Введение
Для того, чтобы компания смогла достичь высоких финансовых результатов и иных поставленных целей, ей нужны активные и компетентные сотрудники.
Не всегда можно сразу найти подготовленных и мотивированных сотрудников, иногда руководству компании приходится прилагать определённые усилия по обучению и мотивации персонала.
Но этого чаще всего бывает недостаточно. Руководители компаний и структурных подразделений забывают, упускают из вида или намеренно не уделяют внимание одной системе, которая не менее важна для организации, чем, например, система подбора или мотивации персонала.
Это система адаптации персонала.
Определение и назначение системы адаптации персонала
Система адаптации персонала - система компании, которая призвана с минимальными затратами времени и усилий, а также без стресса, приспособить нового сотрудника к работе.
Игнорирование системы адаптации персонала руководителями тормозит развитие компании, вносит в процесс её работы элементы хаоса.
Какие сотрудники или руководители реально развивают компанию? Обученные, подготовленные, адаптированные и т. п.
👌Приведу пример из личного опыта.
Опытный сотрудник приходит в компанию и в первый же день сталкивается с многочисленными социально-бытовыми сложностями: не оборудовано рабочее место (нет компьютера); сам ищет сотрудника, который оформит его в штат; не знает куда обратиться, чтобы решить вопрос с получением допуска на автомобильную парковку и ГСМ для рабочих поездок; на обращения к коллегам по "адаптационным" вопросам часто получает ответы "нет", "не знаю", "у меня нет времени", "это не ко мне". В этой компании не было работника, который отвечал бы за адаптацию персонала или хотя бы в общем за персонал. Есть директор, этот новый сотрудник и "вечно занятые" коллеги.
👌Приведу ещё один пример - продолжение предыдущей истории.
На работу в компанию пришёл ещё один опытный человек. Терпеливо прошёл эти "круги земного ада", но затем обратился к директору и сказал: "Уважаемый К. Т., так нельзя работать, нужен "специальный" сотрудник, а если такой возможности нет, то хотя бы нужно разработать памятку для вновь прибывших работников". В итоге этот новый сотрудник разработал, утвердил у директора и разослал новичкам (хотя это была совсем не его работа) памятку, в который были приведены контакты ключевых руководителей и сотрудников, а также было написано к кому из них обращаться и по каким вопросам на начальном этапе. Это был примитивный пример начала работы над системой адаптации персонала.
Таким образом, система адаптации персонала нужна, прежде всего, новым сотрудникам для сопровождения, помощи, поддержки от коллег в следующих ситуациях:
❇️ оформление трудовых отношений;
❇️ знакомство с коллективом;
❇️ подготовка рабочего места сотрудника;
❇️ ознакомление сотрудника с правилами и требованиями, бизнес-процессами и т. п. компании;
❇️ введение сотрудника в должность;
❇️ обучение и наставничество;
❇️ получение обратной связи от руководства компании;
❇️ прохождение испытательного срока с проведением итоговой аттестации.
Из приведённых ситуаций видно, что система адаптации включает в себя элементы профессиональной, психологической, социальной и организационной адаптации сотрудника.
❗Отсутствие системы адаптации персонала в компании не только делает невозможным развитие вновь прибывших сотрудников, но и часто приводит к высокой текучести кадров. Некоторые "брошенные" сотрудники небезосновательно считают, что такое изначальное отношение работодателя к новому персоналу, будет сопровождаться и во всех будущих рабочих вопросах и задачах.
Практическое наблюдение
В последние годы, работая в различных компаниях, я все чаще стал наблюдать очень печальную картину: руководители компаний не хотят заниматься адаптацией персонала, а управленческие работники разного уровня не заинтересованы в развитии новичков и всячески препятствуют этому.
Современный управленческий работник сегодня не передает свои знания коллегам и подчинённым, он боится конкуренции (потерять свое место), а потому даже предпринимает определённые усилия, чтобы не только новый, а любой сильный сотрудник в компании не развивался, "не приживался".
Уважающий себя и действительно компетентный управленец 💪 всегда будет окружать себя только сильными и грамотными сотрудниками, опираться на порядочных людей, жёстко пресекать любые конфликты и саботажи в коллективе, прилагать максимум усилий в работе и при этом не держаться за свое место, в ситуациях выбора поощрять правду, а не деньги, руководствоваться нормальными (традиционными) человеческими ценностями.
Заключение
Система адаптации персонала играет важную роль не только в формировании стабильности, но и в постоянном развитии компании.
Без этой системной работы, компания вряд ли может рассчитывать на компетентную и мотивированную команду работников.
В одной из будущих статей я планирую привести важные элементы системы адаптации персонала и/или алгоритм её разработки и внедрения.
Рекомендую подборку статей:
Подпишитесь на мой канал и читайте больше управленческих статей!
С уважением и благодарностью к своим читателям,
Азат Хабибуллин
#управление#компания
#адаптация#персонал
#руководитель#сотрудник#коллеги
#стабильность#развитие
#мотивация#команда