Найти в Дзене
Все включено

Каждый третий автодилер под угрозой: как рушится дилерская сеть в России

Оглавление

Кризис автодилеров

С начала 2025 года в России прекратили работу порядка 200 автодилерских центров, это около 5% от общего числа дилеров, которых в стране насчитывается около 4000. Об этом Autonews сообщил президент Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдин. Массовое закрытие происходит на фоне резкого снижения спроса. По итогам первого полугодия продажи новых автомобилей в России рухнули более чем на четверть.

По словам Подщеколдина, еще примерно 30% автодилерских компаний в стране сейчас находятся в крайне сложном финансовом положении и близки к остановке деятельности. Он отметил, что действующая структура автомобильного рынка России не позволяет получать устойчивую прибыль ни автопроизводителям, ни дилерам.

Статистика продаж за первое полугодие

По данным заместителя руководителя аналитического центра «Автостат» Дмитрия Ерегина, за первые шесть месяцев 2025 года в России было продано 530,4 тысячи новых легковых автомобилей. С учетом коммерческого транспорта (грузовиков и автобусов) совокупный объем рынка составил 601,8 тысячи единиц. Это на 28% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, при этом падение по сегменту легковых машин порядка 26%.

Среди ключевых факторов снижения спроса аналитики «Автостата» называют высокие цены на автомобили, ужесточение политики Центробанка в сфере автокредитования, высокие ставки по займам и депозитам.

До недавнего времени эксперты «Автостата» надеялись на восстановление продаж во втором полугодии. Однако сейчас они пересматривают свои оценки в сторону понижения. Вместе с Комитетом автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) «Автостат» ожидает, что по итогам 2025 года будет продано 1,25 млн легковых автомобилей, на 20% меньше, чем в 2024 году. Ранее этот показатель рассматривался как пессимистичный сценарий, теперь он стал базовым. Новый негативный прогноз — это падение продаж до 1,1 млн автомобилей, что будет означать сокращение рынка на 30%.

Парадокс китайских брендов

Несмотря на общее снижение продаж за боле чем три года число автомобильных брендов на российском рынке выросло в два раза, если в начале 2022 года их было 60, то к июню 2025-го уже 124. При этом, по словам эксперта, «подавляющее большинство новых марок китайские».

Интересно, что китайские автопроизводители практически не зависят от традиционной дилерской сети. В отличие от западных марок, они легко обходятся без полноценной инфраструктуры и зачастую предпочитают продавать машины напрямую через маркетплейсы, такие как Ozon, Wildberries, СберМегаМаркет и другие. Более того, многие крупные банки уже открыли у себя разделы по продаже автомобилей, где клиент может купить машину, в том числе и оформить кредит онлайн.

Таким образом, уход классических дилеров бьёт прежде всего по старым бизнес-моделям и игрокам, тогда как новые китайские марки спокойно встраиваются в цифровую экосистему, им важно продавать, а не развивать дорогие шоурумы.

Это означает, с одной стороны, более широкий доступ к покупке авто, но с другой риск остаться без квалифицированного офлайн-сервиса, гарантийной поддержки и полноценного тест-драйва. Автомобиль превращается в товар «с витрины», а не в долгосрочную инвестицию с сопровождением.

Что это значит для покупателя?

Массовое закрытие автодилеров и ухудшение финансового положения оставшихся на рынке компаний грозит заметными последствиями для обычных автолюбителей.

Во-первых, сокращается выбор и конкуренция. Если раньше в одном городе можно было сравнить предложения от нескольких дилеров по одной модели, то теперь многие бренды представлены всего в одном-двух шоурумах, если вообще остались в регионе. Это автоматически ослабляет возможности для торга и приводит к росту цен.

Второе — сервис и послепродажное обслуживание. При закрытии дилеров теряется доступ к официальному техобслуживанию, особенно по новым и малоизвестным брендам, у которых нет широкой сети. Это может осложнить гарантийный ремонт, поиск запчастей и снизить ликвидность машины в будущем.

А есть ли возможности?

Парадоксально, но на фоне общего спада можно найти и выгодные предложения, особенно если у дилера наблюдаются трудности с ликвидностью или он пытается срочно разгрузить склад.

Если вы готовы к сделке здесь и сейчас, то есть шанс получить:

  • индивидуальную скидку;
  • подарки;
  • выгодные условия (рассрочка или кредит, трейдин).

Такие случаи становятся реже, но в условиях слабого спроса дилеры идут на уступки, чтобы не простаивали машины на складах и иметь ликвидность. Главное внимательно изучать документы и считать цифры.

Мнение покупателя: дилеры — архаизм прошлого

Я, как человек, который покупал автомобиль в ковидные времена, в 2020 году, отлично понимаю, почему многие автодилеры сейчас на грани исчезновения и, честно говоря, не вижу в этом трагедии.

Уже тогда, пять лет назад, стало ясно, что дилерские центры в России превратились из посредников между производителем и клиентом в машину по выкачиванию денег. За коврики, сетку радиатора, «антикор» и прочий сомнительный «подарочный пакет» легко могли накинуть от 300 тысяч до бесконечности рублей сверху и отказаться от навязанного «пакета» было почти невозможно. Людям в буквальном смысле продавали воздух под маркой обязательных допов.

С этой точки зрения их уход — не потеря, а освобождение. Сейчас автомобиль можно выбрать, оплатить и заказать онлайн, напрямую у поставщика или через маркетплейсы, а не тратить время на визиты в глянцевый шоурум, где тебе с улыбкой навяжут ненужный страховой продукт, а то и вовсе прямым текстом пошлют.

Конечно, такой подход не решает всех проблем, особенно в части сервиса и гарантии, особенно для новых китайских брендов. Но как покупатель, я вижу в происходящем движение в сторону прозрачности, доступности и свободы выбора, пусть и с определёнными рисками. А разница в стоимости покупки с лихвой может окупить стоимость дальнейшего самостоятельного обслуживания.