Найти в Дзене
Живопись

Картины с выставки: «Русские дикие»

Оглавление
Анри Матисс,  «Женщина в шляпе», 1905, холст, масло, 80,65 см × 59,69 см, Музей современного искусства Сан-Франциско, Сан-Франциско
Анри Матисс, «Женщина в шляпе», 1905, холст, масло, 80,65 см × 59,69 см, Музей современного искусства Сан-Франциско, Сан-Франциско

Дикие

В 1905‑м году Париж содрогнулся. На Осеннем салоне в зале с ожидаемыми скульптурами и привычными зрителю картинами стояла Она. Работа Анри Матисса «Женщина в шляпе». Сочетание грубых мазков и невероятно дерзкой цветовой палитры — зелёный в лице, апельсиново‑розовый в тени — вызвали у парижан в лучшем случае нервный смех. Критик Луи Воксель глянул на зал, где картины сияли так, что казалось, стены плавятся, и процедил: «Donatello parmi les fauves» — «Донателло среди диких зверей»*. Он имел в виду скульптуру, окружённую этой буйной живописью. Но это «fauves» прилипло к художникам навсегда.

Фовизм (от французского fauve — зверь) прожил всего несколько лет, но за это время успел пошатнуть устои классической живописи. Матисс, Дерен, Марке, Фриез, Ле Фоконье и другие перестали верить в догму пространства, поставив во главу угла субъективный взгляд художника. Цвет из средства превратился в цель. И это целеполагание было совершенно революционным. «Я мечтаю о такой живописи, которая действовала бы как хорошее кресло, в котором можно отдохнуть от дневной усталости», — признавался Анри Матисс*. Но противники фовистов считали, что обивка «этих так сказать кресел» — излишне кислотных оттенков.

Цветовой взрыв: от Парижа к Москве

Русские авангардисты тоже мечтали о краске как о крике. Гончарова, Машков, Ларионов, Лентулов — они были слишком молодыми, чтобы не искать нового языка, и слишком свободными, чтобы бояться. Их встречи с европейским модернизмом происходили в мастерских друзей-парижан, на выставках, и в легендарных особняках Сергея Щукина и Ивана Морозова.

Сергей Иванович вешал картины Матисса рядом с Сезанном и Гогеном, а его гости — от Михаила Врубеля до Натальи Гончаровой — буквально вдыхали этот новый взгляд на мир. В 1910‑м Щукин заказывает у Анри Матисса «Танец» и «Музыку». Россия замирает: критики, привыкшие к суровым ликам и строгим пейзажам, видят бесстыдные цвета, небрежные мазки и фигуры, которые пляшут как шаманы на костях классики.

Русский ответ не заставил себя ждать. Илья Машков пишет натюрморты, в которых гранаты и яблоки напоминают елочные игрушки. Гончарова и Ларионов придумывают «лучизм» — будто бы последнюю степень распада формы, когда цвет начинает гранить сам себя, превращаясь в сумасшедшие фракталы. Даже Давид Бурлюк в своём эссе в «Синем всаднике» признаётся: «Мы тоже дикие».

Илья Машков, «Натюрморт с узорной скатертью, белой чашей и фруктами», 1908, холст, масло, 89 х 118 см, частная коллекция Валерия Дудакова, Москва. Художник был ключевой фигурой раннего русского авангарда, основателем дерзкого «Бубнового валета» и одним из лучших колористов XX века. Он мешал краски так, как бармен мешает коктейли: густо, сочно, бесстрашно
Илья Машков, «Натюрморт с узорной скатертью, белой чашей и фруктами», 1908, холст, масло, 89 х 118 см, частная коллекция Валерия Дудакова, Москва. Художник был ключевой фигурой раннего русского авангарда, основателем дерзкого «Бубнового валета» и одним из лучших колористов XX века. Он мешал краски так, как бармен мешает коктейли: густо, сочно, бесстрашно
Михаил Ларионов, «Купальщицы на закате», 1908, холст на картоне, масло, 46 × 55 см, частная коллекция, Москва. Человек ста талантов: живописец, график, театральный декоратор, иллюстратор, организатор выставок, хореограф, историк балета и коллекционер. Он интересовался всем и всегда был на острие художественного поиска.
Михаил Ларионов, «Купальщицы на закате», 1908, холст на картоне, масло, 46 × 55 см, частная коллекция, Москва. Человек ста талантов: живописец, график, театральный декоратор, иллюстратор, организатор выставок, хореограф, историк балета и коллекционер. Он интересовался всем и всегда был на острие художественного поиска.
Михаил Ларионов, «Улица в провинции», 1910, холст, масло, 48×65 см, Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Михаил Ларионов, «Улица в провинции», 1910, холст, масло, 48×65 см, Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Давид Бурлюк, «Цветок бананового дерева», 1921, холст, масло, 59 х 48 см, частная коллекция, Москва. Отец русского футуризма, «глаз русской живописи» (буквально: после потери глаза он носил стеклянный, который сам же и расписывал), поэт, художник, теоретик и пропагандист авангарда. Он был мотором и мегафоном футуристического движения: писал манифесты, рисовал дерзкие картины, читал стихи с грохотом, будто это были пушечные залпы. В его работах вихрь модернизма: от неопримитивизма до кубофутуризма. Бурлюк взрывал привычные формы и цвета, как петарды на скучном академическом пиру. Он умел быть скандалистом и пророком, превращая искусство в перформанс ещё до того, как это стало модным словом.
Давид Бурлюк, «Цветок бананового дерева», 1921, холст, масло, 59 х 48 см, частная коллекция, Москва. Отец русского футуризма, «глаз русской живописи» (буквально: после потери глаза он носил стеклянный, который сам же и расписывал), поэт, художник, теоретик и пропагандист авангарда. Он был мотором и мегафоном футуристического движения: писал манифесты, рисовал дерзкие картины, читал стихи с грохотом, будто это были пушечные залпы. В его работах вихрь модернизма: от неопримитивизма до кубофутуризма. Бурлюк взрывал привычные формы и цвета, как петарды на скучном академическом пиру. Он умел быть скандалистом и пророком, превращая искусство в перформанс ещё до того, как это стало модным словом.

Выставка как сафари

В Музее русского импрессионизма «Русские дикие» собраны так, что у зрителя есть шанс пережить точно такое же потрясение, которое сто лет назад накрыло парижскую публику. 113 работ из 51 собрания — это и титаны (Матисс, Дерен, Шагал), и редкие птицы вроде Иллариона Скуйе или Зои Матвеевой‑Мостовой.

Илларион Скуйе, «Старик в синей шляпе», 1912-1913, картон, темпера, частная коллекция, Москва. Русский авангардист с судьбой метеора. Ученик МУЖВЗ, в 1910‑м ушёл из училища вслед за Михаилом Ларионовым и «визионерами Бубнового валета». На выставках «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Мишень» его работы критики ругали за «испорченную голландскую манеру», а потом неожиданно хвалили за «хорошие образцы лубочной живописи». Литографии Скуйе вошли в книгу теоретика искусства, авангардиста Александра Васильевича Шевченко «Принципы кубизма…», 1913. Станковые работы Иллариона Скуйе не сохранились. Он пропал без вести на фронтах Первой мировой
Илларион Скуйе, «Старик в синей шляпе», 1912-1913, картон, темпера, частная коллекция, Москва. Русский авангардист с судьбой метеора. Ученик МУЖВЗ, в 1910‑м ушёл из училища вслед за Михаилом Ларионовым и «визионерами Бубнового валета». На выставках «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Мишень» его работы критики ругали за «испорченную голландскую манеру», а потом неожиданно хвалили за «хорошие образцы лубочной живописи». Литографии Скуйе вошли в книгу теоретика искусства, авангардиста Александра Васильевича Шевченко «Принципы кубизма…», 1913. Станковые работы Иллариона Скуйе не сохранились. Он пропал без вести на фронтах Первой мировой

Мы открыли архивы прошедших выставок и дали им голос. Голос Сергея Чонишвили — бархатный, как Левитан, и коварный, как художники «Мира искусства». Он проведёт Вас по шедеврам, где за мазками скрыты истории любви, дерзости и гениев. С Премиум картины Поленова, Коровина, Грабаря начнут говорить. И они говорят, и совсем не шёпотом.

Подписывайтесь сейчас за 99 рублей — и входите, дверь открыта! Мы ждем Вас!

«Клетка для диких». Кураторы выставки: Илья Доронченков из ГМИИ им. А.С. Пушкина, Юлия Петрова и Вера Рябинина из Музея русского импрессионизма
«Клетка для диких». Кураторы выставки: Илья Доронченков из ГМИИ им. А.С. Пушкина, Юлия Петрова и Вера Рябинина из Музея русского импрессионизма
Андре Дерен, «Просушка парусов», 1905, холст, масло, 82 × 101 см, ГМИИ им. А.С. Пушкина
Андре Дерен, «Просушка парусов», 1905, холст, масло, 82 × 101 см, ГМИИ им. А.С. Пушкина
Анри Матисс, «Испанка с бубном», 1909, 92×73 см, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Анри Матисс, «Испанка с бубном», 1909, 92×73 см, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Анри Ле Фоконье, «Маленькая школьница», 1907, холст, масло, 73 × 92,5 см, Государственный Эрмитаж
Анри Ле Фоконье, «Маленькая школьница», 1907, холст, масло, 73 × 92,5 см, Государственный Эрмитаж
Луи Вальта, «Море в Антеоре», около 1907, холст, масло, 81,5 × 100 см,  ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва
Луи Вальта, «Море в Антеоре», около 1907, холст, масло, 81,5 × 100 см, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

Центральный зал — «Клетка для диких». Здесь висят французские первопроходцы. Их работы, когда‑то насмешливо отправленные в «клетку» парижскими критиками, теперь выглядят как культовый ответ на брошенный временем вызов. «Испанка с бубном» Матисса, «Просушка парусов» Андре Дерена, «Маленькая школьница» Ле Фоконье — они не просто шокируют цветом, они учат смотреть без оглядки на академические догмы.

Давид Бурлюк, «Полдень на Днепре», 1910, холст, масло, 68,5 х 63,5 см, Серпуховский историко-художественный музей
Давид Бурлюк, «Полдень на Днепре», 1910, холст, масло, 68,5 х 63,5 см, Серпуховский историко-художественный музей
Иосиф Школьник, «Улица», 1910- е, холст, масло, 64 × 49 см, Калужский музей изобразительных искусств. Настоящий «универсал» авангарда: живописец, книжный иллюстратор, автор театральных декораций и плакатов. Был одним из организаторов питерского объединения молодых авангардистов «Союз молодёжи». Вместе с Филоновым, Руцановой режиссировал футуристическую сценографию для трагедии «Владимир Маяковский» (1913)
Иосиф Школьник, «Улица», 1910- е, холст, масло, 64 × 49 см, Калужский музей изобразительных искусств. Настоящий «универсал» авангарда: живописец, книжный иллюстратор, автор театральных декораций и плакатов. Был одним из организаторов питерского объединения молодых авангардистов «Союз молодёжи». Вместе с Филоновым, Руцановой режиссировал футуристическую сценографию для трагедии «Владимир Маяковский» (1913)

Русская часть выставки раскладывает карты авангарда

Разделы экспозиции как разноцветные всплески на палитре: «Дикий импрессионизм», «Дикий символизм», «Примитивизм». Здесь всё — о русской живописи на излёте традиций и на взлёте дерзости. Здесь цвет — сначала робкий, потом бешено самостоятельный — захватил умы и кисти символистов Павла Кузнецова и Мартироса Сарьяна. А за ними — и «импрессионистов» Давида Бурлюка и Николая Кульбина, которые писали, будто каждый мазок должен звучать как аккорд джаза.

Николай Кузнецов, «Натюрморт с китайчонком», 1922, холст, масло, 54 × 45 см, Челябинский государственный музей изобразительных искусств. В возрасте 26 лет он приехал в Санкт-Петербург, готовый примерить уланский мундир и саблю наискось. Но командир полка барон Эссен слёг с болезнью, приём сорвался. Николай пожал плечами и… вместо шпор выбрал кисти, поступив вольнослушателем в Академию художеств. Стал одним из самых утончённых портретистов своего времени
Николай Кузнецов, «Натюрморт с китайчонком», 1922, холст, масло, 54 × 45 см, Челябинский государственный музей изобразительных искусств. В возрасте 26 лет он приехал в Санкт-Петербург, готовый примерить уланский мундир и саблю наискось. Но командир полка барон Эссен слёг с болезнью, приём сорвался. Николай пожал плечами и… вместо шпор выбрал кисти, поступив вольнослушателем в Академию художеств. Стал одним из самых утончённых портретистов своего времени
Пётр Кончаловский, «Натюрморт с гранатами», 1908, холст, масло, Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль». Ученик Валентина Серова и Константина Коровина, один из основателей дерзкого объединения «Бубновый валет». Потом мастер «соцреалистической» классики. Остаётся русским живописцем до кончиков кистей: в его полотнах густая, сочная «земная» палитра, тяжёлый мазок, как запах спелых яблок в летнем саду. Его натюрморты и пейзажи — гимны фактуре, телесности предмета и радости жизни
Пётр Кончаловский, «Натюрморт с гранатами», 1908, холст, масло, Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль». Ученик Валентина Серова и Константина Коровина, один из основателей дерзкого объединения «Бубновый валет». Потом мастер «соцреалистической» классики. Остаётся русским живописцем до кончиков кистей: в его полотнах густая, сочная «земная» палитра, тяжёлый мазок, как запах спелых яблок в летнем саду. Его натюрморты и пейзажи — гимны фактуре, телесности предмета и радости жизни
Наталия Гончарова, «Осень», около 1910, холст, масло, 93 × 103 см, Серпуховский историко-художественный музей. Комета русского авангарда. Прошла путь от неопримитивизма и кубофутуризма до супрематизма, попутно изобретя собственную художественную вселенную. Соучредительница «Бубнового валета» и «Ослиного хвоста». В 1913 стала первой женщиной-художницей, которой парижский Лувр устроил прижизненную ретроспективу
Наталия Гончарова, «Осень», около 1910, холст, масло, 93 × 103 см, Серпуховский историко-художественный музей. Комета русского авангарда. Прошла путь от неопримитивизма и кубофутуризма до супрематизма, попутно изобретя собственную художественную вселенную. Соучредительница «Бубнового валета» и «Ослиного хвоста». В 1913 стала первой женщиной-художницей, которой парижский Лувр устроил прижизненную ретроспективу
Александр Русаков, «Лошади на водопое», 1923-1925, холст, темпера, частная коллекция, Москва
Александр Русаков, «Лошади на водопое», 1923-1925, холст, темпера, частная коллекция, Москва

Особый раздел отдан «Бубновому валету» — той самой компании неопримитивистов Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой, а заодно сезаннистов Ильи Машкова и Петра Кончаловского. Они брали от Сезанна структуру, от иконописи — святость цвета, а от народного искусства — бесстрашную декоративность. Восток тоже был для них не экзотикой, а источником форм и смыслов.

Пётр Кончаловский, «Наташа на стуле (портрет дочери художника)», 1910, холст, маслочастная коллекция, Москва
Пётр Кончаловский, «Наташа на стуле (портрет дочери художника)», 1910, холст, маслочастная коллекция, Москва
Роберт Фальк, «Старуха», 1910, оборот картины «Лиза с зонтиком», 1911, холст, масло, Пермская государственная художественная галерея. В 1903–1905 гг. занимался у Константина Юона и Ильи Машкова, затем продолжил обучение в Московской школе живописи, ваяния и зодчества под руководством Валентина Серова и Константина Коровина. Основатель группы «Бубновый валет». «Трудный, сдержанный художник...», - писал Абрам Эфрос. Критики называли его «тихим бубновым валетом», «мастером цвета, интеллектуальной сдержанности и лиричности»
Роберт Фальк, «Старуха», 1910, оборот картины «Лиза с зонтиком», 1911, холст, масло, Пермская государственная художественная галерея. В 1903–1905 гг. занимался у Константина Юона и Ильи Машкова, затем продолжил обучение в Московской школе живописи, ваяния и зодчества под руководством Валентина Серова и Константина Коровина. Основатель группы «Бубновый валет». «Трудный, сдержанный художник...», - писал Абрам Эфрос. Критики называли его «тихим бубновым валетом», «мастером цвета, интеллектуальной сдержанности и лиричности»
Роберт Фальк. Портрет дамы в шляпе с зелёным эспри. 1911. Холст, масло. Частное собрание, Москва
Роберт Фальк. Портрет дамы в шляпе с зелёным эспри. 1911. Холст, масло. Частное собрание, Москва

И наконец — «Парижачьи»: Марк Шагал, Николай Тархов, Натан Альтман. Те самые, кто впитывал новую живопись в столице фовистов и кубистов, дыша одним воздухом с Матиссом и Пикассо. Их полотна — как каприз широкой русской души, на время пристрастившейся к багровым и ультрамариновым коктейлям парижских новаций.

Николай Тархов, «Химера Нотр-Дам», 1902, холст, темпера, Собрание галереи «Наши художники», Москва
Николай Тархов, «Химера Нотр-Дам», 1902, холст, темпера, Собрание галереи «Наши художники», Москва

От фовистов к Жан-Мишелю Баскии: дикость не стареет

Эпиграф к выставке — холст Жан‑Мишеля Баскии, единственный в России. Восьмидесятые Нью‑Йорка, граффити‑эстетика и неоэкспрессионизм — и снова крик оттенков, снова вызов. Эта перекличка между Матиссом и Баскией — напоминание: дерзость не устаревает. Она всегда возвращается, когда приходит момент для нового витка творческой мысли.

Жан-Мишель Баския, Энди Уорхол, «Без названия», 1984, олст, акрил, масло, 194,3 × 266,7 см, ГРМ, Санкт-Петербург
Жан-Мишель Баския, Энди Уорхол, «Без названия», 1984, олст, акрил, масло, 194,3 × 266,7 см, ГРМ, Санкт-Петербург

Что вынесете Вы?

«Русские дикие» — это не уютное путешествие по модернизму. Это сафари по джунглям цвета. Здесь красный хищен, зелёный ядовит, а линии живут по своим правилам. Это выставка про смелость идти против канонов и про наслаждение смотреть на мир глазами художника-бунтаря. Вы выйдете из зала слегка ослеплёнными. И может даже статься, что обои Вашего дома окажутся в опасности. Вдруг Вы решите, что теперь они недостаточно смелы для новых Вас.

* Комментарий прозвучал сначала в устной речи, а затем был опубликован в газете «Gil Blas» 17 октября 1905 года

* Анри Матисс в эссе «Notes of a Painter» (1908)

Альбер Маркё, «Мост Сен-Мишель в Париже (Набережная де Гран Огюстен)», 1908, холст, масло, ГМИИ им. А.С. Пушкина
Альбер Маркё, «Мост Сен-Мишель в Париже (Набережная де Гран Огюстен)», 1908, холст, масло, ГМИИ им. А.С. Пушкина
Альбер Маркё, «Порт в Онфлёре»,1911, холст, масло, ГМИИ им. А.С. Пушкина
Альбер Маркё, «Порт в Онфлёре»,1911, холст, масло, ГМИИ им. А.С. Пушкина
Кристиан Корнелиус Крон, «Пьеро», середина 1910-х, холст, масло, собрание галереи «Наши художники», Москва
Кристиан Корнелиус Крон, «Пьеро», середина 1910-х, холст, масло, собрание галереи «Наши художники», Москва
Рауль Дюфи́, «Портрет Сюзанны Дюфи, сестры художника», 1904, холст, масло, Государственный Эрмитаж
Рауль Дюфи́, «Портрет Сюзанны Дюфи, сестры художника», 1904, холст, масло, Государственный Эрмитаж
Рауль Дюфи́, «Четырнадцатое июля в Довиле», 1933, холст, масло, ГМИИ им. А.С. Пушкина
Рауль Дюфи́, «Четырнадцатое июля в Довиле», 1933, холст, масло, ГМИИ им. А.С. Пушкина
Пьер Поль Жирьё, «Пионы», 1906, холст, масло, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Пьер Поль Жирьё, «Пионы», 1906, холст, масло, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Ольга Розанова, «Натюрморт с помидорами», 1911-1912, холст, масло, ГРМ, Санкт-Петербург
Ольга Розанова, «Натюрморт с помидорами», 1911-1912, холст, масло, ГРМ, Санкт-Петербург
Ольга Розанова, «Бульвар», 1911-1912, холст, масло,Самарский областной художественный музей
Ольга Розанова, «Бульвар», 1911-1912, холст, масло,Самарский областной художественный музей
Сергей Клюшников, «Зелёный извозчик», 1910-е, холст, масло, частная коллекция Валерия Дудакова, Москва
Сергей Клюшников, «Зелёный извозчик», 1910-е, холст, масло, частная коллекция Валерия Дудакова, Москва
Сергей Лобанов, «Куст пионов», 1910-e, холст, масло, частная коллекция, Москва
Сергей Лобанов, «Куст пионов», 1910-e, холст, масло, частная коллекция, Москва
Василий Рождественский, «Пейзаж», 1910, холст, масло, Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Василий Рождественский, «Пейзаж», 1910, холст, масло, Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Автор: Лёля Городная. «Палец вверх», комментарий и подписка на канал — Ваша реакция на материал и основа для нашей работы. Большое спасибо!