Есть мнение, что лестная характеристика Сталина, как выдающегося государственного деятеля, «принявшего страну с сохой и оставившего с атомной бомбой» была высказана Черчиллем. И, с одной стороны, это ошибочное мнение. Черчиллю часто приписывают вымышленные высказывания, – в худшем положении только Геббельс, не говорившего вообще ничего похожего на то, чем прославлен. Но с другой стороны, Черчилль о Сталине действительно был высокого мнения, – как о негодяе, равном себе. А коем в чём и превосходящем. Например, любя и умея выпить, гордясь этим, – упражняясь, буквально, ежедневно, – алкогольную дуэль в Ялте он нашему вождю с треском проиграл.
Так что, Черчилль вполне мог бы что-то такое сказать. Но к делу.
...Как можно принять страну с сохой, а оставить с атомной бомбой? Рецепт успеха в данной начинании, нужно отметить, сложный, многоходовый, – однако ничего не реального в выполнении трюка нет.
Ну… Во-первых, надо научиться дерзко врать, подменяя понятия. Сталин принял страну с первыми в мире отечественными четырёхмоторными бомбардировщиками, – некоторые из которых были ещё в строю. С флотом, строившимся на отечественных верфях, вполне современным и в прошлом (до Октябрьской Революции) третьим по силе в мире. С профессорами, у которых учились Курчатов и Королёв… И считать путь к атомной бомбе логичнее от перечисленного, нежели от сохи.
Тем более, что именно с сохой дело не сдвинулось. Ни урожайность, ни производительность труда в сельском хозяйстве при Сталине не выросли. Может, соху чем-то и заменили, – но тут-то, как и с бомбой, важен результат.
...Сталин принял страну с динамично развивающейся промышленностью и наукой, с некоторыми опережающими разработками, но, в целом, технологически и экономически уступающую наиболее развитым державам. Точно в таких выражениях можно охарактеризовать и страну, которую он оставил.
Во-вторых, кроме умения красиво соврать, требуется долго жить и, особенно, править. Лет тридцать, в идеале, – чтобы технологии сделали новый виток. Ведь не только Сталин, но и Рузвельт, и Гитлер, и Черчилль, приняли свои страны с авиацией, но без атомной бомбы. Бомба просто не была изобретена. И хотя пытались все, Рузвельт и Гитлер, просто, не дожили. А Черчилль не «до правил» до успешных испытаний устройства.
...Говоря об огромном прогрессе, – буквально во-всех областях (в конце концов даже с сохой стало не так безнадёжно), – достигнутом в советское время, не стоит упускать из виду, что прочие страны в тот же срок развивались такими же, а иногда и более быстрыми темпами. Отставание от наиболее развитых государств не было ликвидировано коммунистами, и даже не сократилось. Самих же «более развитых» государств на карте стало существенно больше.