395 стр.
Американская писательница Харпер Ли (1926 - 2016) никогда не выходила замуж и не имела детей, но её великий роман "Убить пересмешника" (1960) очень тонко, правдиво и безупречно построен на детской психологии, на том взгляде ребёнка на окружающий его мир, посредством которого перед нами разворачивается повествование. Сюжет и персонажи романа Ли основаны на наблюдениях автора за своей семьёй (прототипом Аттикуса Финча послужил сам отец писательницы, который был юристом), соседями (прототипом Дилла послужил будущий известный американский писатель Трумен Капоте, который был другом Харпер Ли и её соседом) и событиями, происходившими в её родном городке (Скоттсборо, штат Алабама), когда Ли было десять лет.
Экранизация романа в 1962 году режиссёром Робертом Маллиганом принесла фильму три премии "Оскар" и множество других. Роль адвоката Аттикуса сыграл Грегори Пек. Годом ранее Харпер Ли была удостоена за роман "Убить пересмешника" Пулитцеровской премии.
Кульминационное действие романа (суд над негром Томом Робисоном) происходят в 1935 году в городке Мейкоб (штат Алабама), повествование ведётся от лица восьмилетней дочери юриста Аттикуса Финча - Джин-Луизы Финч (Глазастик). Само повествование охватывает 1933 - 1936 гг.
Мейкоб - город старый, когда я его узнала, он уже устал от долгой жизни. В дождь улицы раскисали, и под ногами хлюпала рыжая глина; тротуары заросли травой, здание суда на площади осело и покосилось.
Джин Финч живёт со своим братом Джимом (старше её на четыре года) и отцом Аттикусом Финчем, которому "было уже под пятьдесят". Каждое лето к их соседке Рейчел приезжает на каникулы её племянник Дилл, ровесник Джин, с которым они быстро знакомятся и начинают вместе проводить всё свободное время. Все трое, они ужасно бояться затворника Артура Рэдли, который проживает недалеко от них и многие годы не показывается на людях.
Двери дома Рэдли были закрыты наглухо и по воскресеньям и в будни, и целых пятнадцать лет никто больше ни разу не видал младшего сына мистера Рэдли.
Этому таинственному затворнику дети дают прозвище Страшила и стараются пореже приближаться к его дому, выдумывая и будоража воображение друг друга всевозможными "страшными историями".
Однажды в школьном дворе один из школьников крикнул, что у Джин отец "защищает черномазых" и девочка обратилась к отцу за разъяснением.
- Просто я защищаю негра, его зовут Том Робинсон. Он живёт в маленьком посёлке за свалкой. Он в том же приходе, что и Кэлпурния [кухарка в доме Аттикуса], она хорошо знает всю его семью. Кэл говорит, что они очень порядочные люди. Ты ещё недостаточно взрослая, Глазастик, и не всё понимаешь, но в городе многие кричат, что не следует мне стараться ради этого человека. Это совсем особенное дело.
- Если не следует его защищать, почему же ты защищаешь?
- По многим причинам, - сказал Аттикус. - Главное, если я не стану его защищать, я не смогу смотреть людям в глаза, не смогу представлять наш округ в законодательном собрании, даже не смогу больше сказать вам с Джимом - делайте так, а не иначе.
И ко всем тем, кто осуждал его за защиту негра, Аттикус всегда относился всё так же доброжелательно, и детей учил тому же. Так, он заставил Джима посещать ненавистную ему пожилую соседку миссис Дюбоз (после вспышки Джима на оскорбления Дюбоз он уничтожил в её саду любимые ею цветы) и читать ей каждый день в течение часа вслух книги. Вскоре Дюбоз умерла.
- Сын, я уже сказал тебе: если бы ты тогда не потерял голову, я бы всё равно посылал тебя читать ей вслух. Я хотел, чтобы ты кое-что в ней понял, хотел, чтобы ты увидел подлинное мужество, а не воображал, будто мужество - это когда у человека в руках ружьё. Мужество - это когда заранее знаешь, что ты проиграл, и всё-таки берёшься за дело и наперекор всему на свете идёшь до конца. Побеждаешь очень редко, но иногда всё-таки побеждаешь.
Так же и Аттикус, - берётся за заведомо проигрышное дело - защиту негра Тома Робинсона, обвиняемого в изнасиловании молодой белой женщины. Накануне суда, группа белых мужчин приезжает ночью к мейкобской тюрьме, чтобы линчевать Тома Робинсона, но встречает у входа в неё Аттикуса:
Приезжие по одному, по двое вылезали из машин. Сначала они были как тени, потом двинулись к тюрьме, и при свете стало видно, что все они большие, плотные. Аттикус не двинулся с места.
- Он здесь, мистер Финч? - спросил кто-то.
- Здесь, - отозвался Аттикус. - Он спит, не разбудите его.
Много позже я поняла, как жутко и смешно это было при тех далеко не забавных обстоятельствах, но отца послушались: люди стали говорить вполголоса.
Вообще, роман "Убить пересмешника" богат вот такими "реперными" точками в повествовании, когда решается очень многое для персонажей. И у Харпер Ли все эти точки всегда очень эмоционально насыщены. Когда Аттикус проиграет дело Тома Робинсона в суде и присяжные вынесут вердикт "виновен", Аттикус двинется к выходу через весь зал
Кто-то легонько толкнул меня, но мне не хотелось оборачиваться, я, не отрываясь, смотрела на людей внизу, на Аттикуса, который одиноко шёл по проходу.
- Мисс Джин-Луиза.
Я оглянулась. Все стояли. Вокруг нас и по всей галерее негры вставали с мест.
Голос преподобного Сайкса прозвучал издалека, как перед тем голос судьи Тейлора:
- Встаньте, мисс Джин-Луиза. Ваш отец идёт.
Защищая Тома Робинсона в суде, Аттикус установил, что обвинители - мисс Мэйелла и её отец Боб Юэл - оболгали Тома, но это не помогло: обвинительный вердикт всё же вынесли. Том был приговорён к смертной казни, его ждал впереди электрический стул. Несмотря на этот вердикт, Боб Юэл поклялся отомстить и адвокату и судье. Через некоторое время Боб Юэл ночью нападает на детей Аттикуса, возвращавшихся со школьного праздника, но тут на помощь Джин и Джиму неожиданно приходит... Страшила.
И по поводу названия романа:
Аттикус подарил нам духовые ружья, а учить нас стрелять не захотел. Поэтому дядя Джек дал нам первые уроки; он сказал - Аттикус ружьями не интересуется. Аттикус сказал Джиму:
Я бы предпочёл, чтобы ты стрелял на огороде по жестянкам, но знаю, ты начнёшь бить птиц. Если сумеешь попасть в сойку, стреляй их сколько угодно, но помни: убить пересмешника большой грех.
Я впервые слышала, чтоб Аттикус про что-нибудь сказал - грех, и спросила мисс Моди, почему грех.
- Твой отец прав, - сказала мисс Моди. - Пересмешник - самая безобидная птица, он только поёт нам на радость. Пересмешники не клюют ягод в саду, не гнездятся в овинах, они только и делают, что поют для нас свои песни. Вот поэтому убить пересмешника - грех.
Эта романная метафора относиться не только к Тому Робинсону, но и, по большей части, к ... Артуру Рэдли. Почему? Читайте этот удивительный и прекрасный роман.
Спасибо за внимание!