И царь принял решение, которое на первый взгляд выглядело как капитуляция. Весной 1642 года в Азов прибыл царский указ: "Азов оставить и возвратиться по своим куреням".

Казаки подчинились. Вывезли иконы из храмов, взорвали уцелевшие стены и башни, сожгли дома. Когда в июне подошли турки с новой армией, они нашли только дымящиеся развалины.

Тем не менее, это поражение обернулось стратегической победой. Пока турки восстанавливали Азов, Россия форсированными темпами строила Белгородскую засечную черту — восемьсот километров укреплений от Челновой до Ворсклы.

Двадцать пять городов-крепостей, сотни острожков, валы, рвы, засеки — все это создавалось трудом тысяч русских людей. А заселялась новая линия теми самыми украинскими казаками, которые бежали от польских репрессий после восстания Павлюка.

Результат превзошел все ожидания. К концу XVII века Россия прочно закрепилась на землях современных Воронежской, Белгородской, Курской и Тамбовской областей. Богатейшее Черноземье, житница будущей империи, было освоено без большой войны с Османской империей.

Вот такая история. Оказывается, что в критический момент русский характер способен на невозможное. Математика бессильна против силы духа, а правильно выбранное время для отступления порой важнее самой блестящей победы.