Разработка и судьба летающей лодки Григорович М-24: Последний серийный гидросамолет мастера
В суровом апреле 1922 года, когда молодая Советская Россия лишь начинала оправляться от разрухи Гражданской войны и интервенции, в холодных цехах петроградского завода «Красный летчик» (бывшего «Гамаюн») под руководством уже признанного мастера гидроавиации Дмитрия Павловича Григоровича стартовала работа над новой летающей лодкой-разведчиком, получившей обозначение М-24. Этот проект стал не просто созданием очередного самолета, а попыткой возрождения морской авиации страны в условиях острейшего дефицита ресурсов и технологий.
Наследие и новшества:
М-24 создавался не на пустом месте. Григорович, автор знаменитой «летающей лодки» М-5 еще царских времен, опирался на опыт своих успешных довоенных и военных разработок, прежде всего М-9 (ставшего основным гидросамолетом Балтфлота) и более позднего М-15. Конструктивно М-24 сохранил проверенную схему двухстоечного биплана с крыльями неодинакового размаха (верхнее крыло длиннее нижнего – характерная черта многих самолетов Григоровича). Однако это не было простым копированием:
- Корпус Лодки: Конструкция корпуса (лодки) была существенно переработана и усилена. Инженеры стремились улучшить мореходные качества и прочность конструкции, критически важные для эксплуатации на открытой воде, особенно на Балтике и Черном море.
- Крылья и Управление: Значительным усовершенствованием стало оснащение элеронами обоих крыльев – и верхнего, и нижнего. На предыдущих моделях (как у М-9) элероны часто ставились только на верхнее крыло. Это решение должно было улучшить поперечную управляемость и маневренность самолета, что было жизненно важно для разведчика, потенциально уклоняющегося от вражеского огня.
- Силовая Установка: Сердцем М-24 стал проверенный, но не самый мощный по меркам начала 1920-х, 12-цилиндровый V-образный двигатель Renault жидкостного охлаждения. Его мощность составляла 164 кВт (220 л.с.). Мотор размещался в тщательно обтекаемой гондоле, поднятой на стойках над центропланом верхнего крыла – классическая для Григоровича схема, защищавшая двигатель от брызг при взлете и посадке. Гондола оснащалась крупным лобовым радиатором для эффективного охлаждения.
- Экипаж и Кабина: Летчик и наблюдатель (который также выполнял функции штурмана и стрелка) располагались плечом к плечу в одной открытой кабине в носовой части лодки, перед крыльями. Их от набегающего потока и брызг защищал один общий большой лобовой козырек. Такое расположение улучшало взаимодействие экипажа, но оставляло их достаточно уязвимыми к непогоде и обстрелу.
Испытания, производство и разочарование:
Прототип М-24 поднялся в воздух весной 1923 года. Несмотря на сложности эпохи военного коммунизма и нэпа, когда авиапромышленность восстанавливалась буквально с нуля, самолет показал себя в целом работоспособным. Это убедило руководство УВВС (Управления Военно-Воздушных Сил) разместить заказ на 40 серийных экземпляров уже в 1924 году. Казалось, флот получит столь необходимый современный разведчик.
Однако по мере поступления машин в строевые части (прежде всего на Балтийский и Черноморский флоты) начали поступать тревожные отчеты. Летные характеристики М-24 оказались откровенно слабыми даже для середины 1920-х годов:
- Максимальная скорость едва достигала 130 км/ч – этого было недостаточно ни для уверенного ухода от новых истребителей потенциальных противников, ни для быстрого выхода на цель.
- Практический потолок составлял всего 3500 метров, что сильно ограничивало возможности ведения разведки и делало самолет уязвимым для зенитного огня.
- Самолет оказался тяжеловатым и недостаточно динамичным в наборе высоты.
Попытка спасти положение: М-24бис
Поток жалоб от строевых летчиков и техников на недостаточные характеристики и выявляемые в эксплуатации дефекты конструкции (часто связанные с качеством изготовления в условиях нехватки материалов и квалифицированных кадров) заставил Григоровича срочно заняться модернизацией. Результатом стал вариант М-24бис.
Главным изменением стала установка более мощного двигателя Renault в 194 кВт (260 л.с.). Это потребовало некоторых переделок моторамы и гондолы. Кроме того, в конструкцию лодки и крыльев внесли ряд усилений и доработок, направленных на повышение надежности и, возможно, немного улучшение аэродинамики.
Однако возросшая мощность двигателя привела к неизбежному росту веса: взлетная масса М-24бис увеличилась на 50 кг по сравнению с исходными 1750 кг базового М-24. В результате, хотя летные данные несколько улучшились, принципиального прорыва не произошло. Всего было построено 20 экземпляров М-24бис.
Закат эпохи Григоровича в гидроавиации:
Машины семейства М-24 и М-24бис, выпущенные в количестве 60 штук (40+20), стали последними морскими самолетами Дмитрия Григоровича, строившимися крупной серией. Хотя они и несли службу в морской авиации РККФ до конца 1920-х годов, их скромные характеристики и общее устаревание концепции деревянного биплана с двигателем скромной мощности обозначили конец целой эпохи. К этому времени ОКБ Григоровича уже активно работало над сухопутными истребителями (И-2, И-2бис), а центр развития советской гидроавиации начал смещаться к другим конструкторам (например, к Четверикову и Бериеву), которые вскоре предложат более совершенные монопланные схемы с мощными двигателями. М-24 остался в истории как важный, но не самый успешный этап трудного возрождения советского авиастроения, последний серийный лебединый крик легендарного создателя русских "летающих лодок".
Краткие тактико-технические характеристики:
Экипаж: 2,
двигатель: 1 x Renault, 194к Вт,
размах крыла: 16.0 м,
длина: 9.0 м,
площадь крыла: 55.0 м2,
взлётная масса: 1700 кг,
масса пустого: 1200 кг,
макс. скорость: 140 км/ч,
потолок: 4000 м,
вооружение: 1 x 7.62мм пулемёта, 100кг бомб
----------------------------------------------------------------------------------------------
Привет! Я Ира — хозяйка этого канала, на который Вы еще не подписались. Я не стюардесса и не пилот, но безумно люблю небо и самолёты! ✈️❤️ Подпишитесь на меня, а я продолжу радовать Вас интересным контентом. Ведь я стараюсь для Вас, правда?
----------------------------------------------------------------------------------------------
Больше информации по самолетам России здесь.