Найти в Дзене
Самолеты Мира

Россия. Григорович Дмитрий Павлович. М-9, летающая лодка (1915)

Фото Яндекс.Картинки
Фото Яндекс.Картинки

В разгар Первой мировой войны, когда боевые действия активно велись и на море, остро встал вопрос о надежной и эффективной морской авиации. И именно в этот момент на сцену вышел гидросамолет М-9, спроектированный талантливым российским авиаконструктором Дмитрием Павловичем Григоровичем. Этот самолет не просто оправдал ожидания – он стал настоящим прорывом для своего времени.

Триумф конструктора и его предшественника: Успех М-9 был не случайным. Он стал логичным развитием идей, воплощенных Григоровичем в его более ранней и тоже очень удачной летающей лодке М-5. М-5, созданный в 1914-1915 годах, уже зарекомендовал себя как простая, надежная и мореходная машина, став основным разведчиком и легким бомбардировщиком Балтийского флота. Опыт работы над М-5 позволил Григоровичу создать более крупный и мощный М-9, который не только унаследовал, но и превзошел прекрасные мореходные качества своего предшественника. Самолет уверенно взлетал и садился даже при заметном волнении, что было критически важно для боевых операций в открытом море. Его летные характеристики – устойчивость, управляемость, хорошая скороподъемность и приличная для гидроплана скорость – также заслужили высочайшие оценки летчиков. Этот дуэт – М-5 и М-9 – по праву принес Дмитрию Павловичу Григоровичу славу ведущего российского, а вскоре и мирового специалиста по гидроавиации.

Рождение и испытания: Работа над М-9 велась в Петрограде на заводе "Гамаюн" (бывшем заводе Щетинина), где базировалось конструкторское бюро Григоровича. Первый опытный экземпляр этого двухместного биплана был готов к концу 1915 года. В условиях военного времени все делалось оперативно: уже в декабре 1915 года самолет был построен. Для всесторонних испытаний, особенно на мореходность, его отправили не куда-нибудь, а на Каспий – в Баку. С 25 декабря 1915 года по 9 января 1916 года летчик-испытатель Ян Иосифович Нагурский (уже известный своими арктическими полетами) проводил напряженные испытания в акватории Бакинского порта и на Каспийском море. Результаты превзошли ожидания: М-9 подтвердил все расчеты конструктора, показав себя исключительно надежной и эффективной машиной для морских просторов.

Сердце самолета – двигатель: На подавляющем большинстве серийных М-9 (всего было построено около 500 экземпляров, что для российской авиапромышленности того времени было значительной серией) устанавливался французский звездообразный двигатель жидкостного охлаждения "Сальмсон" (Salmson) мощностью 150 лошадиных сил. Это был надежный и относительно доступный (хотя и импортный) мотор, хорошо зарекомендовавший себя на других самолетах. Интересно, что на самом первом опытном М-9 стоял менее мощный вариант того же двигателя – "Сальмсон" в 140 л.с. Позднее, по мере возможностей и из-за проблем с поставками "Сальмсонов", некоторые М-9 оснащались другими двигателями, например, "Испано-Сюиза" (Hispano-Suiza) в 150 л.с.

Мировой рекорд и нестеровская петля над морем: Но настоящую легендарность М-9 обрел 17 сентября 1916 года. В этот день над гаванью Баку произошло событие, вошедшее в историю мировой авиации. Летчик Ян Иосифович Нагурский на серийном гидросамолете М-9 впервые в мире выполнил "мертвую петлю" (петлю Нестерова) на гидроплане! Более того, он сделал это с пассажиром на борту – своим механиком. За один полет Нагурский выполнил две петли подряд, продемонстрировав не только высочайшее мастерство пилотирования, но и выдающиеся прочностные и аэродинамические качества самого М-9. До этого считалось, что тяжелая летающая лодка просто не способна на такие фигуры высшего пилотажа. Этот рекорд стал сенсацией. Он был официально зафиксирован и подтвержден советом Императорского Всероссийского Аэроклуба 12 ноября 1916 года как мировой. Это был триумф российской инженерной мысли и летного мастерства.

Служба и закат: Благодаря своим отличным характеристикам и надежности, М-9 прочно занял положение основного военного гидросамолета Российского Императорского флота. Он широко использовался на Балтике и Черном море в роли морского разведчика, бомбардировщика (мог нести до 160 кг бомб), корректировщика артиллерийского огня кораблей и даже истребителя (хотя и не очень эффективного против сухопутных машин). Его статус оставался незыблемым вплоть до начала 1917 года. Однако последовавшие за Февральской и Октябрьской революциями потрясения, развал фронтов и промышленности привели к резкому сокращению выпуска и боевого применения М-9. Хотя отдельные экземпляры использовались воюющими сторонами в Гражданской войне вплоть до начала 1920-х годов, эпоха этого выдающегося гидроплана как основного боевого самолета флота закончилась вместе с империей, на службу которой он так успешно встал. М-9 навсегда остался в истории символом расцвета российской гидроавиации времен Первой мировой войны и памятником инженерному гению Д.П. Григоровича.

Фото Яндекс.Картинки
Фото Яндекс.Картинки
Фото Яндекс.Картинки
Фото Яндекс.Картинки

Краткие тактико-технические характеристики:

Экипаж: 2,

двигатель: 1 x Salmson, 150 л.с.,

размах крыла: 16.0 м,

длина: 9.0 м,

площадь крыла: 54.8 м2,

взлётная масса: 1540 кг,

масса пустого: 1060 кг,

макс. скорость: 110 км/ч,

потолок: 3000 м,

продолжительность: 3.5 часа,

вооружение: 1 x 7.62 мм пулемёт.

Фото Яндекс.Картинки
Фото Яндекс.Картинки
Фото Яндекс.Картинки
Фото Яндекс.Картинки
Фото Яндекс.Картинки
Фото Яндекс.Картинки

----------------------------------------------------------------------------------------------
Привет! Я Ира — хозяйка этого канала, на который Вы еще не подписались. Я не стюардесса и не пилот, но
безумно люблю небо и самолёты! ✈️❤️ Подпишитесь на меня, а я продолжу радовать Вас интересным контентом. Ведь я стараюсь для Вас, правда?

Я не стюардесса и не пилот, но безумно люблю небо и самолёты!
Я не стюардесса и не пилот, но безумно люблю небо и самолёты!

----------------------------------------------------------------------------------------------

Больше информации по самолетам России здесь.