За небольшим деревенским домиком раскинулся сад. Ещё при жизни Тихон Георгиевич, местный учитель, посадил здесь вишни, яблони и черноплодную рябину. Теперь дом пустовал. Но местная ребятня часто заглядывала сюда. Здесь они устраивали своего рода штаб. Придумывали друг другу задания, рассказывали истории, и всё это под хруст вкусных яблок. Вишню до них успевали съедать птицы, которым это место тоже очень приглянулось.
С раннего утра слышался весёлый птичий щебет, пересвисты и хлопанье крыльев. Соседний кот иногда заглядывал и по-свойски осматривался кругом. То ли по привычке, то ли из праздного любопытства, то ли от безделья.
Над кустами малины и шиповника жужжали пчёлы и шумели стрекозы. Бабочки порхали, а потом сливались с цветами, которых в саду было видимо - невидимо. По зарастающим тропинкам с наступлением сумерек бродили ежи, утаскивая найденные лакомства в свои гнёзда, чтобы побаловать малышей.
Однажды ребята нашли под деревом пушистого совёнка, видимо, он упал с высокого дерева.
— Не тронь! Куда ты руки тянешь! — Вовка командирским тоном окрикнул Федьку.
— Я помочь хотел.
— Если ты в руки возьмёшь птенца, то его мама потом не примет обратно.
— Это ещё почему? — искренне удивился Федя, округлив глаза. Отчего стал напоминать Незнайку: у них даже шорты были похожие. Правда, Федька носил не шляпу, а панаму. Но сходство было максимально близким.
— Неуч! Запах! Всё дело в запахе. Сова почувствует чужой запах. Тогда пиши - пропало.
— Так что нам теперь делать...
— Надо уйти подальше и посматривать, авось, повезёт совёнку.
Так мальчишки заняли наблюдательный пост и стали ждать. Когда уже совсем было отчаялись и собрались уходить с насиженного места, то сверху раздалось призывное угуканье.
Федька оживился и вскочил. Но Вовка дёрнул его за руку и отчаянно шикнул:
— Вот ты ж, бестолочь! Спугнёшь! Как можно быть таким незнающим.
— Это ты у нас ходячая энциклопедия, а не я, — обиделся он.
— Книги читать всем полезно. Иногда знания жизни спасают, — поднял Вовка указательный палец вверх.
— А твои родители одобрят то, что ты в дом Тихона Георгиевича лазаешь без спроса и там книги читаешь? — ехидно улыбнулся Федька.
Вовка примолк, и щёки его моментально покраснели от стыда. Он-то думал, что никто не знает его маленькую тайну.
Ещё когда Тихон Георгиевич был в добром здравии, Вовка часто к нему наведывался. Сначала по поручению бабушки, потом из любопытства, а через время так привык к деду Тихону, что домой возвращался уже когда куры по насестам разбредались и коров с пастбищ пригоняли.
— Тебе там медом что ли намазано? — однажды в сердцах спросил Федька своего друга, который пропадал у пожилого соседа.
— А тебе-то что? — нахмурился Вовка.
— Нам в команду нужен вратарь, а тебя не дозовешься.
— Сыграйте без меня, — пожал Вовка плечами. — Я обещал помочь Тихону Георгиевичу.
— И что же ты там такого полезного делаешь?
— Книжный шкаф ремонтирую, он меня научил с инструментами обращаться. А ещё мы книги интересные читаем.
Тогда Федьке это показалось смешным: летом когда в самом разгаре школьные каникулы, Вовка книжки читает. И Федька подкрался к открытому окну. Тихон Георгиевич читал с таким энтузиазмом разными голосами, передавал эмоции персонажей из книги, что Федька так и проторчал под окном с открытым ртом, пока чтение не закончилось. Когда Тихона Георгиевича не стало и дом его заколотили, Вовка долго горевал и не находил себе места. Тяжело было мальчишке, он сидел часто на крыльце зарастающего сорняками дома и вспоминал старика. Однажды Федька заметил, что Вовка больше не сидит на ступеньках, а где-то пропадает часами. Подстерег друга и увидел, как Вовка лезет по лестнице на чердак. У Тихона Георгиевича было два входа на чердак: с улицы и внутри дома имелся люк. Вот Вовка и воспользовался этим: залезал через улицу на чердак, а оттуда попадал через незакрытый люк внутрь дома. И это ради того, чтобы продолжать читать книги. Всё бы ничего, пока Федька об этом не узнал.
Мальчишки спорили теперь, сидели, а над их головами захлопали крылья.
— Смотри! Снижается! Какие глазища! — Федька ошалело посматривал на сову, которая снижалась и кружила над своим птенцом.
— Главное, чтобы забрала, — Вовка почти не дышал.
В тот момент, когда сова сомкнула на теле пищащего птенца свои когти, ребята готовы были закричать от радости.
Федька кинулся обнимать друга, искренне радуюсь тому, как благополучно всё обернулось.
— Ох, Вовка, как здорово иметь такого умного друга, а то я бы из любопытства сразу бы взял на руки совенка. И тогда бы он остался без мамы, наверное, погиб бы.
— Да, скорее всего...
— Давай вместе книжки будем читать? — предложил Федька.
— Ты же хотел родителям моим пожаловаться!
— Ну я уже передумал!
— Ты знаешь, Петька, я и сам скажу, что в чужой дом влез. Это неправильно.
— Накажут ведь, — Федька поник головой.
— Пусть, зато я честно признаюсь.
Так мальчишки вдвоем отправились к дому Вовки. Федька поддержал друга, чтобы тому не сильно влетело. Благодаря этому Вовке удалось избежать наказания, и он пообещал родителям больше не заходить в чужой дом.
Через несколько дней Вовку ждал сюрприз: на пороге его дома лежали коробки с книгами Тихона Георгиевича. Никакой записки не было, и никто не знал, кто сделал такой неожиданный подарок...