С февраля 2025 года в России стартовал эксперимент по цифровой маркировке автомобильных запчастей. Проект реализуется через систему «Честный ЗНАК» и направлен на борьбу с контрафактом, который, по оценкам Минпромторга, в ряде категорий достигает 50%. Участие в эксперименте добровольное — все участники товарооборота автозапчастей могут протестировать процессы без риска и дать обратную связь представителям ЦРПТ, чтобы облегчить запуск обязательной маркировки в своей категории. Точного срока запуска пока нет, но подготовиться нужно заранее. Давайте разберемся, кому и что нужно делать.
Что такое маркировка автозапчастей
Маркировка автозапчастей — это нанесение уникальных цифровых кодов DataMatrix на каждую единицу товара или упаковку. Эти коды позволяют проследить путь продукции от завода производителя до конечного потребителя. Система «Честный ЗНАК» регистрирует информацию о производителе, поставках и реализации, а потребители могут проверить подлинность запчасти через мобильное приложение.
Эксперимент позволяет участникам протестировать процессы без штрафных санкций и обязательной регистрации. Это шанс адаптироваться к возможным будущим требованиям и выявить технические сложности на раннем этапе.
Почему вводят маркировку
За последние два года количество подделок на рынке автозапчастей существенно выросло:
- моторные масла: с 31% до 54%;
- фильтры: с 15% до 35%;
- свечи зажигания: с 23% до 33%.
Причины — дефицит оригинальной продукции, рост цен, а также уход иностранных брендов. Поддельные детали быстрее изнашиваются и могут стать причиной серьёзных поломок или аварий. Маркировка призвана очистить рынок от контрафакта, повысить безопасность эксплуатации автомобилей и восстановить доверие к продукции.
Сроки эксперимента и планы по внедрению
Согласно постановлению правительства РФ №202, эксперимент по маркировке автозапчастей проходит с 25 февраля 2025 года по 28 февраля 2026 года. Участие бесплатное, регистрация в «Честном ЗНАКЕ» — добровольная. Помимо производителей и импортеров к эсперименту могут присоединиться станции технического обслуживания автомобилей и магазины запчастей.
После завершения эксперимента по автозапчастям будет принято решение о сроках введения обязательных требований. Как и в других товарных группах, маркировку отдельных видов компонентов транспортных средств и устройств с двигателем внутреннего сгорания будут вводить поэтапно:
- Обязательная маркировка автозапчастей для производителей и импортеров. Они должны будут зарегистрироваться в Честном знаке, нанести коды маркировки на товары и ввести их в оборот.
- Все участники оборота, в том числе участники оптовой торговли и селлеры на маркетплейсах, должны будут перейти на электронный документооборот (ЭДО) и передавать сведения о движении товара в Честный знак.
- Все участники оборота должны будут выводить из оборота товар при порче/утрате, продаже на кассе/маркетплейсе или по другим причинам.
Всё это может предоставить партнер-интегратор, которого вы выбираете для помощи в эксперименте. «СофтБаланс» является партнером системы «Честный Знак» и уже множество раз совместно с ЦРПТ участвовал в экспериментах по маркировке различных товарных групп. Подробнее вы можете прочитать в нашей статье или посмотреть запись вебинара о маркировке автозапчастей.
Маркировка автозапчастей в 2025 году — это возможность для бизнеса опробовать систему без давления и штрафов. «Честный ЗНАК» помогает наладить контроль, убрать подделки с рынка и защитить конечных потребителей. Участие в эксперименте не только снижает риски в будущем, но и даёт фору тем, кто хочет быть готов к новым требованиям заранее.Какие товары участвуют в эксперименте
Участие в проекте ограничено запчастями с наибольшей долей контрафакта. В список вошли:
Важно: в эксперименте участвуют товары, производимые в России. Импортные запчасти, которые не выпускаются внутри страны, пока не маркируются.
Что маркировать не нужно
Окончательный перечень исключений будет опубликован после завершения эксперимента. Ожидается, что не потребуется маркировать:
- образцы для демонстрации;
- экспортные партии;
- продукцию с ограниченным доступом (гос. тайна).
Также пока нет решения по маркировке б/у запчастей, хотя эксперты автострахования считают, что она необходима для контроля качества при ремонтах.
Как участвовать в эксперименте
Для добровольного подключения к эксперименту «Честный ЗНАК» необходимо:
- Получить усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП);
- Зарегистрироваться в системе «Честный ЗНАК»;
В рамках проекта участники смогут:
- бесплатно получить коды DataMatrix;
- протестировать бизнес-процессы и оборудование;
- задавать вопросы и предлагать изменения.
Технические требования к участию в эксперименте
Для участия потребуется:
- принтеры для нанесения кодов (например, термотрансферные);
- 2D-сканеры для считывания кодов при приёмке и продаже;
- учётные системы, интегрированные с «Честный Знаком».
Всё это может предоставить партнер-интегратор, которого вы выбираете для помощи в эксперименте. «СофтБаланс» является партнером системы «Честный Знак» и уже множество раз совместно с ЦРПТ участвовал в экспериментах по маркировке различных товарных групп. Подробнее вы можете прочитать в нашей статье или посмотреть запись вебинара о маркировке автозапчастей.
Маркировка автозапчастей в 2025 году — это возможность для бизнеса опробовать систему без давления и штрафов. «Честный ЗНАК» помогает наладить контроль, убрать подделки с рынка и защитить конечных потребителей. Участие в эксперименте не только снижает риски в будущем, но и даёт фору тем, кто хочет быть готов к новым требованиям заранее.