Под конец 1970-х диско накрыло и США, и Европу. Некогда сопротивлявшиеся рок-музыканты поддались влиянию моды и стали писать музыку в ритме 120 ударов в минуту, направляя свои послания не стадионам, а дискотекам. Поп-певцы, даже старого формата, начавшие 1950-е, тоже не проходили мимо этой истерии. И многие их слушатели расстроенно и смиренно принимали тот факт, что тренды невозможно игнорировать. Но больше всего стали расстраиваться поклонники джазовых музыкантов. От них такого не ожидали.
Однако, джазмены разных поколений стали один за другим выпускать диско-пластинки. Под них особо не получалось танцевать, так как музыка была сложнее основной тогдашней продукции, но было слышно влияние нового феномена. Так как всё это шло из джаз-фанка, то музыкантам не требовалось особого труда чуть-чуть упростить свой репертуар, добавить туда побольше синтезаторов, ударных инструментов и необычных звуков. И вот уже виртуозы, заставшие бибоп 1950-х, вовсю развлекались с дискотечным звуком. Много ли было таких "динозавров", решивших, что пора эволюционировать?
1. Herbie Hancock - Feets, Don`t Fail Me Now (1979)
Пианист Херби Хэнкок долго и упорно шел к такому звуку. Сначала он, как и многие его коллеги, открыл для себя мир фанка. Синкопированные ударные, упругий бас, "квакающие" гитары или клавинет, электро-пиано Родес, синтезаторы и перкуссия проникали в его музыку еще в году так 1973-м. А когда он выпустил свой эпохальный Headhunters, стало понятно, куда ведет этого неуёмного музыканта. С каждой новой пластинкой его звук становился всё большее "афро", и в конце-концов под влиянием новых трендов он пришел к тому, что записал диско-пластинку. Непривычно попсовую для себя, где сам решился петь.
Помогали ему в этом Рэй Паркер-младший на гитаре (потом он сочинит тему для "Охотников за Привидениями"), женская вокальная группа The Waters и целая плеяда сессионщиков. Через несколько лет Херби и вовсе придет к электро, что вполне было закономерно. Приятная легкая пластинка, где есть место и джазовым импровизациям, и сложным ритмам, и разного рода аранжировочным изыскам.
2. Maynard Ferguson - Conquistador (1977)
Руководитель собственного джаз-бэнда труба Майнерд Фергюсон умел держать "нос по ветру" и чувствовал моду, как никто другой. Путь к успеху у коллектива, в котором играло огромное количество джазовых звезд, был тернист. Но в 1977-м году они добились своего успеха. Просто нужно было чуть-чуть изменить звучание. И уже игравший до этого джаз-фанк биг-бэнд приблизился к диско-музыке. К тому же, Фергюсон воплотил еще одну интересную затею.
В то время в США стали показывать первый фильм "Рокки". Тема Gonna Fly Now авторства Билла Конти благодаря этой ленте была на слуху. Но саундтрек с музыкой очень долго готовился к изданию. Замечая эту оплошность, Фергюсон решил сам записать свою версию, и опередил всех. Поэтому в чартах так понравившаяся слушателям и зрителям музыка была представлена именно коллективом трубача. Мало того, по упоминанию самого Майнерда, в студии на записи присутствовал и Сильвестр Сталлоне, бивший по боксерской груше в такт музыки.
3. Quincy Jones - Dude (1981)
Ему сама судьба велела записать диско-пластинку. Куинси Джонс и так уже был замечен во флирте с танцевальной музыкой в 1970-е. Но так как его основная деятельность - это продюсирование и написание музыки к кино, то эти опыты воспринимались не как желание сменить направление, а как очередное выполнение работы на заказ. Впрочем, Джонс в конце 1970-х закорефанился с молодым талантом Майклом Джексоном, подобрал ему отличную студийную команду, нашел репертуар, который отлично звучал в клубах на дискотеках. И сам решил в этом направлении поработать.
Состав музыкантов здесь шикарен: Стиви Уандер на клавишных, Джексон на бэк-вокале, Стив Лукатер на гитаре, клавишник Фрэнка Заппы Иэн Андервуд на синтезаторах, Херби Хэнкок на электро-пиано. И это не считая еще двадцати имен. В итоге, у Куинси получился "стерильный" альбом, находящийся между поп-музыкой, фанком и диско. И одной ногой он был в 1970-х, а другой - в 1980-х.
4. The Manhattan Transfer - Extensions (1979)
Для многих любителей серьезного джаза The Manhattan Transfer - это что-то незначительное, очень мэйнстримное, попсовое, не имеющее права называться "джазом" вообще. Впрочем, не будем испытывать предубеждения, в начале своей карьеры коллектив исполнял довольно изысканный вокальный джаз, да и потом не прекращал экспериментировать в этой музыке. Однако, В 1979-м году всё изменилось.
После некоторых изменений в составе, The Manhattan Transfer начали работу с продюсером Джеем Грейдоном. Начались эксперименты с новым звучанием, и всё это вылилось в диско-пластинку Extensions. Впрочем, как это не удивительно, в записи принимали участие всё те же музыканты, которых мы слышали в ранних примерах. Сессионные команды тогда были универсальными и участвовали в создании подобных альбомов каждый день. Из знаменательных композиций на альбоме - версия Birdland Weather Report и Twilight Zone авторства Бернарда Херманна.
5. Stuff - Stuff It (1979)
А это уже как раз студийный в большей степени проект. Своего рода "супер-оркестр" сессионных музыкантов. Возникла она случайно: несколько студийных инструменталистов были на очередной сессии записи (вероятно, очередной альбом Джорджа Бенсона), когда их попросили вечером подыграть в клубе. Гитарист Эрик Гейл, басист Гордон Эдвардс, клавишник Ричард Ти и барабанщик Стив Гэдд согласились, а потом начали играть вместе.
Коллектив, к которому постоянно кто-то еще присоединялся, играл музыку на пересечении фьюжна, фанка и поп-музыки, с щепоткой диско. Такое легко можно было поставить и на танцах, и дома расслабиться, когда нужно что-то ненавязчивое. Но сыграно всё на высшем уровне. Эти ребята не умели играть плохо.
6. Herbie Mann - Yellow Fever (1979)
Херби Мэнн был тогда уже почетным ветераном джаза. Свою профессиональную карьеру он начал еще в 1945-м году, в 1950-е играл традиционный джаз. Однако, был по-своему популярен, ведь не зря в его честь Майкл Лобовитц взял себе псевдоним Манфред Мэнн. Впрочем, как и многие другие представители направления, когда стали очевидными изменениям в музыкальном мире, Херби решился на изменение в себе. Поэтому с конца 1960-х регулярно издавая пластинки, постоянно что-то менял: то упрощал музыку, то усложнял, то к этнике обращался, а то к диско.
Как это случилось в конце 1970-х, когда у него вышла вереница довольно легких по звучанию пластинок. Херби - флейтист, поэтому его инструмент легко встраивается в ритмичные и не сильно изощренные ритмы. На альбоме много перкуссии и клавишных. За последние отвечает Клаудио Симонетти, тогда еще лидер итальянской прог-рок группы Goblin.
Удивительно время. Некогда считавшиеся пуристами от музыки джазмены хором ударились в модное течение. Кому-то удалось предложить что-то интересное, а кто-то просто занимался конъюнктурой. Законы рынка заставляли меняться, и вполне закономерно, что все поспешили этим заняться. В 1980-е в этом плане были не лучше.
Добро пожаловать! Подписывайтесь, буду рад лайку и комментарию.