Найти в Дзене

Шизоидный характер на примере фильма "Легенда о пианисте"

Сегодня поговорим о любимейшей моей книге авторства Алессандро
Барикко, по которой был снят фильм «Легенда о пианисте» (1998). Читали?
Смотрели?
На примере фильма поговорим о шизоидном типе характера. Можно ли навсегда остаться в утробе и обойтись без настоящего сближения, но и без сепарации?
Краткий сюжет: на огромном лайнере, курсирующем между Европой и Америкой, находят младенца. Его нарекают Новеченто, или 1900 (по названию текущего года). Мальчик вырастает на корабле, чудесным образом учится играть на пианино и, повзрослев, становится выдающимся музыкантом и композитором. Он никогда не сходил на сушу, но однажды он все же решает это сделать…
В этой истории мальчик в самом начале жизни сталкивается с предательством: младенцем его бросают одного на корабле. Родители его неизвестны. Травма усугубляется, когда трагически погибает кочегар, который взял на себя заботу о ребенке. Можно сказать о том, что ощущение базовой безопасности надежности этого мира было у ребенка сильно нару

Сегодня поговорим о любимейшей моей книге авторства Алессандро
Барикко, по которой был снят фильм «Легенда о пианисте» (1998). Читали?
Смотрели?

На примере фильма поговорим о шизоидном типе характера. Можно ли навсегда остаться в утробе и обойтись без настоящего сближения, но и без сепарации?

Краткий сюжет: на огромном лайнере, курсирующем между Европой и Америкой, находят младенца. Его нарекают Новеченто, или 1900 (по названию текущего года). Мальчик вырастает на корабле, чудесным образом учится играть на пианино и, повзрослев, становится выдающимся музыкантом и композитором. Он никогда не сходил на сушу, но однажды он все же решает это сделать…

В этой истории мальчик в самом начале жизни сталкивается с предательством: младенцем его бросают одного на корабле. Родители его неизвестны. Травма усугубляется, когда трагически погибает кочегар, который взял на себя заботу о ребенке. Можно сказать о том, что ощущение базовой безопасности надежности этого мира было у ребенка сильно нарушено.

Главный герой – это прекрасная иллюстрация шизоидного типа характера. Это люди, пережившие сильную и очень раннюю травматизацию, в самом начале своей жизни (
первые месяцы жизни или даже внутриутробно). Это интроверты, которые могут выглядеть как холодные, отстраненные люди, избегающие глубоких связей.

На самом деле внутри это очень хрупкие, тонко чувствующие люди, с богатейшим внутренним миром, часто талантливые в абстрактных науках,
музыке, живописи. Они могут быть очень чуткими и эмпатичными в отношениях, но – недолго, у них есть потребность, а, точнее, жизненная
необходимость регулярно прятаться в свою ракушку. Их неосознанная задача
– защитить свою уязвимость и всеми силами держаться за безопасность и предсказуемость.

Огромный корабль, плывущий в околоплодных водах океана, становится для Новеченто понятным и до мельчайших деталей знакомым пространством – в противовес неизведанному, непредсказуемому, подчас вероломному миру суши. Шатающаяся палуба - это более устойчивая опора, чем странный и вечно меняющийся мир обычных «земных» людей.

Если в человеке не хватает ощущения базовой безопасности, то исследовать
мир, пробовать новое, отваживаться, рисковать становится нереальным.
Когда внутри много беспокойства и тревоги, тут уж не до сепарации. Особенно если это подкрепляется установками любимого взрослого: «Плохо все, что не на корабле. Земные акулы съедят тебя».

В момент, когда Новеченто уже стоит на трапе, чтобы первый раз ступить на сушу, он сталкивается с огромным внутренним кризисом: а достаточно ли у меня сил противостоять этому огромному, безграничному земному миру? Это момент разочарования и печали, но и обретения истинного себя: осознав свои
ограничения, свою инаковость, можно совсем по-другому творить свою жизнь, следовать своему, а не чьему-то чужому, пути. Признать, что «я такой, это я могу, а это не смогу никогда». Последовательно говорить «Нет» тому, что не подходит - на самом деле, на это требуется много мужества и отваги.

Признание своих ограничений дает бОльшую степень свободы, не правда ли?
Хочу заметить и еще кое-что: для того, чтобы совершить переход в новое
состояние, а затем сохранить стойкие изменения, нам нужна поддержка других людей. Когда нас обволакивает туман неизвестности, нам нужен кто-то, кто возьмет нас за руку.

Проблема в том, что людям с ранней травматизацией невероятно сложно опереться на кого-то другого, а тем более о помощи попросить. Им порой сложно даже осознать свою потребность в тепле других людей. Их внутренняя установка: «
Будь со мной, но держись, пожалуйста, подальше».

Есть и другой очень важный момент этой истории – про ресурсы. А на что
опирался Новеченто, за счет чего пережил травму брошенности, утрату
названного отца, одиночество? Отчасти он это сделал за счет ухода в мир
фантазий и мечты. Отчасти за счет того, что выбрал скорее отстраненно
наблюдать и исследовать мир людей, чем эмоционально включаться в него
или конфронтировать. Отчасти помогли и люди с корабля, которые так или
иначе заботились о маленьком найденыше. И, конечно, большим ресурсом
стала дружба с трубачом Максом Туни.

Но самое главное – это музыка. Это дар, это пища, это красивый, яркий, насыщенный красками мир, в котором Новеченто чувствовал себя по-настоящему живым. Музыка придавала его жизни смысл. Своей музыкой он выражал то, как тонко чувствует и «читает» людей. Языком музыки он разговаривал с людьми. Благодаря ей, преодолевая любые травмы, ограничения и расстояния, мог общаться от сердца к сердцу.

Читая книгу Барикко или смотря этот фильм, я думаю о том, какие дары приносят нам наши травмы? Какой неповторимый рисунок нашей личности они помогают формировать? К каким глубоким, экзистенциальным опорам позволяют нам прикоснуться?

А какие вещи, может быть, не так заметные другим, в трудную, даже страшную минуту, помогали нам чувствовать себя ценными и живыми?