Сюжет
Документалист-неудачник, Кайл Фримен, едва сводит концы с концами. Ему поступает предложение снять фильм о забытой секте «Церкви Последних Дней». По контракту съёмки должны пройти в кратчайшие сроки, за неделю нужно отснять несколько интервью и локации в трёх странах. Загоревшись идеей (и обещанным гонораром) Кайл соглашается, однако уже на первой съёмке начинает творится какая-то чертовщина. Кто-то — или что-то — следует за бывшими участниками секты по пятам.
Три проваленных фишки
«Судные дни» зиждутся на трёх китах: съёмках документалки, тематике сект и расследовании паранормального. Первые два кита продают историю, а последний скрепляет сюжет воедино.
Документалка
Производственная часть немного поверхностна, но отлично работает для мотивации персонажей. Сколько можно в конце концов эксплуатировать девушку-бедняжку, которая в попытках разобраться с призраками, лезет на чердак и находит всю родословную главного полтергейста? Пускай для разнообразия с призраками столкнётся режиссёр, впутавшийся в историю ради славы и денег. Да, инсайдов об индустрии, про технику, сам процесс съёмки, запись звука и монтаж будет маловато, но для несведущего человека их хватит, чтобы признать в героях профи.
Секта
Лидер ужасного культа, сестра Катерина, не пугающая и не харизматичная, как какой-нибудь Чарльз Мэнсон. У неё нет причуд, как у Энн Гамильтон-Берн (австралийская секта «Семья»). Она не садистка, как Рош Терио (канадская секта «Дети муравейника»). Катерина просто алчная эгоистка, возможно, социопатка, а это мелковато. Сам её образ обрюзгшей и жадной толстухи так и просится в сравнение с Джаббой Хаттом, никак не к тому, кто может словом повелевать людьми. На самом деле, ей будто власть над людьми была нужна лишь ради денег. Катерина хотела наживаться на рабском труде, а не быть культ-лидером, и это жуткое упущение.
Расследование
Расследование паранормального тоже далеко не сильная сторона романа, ведь автор зачем-то стремится к максимальной камерности истории. Пускай чердака со старыми фото нет, зато есть справочная служба в лице одного единственного человека, к которому герой приходит с вопросами, а тот порционно выдаёт ответы. Причём каким бы скользким персонаж-справочная ни был, сколько бы ни утаивал и ни юлил, конечно же он ничего такого не замышляет, потому что у него хорошие намерения.
О несостоятельности монстров
Сущности, преследующие бывших сектантов, гротескно отвратительные, но вместе с тем неуклюжие и нелепые. Они тыкаются, как слепые котята, а под конец так и вовсе становятся комическими пугалами, разодетыми в парики и костюмы.
(СПОЙЛЕРЫ) Происхождение сущностей и омаж на триптихи Босха и Брейнгеля вызывают вопросы. Слишком уж это идет в разрез с историей в духе Мэнсона. Где голландские художники, богатые семьи, хранящие их картины в духе каких-то потомков Тамплиеров, а где пустыня в штате с голодом, антисанитарией, котиками и грязными хиппи-сектантами? Впрочем, в отдельности от романа ориджин сущностей хотя бы является чем-то уникальным. (Хотя Нечестивая свинья-епископ для меня выглядит как Пухля из «Гравити Фоллз», а это совсем не настраивает на волну хоррора.) История с колдовством, осадой и порталом в чистилище действительно имеет свой средневековый шарм. На общем же фоне она выглядит заплаткой из старинного гобелена, пришитой на грязные трусы.
О развитии сюжета
Всё вышеперечисленное могло бы сгладится хорошей концовкой, но, увы, третий акт превращается в боевик с проникновением на вражескую территорию в духе командос. В придачу к этому (будто этого уже мало) автор наваливает глупостей, вроде надуманных причин для участия главного героя с камерой на перевес в боевике или добавления стокового персонажа хамоватого наёмника.
О персонажах
Единственным светлым пятном в романе является главный герой, Кайл — режиссёр-документалист на грани банкротства. Он совершенно не способен побороть собственное тщеславие творца при виде хорошей истории. Кайл готов умереть, но доделать фильм, ведь это увековечит его имя. Ну разве подобная личность не замечательный кандидат для протагониста, которому по сюжету положено закапывать себя в могилу своими же изысканиями?
Герой продюссера, предложившего Кайлу работу, Макс, наоборот, ещё один провал романа. По задумке он должен был раскрываться слой за слоем. (Дальше СПОЙЛЕРЫ) Сначала он кажется эксцентричным бизнесменом, загоревшимся идеей документалки о секте, затем выясняется, что он сам состоял в «Церкви последних дней» и происходящее для него шкурный интерес (за бывшими сектантами охотятся сущности). Сначала Макс намеренно умалчивает много полезной информации, потому что она бы прозвучала неправдоподобной, а в последствии становится той самой справочной службой. Макс до конца кажется человеком с двойным дном. Он увлекается пластиковой хирургией, хочет продлить молодость. Он эгоист и плюёт на чужие жизни. Он был лидером секты до прихода Катерины. Всё это будто бы должно было толкнуть его на сделку с сущностями, на попытку подсидеть Катерину и вместо неё переселиться в тело ребёнка, дабы отложить смерть. Но этого не случилось. Вместо этого Макс зачитал лекцию о том, что Сталин плохой, и умер, пытаясь остановить Катерину. Ещё один слив? По-моему, да.
Итоги
«Судные дни» из категории романов «Жаль потраченного времени». Напряжённая атмосфера выстраивается лишь в паре сцен. Количество персонажей настолько ограничено, будто вводить их в роман было платной опцией. Неорганичные метания сюжета (от темы секты из американских 70-х до европейского средневековья и боевика категории «Б») делают историю неправдоподобной. Конечно, если дать шанс, то особо впечатлительных «Судные дни» могут напугать, однако, по мне, они этого шанса не заслуживают.
Если вам нравятся дотошные книжные рецензии, подписывайтесь на канал!