Найти в Дзене
Видеоигры и апатия

Серия Beholder | антиутопия в четырёх лицах

Компания Alawar была широко известна по своим казуальным играм, пока в 2016-м не выпустила Beholder – симулятор управдома в тоталитарной антиутопии. Эта игра оказалась классным развитием идей Papers, Please: и там, и там отыгрывать нужно роль мелкого чиновника в большом государстве, которое постоянно придумывает всё новые и всё более душные законы и ограничения и за выполнением которых простыми людьми герою надлежит следить, попутно верша их судьбы. При этом в Papers, Please было не так много именно персонажей — семья героя, например, оставалась за кадром, так что можно было к ней относиться лишь как к строчкам в бюджете. Авторы Beholder же постарались, чтобы вам было не наплевать на действующих лиц — чтобы происходящее с ними было трагедией, а не статистикой. Главного героя Beholder Карла Штейна распределяют на должность управдома. У него в руках — ключи от всех квартир: пока кого-то нет дома, можно вломиться и всё обыскать в поисках запрещёнки. А также установить камеры наблюдения, ч

Компания Alawar была широко известна по своим казуальным играм, пока в 2016-м не выпустила Beholder – симулятор управдома в тоталитарной антиутопии. Эта игра оказалась классным развитием идей Papers, Please: и там, и там отыгрывать нужно роль мелкого чиновника в большом государстве, которое постоянно придумывает всё новые и всё более душные законы и ограничения и за выполнением которых простыми людьми герою надлежит следить, попутно верша их судьбы. При этом в Papers, Please было не так много именно персонажей — семья героя, например, оставалась за кадром, так что можно было к ней относиться лишь как к строчкам в бюджете. Авторы Beholder же постарались, чтобы вам было не наплевать на действующих лиц — чтобы происходящее с ними было трагедией, а не статистикой.

Главного героя Beholder Карла Штейна распределяют на должность управдома. У него в руках — ключи от всех квартир: пока кого-то нет дома, можно вломиться и всё обыскать в поисках запрещёнки. А также установить камеры наблюдения, чтобы зоркий глаз никогда не спящего управдома подмечал всё, что жильцы делают и в личной жизни. За составление характеристик, а особенно за доносы Карла щедро награждают — это, можно сказать, его основной заработок.

При этом каждый из жильцов — хорошо прописанный персонаж со своим характером и проблемами. Они делятся с Карлом своими переживаниями и просят его о помощи в том или ином деле — зачастую нелегальном, ведь в Великом Государстве почти всё запрещено. А ещё у Карла есть семья, о которой тоже нужно заботиться. Как сохранять репутацию и зарабатывать деньги, при этом не идя на сделку с совестью?

-2

Ответ: непросто. Beholder и хорошо написана, так, чтобы персонажам хотелось помогать, и хорошо сбалансирована: ресурсов всегда не хватает, и счастливого финала совсем уж для всех тут никак не достичь. Кого-то придётся сдать, кого-то разочаровать. Тут придётся принимать непростые решения: и нарративно, и геймплейно. В Beholder эти два элемента идут рука об руку. Да и сеттинг ощущается очень близким и понятным.

Beholder – одна из лучших отечественных игр, и её можно купить в Steam за сущий бесценок. Попробуйте! А пополнить баланс Steam вам поможет kupikod.ru, где по промокоду VGAPATHY вас ждёт скидка :)

К первой части Beholder вышел также DLC-приквел«Блаженный сон». Он тоже хороший и повествует о жителях того же дома до того, как в него въехал Карл. А Никита Ордынский и Лилия Ткач, авторы короткометражки по Papers, Please, сняли небольшую ленту и по мотивам Beholder:

После успеха игры её разработчики из барнаульской студии Warm Lamp Games взялись за сиквел, причём с совершенно иным подходом. Чтобы раскрыть сеттинг поглубже, действие игры перенеслось из одного дома в коридоры Министерства, где вершатся судьбы людей (и клепаются безумные законы).

Эван Редгрейв, герой Beholder 2, имеет с Министерством личные счёты: там работал его отец, когда погиб при странных обстоятельствах. Эван устрваиется на работу, чтобы выясняить, что произошло, но постепенно карьерный рост становится самоцелью: ведь чем выше этаж, на котором работаешь, тем ближе к Великому Вождю.

Идти по карьерной лестнице приходится по головам: можно, конечно, выполнять медленную и рутинную работу, но на это никакого терпения не хватит. Куда более прагматично найти компромат на начальника и изжить своих коллег (убедив их уйти или же подставив тем или иным образом) — так и появится репутация, достаточная для перехода в высшие эшелоны. Моральных дилемм тут нет: хорошие люди в Министерстве многого не добиваются. Напротив — чем выше человек, тем более он опьянён властью и тем больше в его шкафу скелетов. По задумке разработчиков игроком в Beholder 2 должны двигать любопытство и амбиции, однако это сродни желанию просто пройти игру и посмотреть на концовку. Первая Beholder предлагала куда большее.

В Beholder 2 произошло ещё одно любопытное изменение. В оригинале хватало чёрного юмора — без него антиутопия была бы совсем уж нестерпимой — но Beholder 2 сделала на него огромный упор. Так, поначалу работа Эвана — выслушивать прошения граждан, пришедших в Министерство с той или иной просьбой или жалобой. И почти все реплики этих граждан — анекдоты советских времён! Ну а сами просители — вовсе не персонажи, и помогать им совершенно незачем. Так что Beholder 2 можно посоветовать разве что тем, кто уже прошёл первую часть и DLC и хочет побольше узнать об этом сеттинге и получить возможность на него повлиять.

-3

А вот Beholder 3 советовать не хочется вообще никому. История Warm Lamp Games закончилась двумя частями серии, а третью отдали берлинской студии Paintbucket Games. Она не стала ничего придумывать, а просто взяла готовый сеттинг двух частей и скопировала его. Фрэнк Шварц был уволен из Министерства и стал управдомом, но планирует выслужиться и вернуться на старое место. Для этого надо просто выполнять линейную последовательность квестов. Никаких моральных дилемм, никакой свободы выбора, никаких симпатичных персонажей из первой части или хотя бы юмора из второй. Вместо этого нам предлагают историю о том, что у Фрэнка дочь-подросток из меньшинств, которых государство преследует. Судя по тому, что ей сходит с рук, очень уж плохо преследует: в предыдущих частях люди пропадали навсегда за куда меньшее!

А ещё Beholder 3 непозволительно забагована — и, судя по сообщениям в обсужденин игры в Steam, баги эти так и не починили через много лет после выхода. Не игра, а одна большая ошибка.

Beholder 3 также получает приз за худшую русскую -и- английскую локализации
Beholder 3 также получает приз за худшую русскую -и- английскую локализации

И, наконец, в этом году недавно вышла Beholder: Conductor, разработанная, к счастью, снова «нашими» — сотрудниками Alawar. Правда, в дилогии от Warm Lamp Games несколько человек работали над сюжетом, а вот «Кондуктора», судя по титрам, делали геймдизайнеры, о сюжете словно не вспоминая.

Героя игры назначают кондуктором на особый поезд, идущий через всё Великое Государство в соседнюю враждебную страну. Карьерный рост присутствует и тут: начинаем мы с самого дешевого вагона с люмпенами и нищей интеллигенцией, а заканчиваем элитными хоромами партийной элиты. Все привычные элементы геймплея тоже на месте: в купе можно подглядывать, чтобы узнать, что делают пассажиры, а когда те выйдут покурить или в уборную, можно обыскать их багаж — главное положить всё обратно в том же порядке, иначе штраф.

-5

Репутацию и деньги можно зарабатывать характеристиками, доносами и выполнением квестов — обычно простеньких, вида «добудь такой-то предмет». В квестах особо остро встаёт вопрос нехватки сильного нарративного дизайнера: диалогов слишком мало, чтобы проникнуться персонажами и начать видеть в них нечто большее, чем источник ресурсов. Так что и Beholder: Conductor проходится скорее «механически», квест за квестом к финалу, где в зависимости от ваших решений, принятых лишь в последней сцене, зависит развязка. Игра, к счастью, несложная, недлинная и не забагованная.

В итоге я хотел бы ешё раз посоветовать первую часть всем, вторую и четвёртую — только при большом интересе к этой вселенной, а третью рекомендовал бы избегать. Все выпуски Beholder можно приобрести в Steam (еще несколько часов скидка!). Ну а Steam-кошелёк, конечно же, стоит пополнять через kupikod с промокодом VGAPATHY для скидочки.

-6