Найти в Дзене
Двигатель Торговли

Маркировка автозапчастей в 2025 году: кто и как должен готовиться

Оглавление

С февраля 2025 года в России стартовал эксперимент по цифровой маркировке автомобильных запчастей. Проект реализуется через систему «Честный ЗНАК» и направлен на борьбу с контрафактом, который, по оценкам Минпромторга, в ряде категорий достигает 50%. Участие в эксперименте добровольное — все участники товарооборота автозапчастей могут протестировать процессы без риска и дать обратную связь представителям ЦРПТ, чтобы облегчить запуск обязательной маркировки в своей категории. Точного срока запуска пока нет, но подготовиться нужно заранее. Давайте разберемся, кому и что нужно делать.

Что такое маркировка автозапчастей

Маркировка автозапчастей — это нанесение уникальных цифровых кодов DataMatrix на каждую единицу товара или упаковку. Эти коды позволяют проследить путь продукции от завода производителя до конечного потребителя. Система «Честный ЗНАК» регистрирует информацию о производителе, поставках и реализации, а потребители могут проверить подлинность запчасти через мобильное приложение.

Эксперимент позволяет участникам протестировать процессы без штрафных санкций и обязательной регистрации. Это шанс адаптироваться к возможным будущим требованиям и выявить технические сложности на раннем этапе.

Почему вводят маркировку

За последние два года количество подделок на рынке автозапчастей существенно выросло:

  • моторные масла: с 31% до 54%;
  • фильтры: с 15% до 35%;
  • свечи зажигания: с 23% до 33%.

Причины — дефицит оригинальной продукции, рост цен, а также уход иностранных брендов. Поддельные детали быстрее изнашиваются и могут стать причиной серьёзных поломок или аварий. Маркировка призвана очистить рынок от контрафакта, повысить безопасность эксплуатации автомобилей и восстановить доверие к продукции.

Сроки эксперимента и планы по внедрению

Согласно постановлению правительства РФ №202, эксперимент по маркировке автозапчастей проходит с 25 февраля 2025 года по 28 февраля 2026 года. Участие бесплатное, регистрация в «Честном ЗНАКЕ» — добровольная. Помимо производителей и импортеров к эсперименту могут присоединиться станции технического обслуживания автомобилей и магазины запчастей.

После завершения эксперимента по автозапчастям будет принято решение о сроках введения обязательных требований. Как и в других товарных группах, маркировку отдельных видов компонентов транспортных средств и устройств с двигателем внутреннего сгорания будут вводить поэтапно:

  1. Обязательная маркировка автозапчастей для производителей и импортеров. Они должны будут зарегистрироваться в Честном знаке, нанести коды маркировки на товары и ввести их в оборот.
  2. Все участники оборота, в том числе участники оптовой торговли и селлеры на маркетплейсах,  должны будут перейти на электронный документооборот (ЭДО) и передавать сведения о движении товара в Честный знак.
  3. Все участники оборота должны будут выводить из оборота товар при порче/утрате, продаже на кассе/маркетплейсе или по другим причинам.

Всё это может предоставить партнер-интегратор, которого вы выбираете для помощи в эксперименте. «СофтБаланс» является партнером системы «Честный Знак» и уже множество раз совместно с ЦРПТ участвовал в экспериментах по маркировке различных товарных групп. Подробнее вы можете прочитать в нашей статье или посмотреть запись вебинара о маркировке автозапчастей.


Маркировка автозапчастей в 2025 году — это возможность для бизнеса опробовать систему без давления и штрафов. «Честный ЗНАК» помогает наладить контроль, убрать подделки с рынка и защитить конечных потребителей. Участие в эксперименте не только снижает риски в будущем, но и даёт фору тем, кто хочет быть готов к новым требованиям заранее.Какие товары участвуют в эксперименте


Участие в проекте ограничено запчастями с наибольшей долей контрафакта. В список вошли:


Важно: в эксперименте участвуют товары, производимые в России. Импортные запчасти, которые не выпускаются внутри страны, пока не маркируются.

Что маркировать не нужно

Окончательный перечень исключений будет опубликован после завершения эксперимента. Ожидается, что не потребуется маркировать:

  • образцы для демонстрации;
  • экспортные партии;
  • продукцию с ограниченным доступом (гос. тайна).

Также пока нет решения по маркировке б/у запчастей, хотя эксперты автострахования считают, что она необходима для контроля качества при ремонтах.

Как участвовать в эксперименте

Для добровольного подключения к эксперименту «Честный ЗНАК» необходимо:

  1. Получить усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП);
  2. Зарегистрироваться в системе «Честный ЗНАК»;
  3. Подать заявку на участие по адресу: autoparts@crpt.ru.

В рамках проекта участники смогут:

  • бесплатно получить коды DataMatrix;
  • протестировать бизнес-процессы и оборудование;
  • задавать вопросы и предлагать изменения.

Технические требования к участию в эксперименте

Для участия потребуется:

  • принтеры для нанесения кодов (например, термотрансферные);
  • 2D-сканеры для считывания кодов при приёмке и продаже;
  • учётные системы, интегрированные с «Честный Знаком».

Всё это может предоставить партнер-интегратор, которого вы выбираете для помощи в эксперименте. «СофтБаланс» является партнером системы «Честный Знак» и уже множество раз совместно с ЦРПТ участвовал в экспериментах по маркировке различных товарных групп. Подробнее вы можете прочитать в нашей статье или посмотреть запись вебинара о маркировке автозапчастей.


Маркировка автозапчастей в 2025 году — это возможность для бизнеса опробовать систему без давления и штрафов. «Честный ЗНАК» помогает наладить контроль, убрать подделки с рынка и защитить конечных потребителей. Участие в эксперименте не только снижает риски в будущем, но и даёт фору тем, кто хочет быть готов к новым требованиям заранее.

-2