И зачем она сунулась туда? Как дура. Как девчонка малолетняя. Лариса другой дорогой пробиралась домой. Видела она Игоря. Из ворот выходил, "Жигуль" директрисы загонял во двор. Счастливый, довольный.
А Лариса в кустах притаилась и наблюдала за ним. На что она надеялась? Предавший раз, предаст и дважды. Такие мужики, как Расторгуев, они же не меняются!
Костеря себя на разный лад, Лариса вошла в дом. Огородами пробиралась, туфли только все испачкала. Стемнело уже, снова тучи наползли со стороны леса. Больше она к Игорю ни полсловом. Даже здороваться не будет. Нет. Будет. Но холодно, отстранённо, а вот спрашивать его ни о чём не станет. Достаточно она всё уже увидела. Он, как всегда, выгоду себе ищет. Альфонс. Что тогда, что сейчас.
Врезать бы ему, как следует. Лариса от злости зубы сжимала, слёзы обиды еле сдерживала. Туфли возле порога сбросила, потом помоет. Сейчас свекровь головомойку начнёт. И Лариса уже мысленно готовилась к неприятному диалогу, но её встречать только Динка вышла. Грустная какая-то, потерянная.
-Что с лицом? Бабушка опять?
Лариса прошла к рукомойнику, руки помыть. На кухне у свекрови всегда идеально чисто и ... пусто. Вытерев руки об полотенце, Лариса со вздохом фартук надела. Готовить совершенно не было никакого настроения, она бы только чай попила, но Динка же не виновата. Ребёнка нужно ужином накормить, расспросить, как дела. И что, что ей пятнадцать недавно исполнилось. Для неё она всё равно ребёнок, как и для любой матери.
-Да Ирка, наверное, на сторону Круглыхиной переметнулась - убитым голосом сообщила Динка - я никому не интересна. Толстая, прыщавая и страшная. Кто со мной дружить-то будет?
Динка уселась на табурет и, закрыв лицо руками, дала волю слезам. Лариса поставив воду под макароны, присела на корточки и, отняв руки дочери от её заплаканного лица, произнесла:
-Наплюй и разотри. Значит, Ира не была тебе настоящей подругой, раз так легко от тебя открестилась. Ты хорошая, умная девочка. С чего ты решила, что ты страшная? Ты в зеркало на себя посмотри! И не толстая ты вовсе. К восемнадцати годам расцветёшь, и твои округлости приобретут приятные глазу формы. У тебя же детство ещё идёт, Динка! Повзрослеть всегда успеешь, а пока голову себе глупостями не забивай. И Лёшкой этим тоже. Не твой он человек.
Динка вскочила и возмущённо стукнула кулаком об ладонь.
-Откуда ты знаешь? - с каким-то протестом вскрикнула она - вот Маринка уедет в город, и он её забудет. А я рядом, за одной партой с ним сидеть буду. Может, и заметит он меня. Ты же дружишь с тётей Юлей, ну посодействуй как-то! В гости к ним напросись, меня прихвати. Мам, ну пожалуйста! Мне Лёшка так нравится, так нравится! Только за него замуж пойду, когда школу окончим!
Динка сложила руки домиком и просящим взглядом смотрела на мать. Лариса отвлекалась на макароны. Воду подсолила, засыпала половину пачки и, помешивая, раздумывала, что же Динке сказать такое правильное, чтобы ей такого посоветовать?
-Я тоже когда-то любила. До беспамятства. Мне казалось, что лучше, красивее его нет никого. Мы школу окончили, выпустились из детского дома. Учиться поступили в педагогический, в общежитии заселились. Он был моим первым парнем, первым мужчиной ... Я, как слепой котёнок, слушалась его во всём и перемен не замечала. Постоянно идеализировала его, оправдывала. Первый звоночек прозвенел, когда я его со своей подружкой застукала. Он смог меня убедить, что это не то, что я подумала. Второй звоночек, когда по лицу от него получила. Ну а на третий раз я сообщила ему о своей беременности. Он ото всего открестился. Кучу гадостей наговорил мне, обвинил в измене. Что, он мол, осторожен был и всё такое. Это я где-то нагуляла и с кем-то. Может, даже на картошке, когда мы ездили всей группой, без него.
Лариса замолчала, вновь переживая те мгновения, когда, казалось, жизнь пошла под откос.
-Мам, а дальше что? - затаив дыхание, спросила Динка. Мама впервые заговорила с ней о своей юности. До этого всё отнекивалась, потом как-нибудь, да потом. Динка знала только, как с отцом они поженились, потом она родилась.
-А дальше я документы из института забрала, вещи в чемодан и айда на вокзал. От стипендии денег немного осталось у меня тогда, но на билет хватило. Ехала в никуда, не зная цели. Опомнилась только, когда в незнакомом городе оказалась. Ни денег, ни знакомых. Ну и разревелась. А тут Юра ... Как судьба его ко мне подослала, сжалившись. Подхватил меня, успокоил. К себе в деревню повёз ...
Динка вдруг нахмурилась, о чём-то усиленно размышляя.
-Ма ... А если ты от того прощелыги своего забеременела, то получается, я не папкина дочь? - в лоб спросила девушка.
Лариса выключила плиту и, обхватив себя за плечи, замерла. Взгляд её устремился в окно, на вечерние сумерки. Она кусала губы, жалея, что вообще коснулась этой темы. Динку она любит, это её дочка. Чтобы ни случилось и ни произошло.
-Дина, ты папина дочка. Давай тему сменим и приступим к ужину. Сосиски остались ещё?
Динка пулей метнулась к холодильнику. Еду они с бабушкой негласно разграничили. Анна Семёновна только своими продуктами питалась, Динка с матерью то, что в магазине удавалось урвать. Милостиво бабушка разрешала с огорода картошку подкопать и овощи брать под её чутким надзором. Она повторяла всегда: не вами, мол, посажено, выращено, потому и нечего без спроса брать. Приходилось каждый раз разрешения спрашивать.
-А бабушка к соседке ушла. Тёте Рите надумала позвонить, номер московского телефона есть у неё вроде. Не знаю только зачем. Ведь тётя Рита же давно с ней не общается.
"Зато я знаю зачем" - мысленно подумала Лариса. Свекровь испугалась её слов, что, мол, от Юры ей тоже как законной жене доля в доме причитается. С Риткой теперь посоветоваться хочет. Ну и пусть советуется. Лариса упрямо поджала губы. Она от своего не отступится. Игорю спасибо, хорошую мысль ей подал. Чего это она от свекрови голышом уходить собралась? А уходить она не передумала. Достало её такое житьё-бытьё.
-Дин, а давай в город уедем? Завтра я твои документы из школы заберу, и рванём отсюда. Поступишь в техникум какой-нибудь. Время для поступления ещё есть. А? Не могу я тут больше.
Динка, опустив голову, молчала. Ну мама ... Только об себе и думает. А Лёшка как же? Как она его тут бросит?
-Я не хочу, мам. Может, одна поедешь? Устроишься на работу, на выходных будешь ко мне ездить? Уж бабушка-то поедом не съест меня?
Лариса только рукой махнула. А к концу августа обнаружила, что беременна. Да ещё и без работы осталась. Марат Евстахиевич какую-то родственницу жены на её место принял, о чём, довольно потирая руки, и сообщил Ларисе.
-Всё, Маркова, свободна! Лети, как пташка, навстречу своему счастью. За расчётным только не забудь заглянуть. Удачи тебе на новом месте - Макар Евстахиевич дружелюбно протянул руку для прощания.
-Спасибо - слабым голосом произнесла Лариса, машинально пожав руку заведующего. Из кабинета она выходила на ватных ногах.
-Уволил всё-таки? - подскочила к ней Юля. Они отошли в сторонку.
-Ну, да. Ты же видишь, новая работница пришла - с грустью кивнула в сторону так называемой родственницы заведующего, Лариса. Внутри всё сжималось от осознания своей собственной глупости. Не думала она, что на её место так скоро замена отыщется. Она собиралась всё поговорить с Макаром Евстахиевичем, извиниться. Попросить не давать ход её заявлению, что останется она ещё поработать. Но по своей рассеянности всё откладывала.
-И куда ты теперь? - требовательно допытывалась Юля.
-Не знаю ... - пожала плечами Лариса.
-А Игорь твой что? Не поможет? Как у вас с ним? - Юля потащила Ларису на задний двор, покурить.
-Никак. Разбежались мы ... - губы Ларисы задрожали, не могла она больше в себе это держать - у него другая женщина, и я ему не нужна. А я ... А я беременна ...
Уткнувшись в плечо Юли, Лариса беззвучно заревела. Ну куда ей с ребёнком? Свекровь же на порог не пустит. Юре не родила больше никого, а тут вдруг от кого-то влетела! А Динке как всё объяснить? Какой пример она взрослой дочери подаёт?
-Значит так. Сопли, слёзы утёрла и пошла к своему Расторгуеву. Прям перед фактом поставь, и пусть он только попробует отвертеться. Сама лично жалобу на него куда следует накатаю. Как у преподавателя у него же чистенькая репутация должна быть? Ну вот. А мы ему подпортим. Из школы пробкой вылетит.
Утешая Ларису, Юля проводила её до ворот и пообещала, что в случае чего всегда поддержит. Но чтобы с Игорёчком своим Лариска немедля, прям сегодня же встретилась.