Вендинговые автоматы, предлагающие молочные продукты, – это относительно недавнее явление, хотя сама идея автоматизированной торговли насчитывает столетия. Первые прототипы автоматов по продаже еды и напитков появились в Европе еще в XIX веке, однако, массовое распространение вендинговые машины получили лишь в середине XX века в США.
История молочного вендинга берет свое начало в фермерских хозяйствах, где прямая продажа молока через автоматы позволяла избежать посредников и обеспечивала доступ к свежему продукту в любое время суток. В Европе, особенно в Германии и Австрии, такие автоматы стали популярны в 1990-х годах, предлагая непастеризованное молоко прямо от коров.
В России вендинг молочных продуктов начал развиваться значительно позже, преимущественно в 2010-х годах. Сначала это были одиночные проекты фермеров, затем появились более крупные компании, предлагающие пастеризованное молоко, йогурты и другие молочные продукты в автоматах, установленных в торговых центрах, офисах и жилых комплексах.
Примеры использования в мире:
- Европа: Автоматы по продаже свежего молока, сыра, масла на фермах и в городах.
- США: Вендинговые машины с молочными коктейлями и органическим молоком в крупных городах. В стране действуют тысячи автоматов по продаже свежего молока.
- Азия: Автоматы с йогуртами, молочными напитками и десертами.
В Италии, Швеции и Швейцарии продажи через молокоматы доступны благодаря субсидиям государства. В Европе экологически чистые фермерские продукты пользуются спросом, а контроль качества молока-сырья очень высок даже на небольших фермах.
Молокоматы в Ирландии устанавливают на самих фермах — люди просто проезжая мимо — покупают молоко. Также популярным местом для молокоматов являются торговые центры. В этом случае потребуется официальное разрешение как от Министерства сельского хозяйства, так и от Управления здравоохранения. Поддержка местных фермеров — это тенденция, которая начала набирать обороты в Европе и Великобритании несколько лет назад.
На мировом рынке молочных автоматов ведущие позиции занимают итальянские производители молокоматов — DF Italia, Prometea, Lazaronni Fratelli.
Своеобразным прародителем молочного вендинга можно считать опыт магазина-автомата «Прогресс», который работал в Москве в шестидесятые годы.
В автоматах этого полностью автоматизированного магазина можно было купить бутылочные товары (молоко, кефир и др.), а также творожные сырки, сливочное масло, сметану, сгущёнку в банках и много чего ещё. Всего насчитывалось 60 разновидностей. Сумму нужно было закинуть в специальное отверстие монетами любого достоинства. После чего, люди получали свой товар. Цена за каждый продукт высвечивалась на специальном экранчике. Если у покупателя имелись только бумажные деньги, то их можно было поменять в специальных автоматах около входа.
В 2019 году британский молочный фермер Бен Спенс вместе с братом и отцом разработал первый передвижной автомат по продаже молока. Для этого использовали фургон для перевозки лошадей, в который установили молокомат. Фермерское молоко слегка пастеризовали и продавали в стеклянных бутылках.
Среди молочных продуктов, которые продаются через вендинговые автоматы есть упоминания о многочисленном опыте продажи элитных сыров. Например, в 2024 году в Филадельфии компанией Perrystead Dairy был открыт автомат по продаже премиальных сыров. В нём представлены разнообразные фермерские сыры, в том числе интергалактический с коровьим молоком, и мясные закуски.
Первыми в России молокоматы начала устанавливать новосибирская компания «МолСиб». Начав импортировать итальянские машины в начале 2000-х, компания перестала заниматься ими после того, как исключила свой молочный завод из собственности.
Классической историей успешного внедрения молокоматов считается кейс «Братьев Чебурашкиных»: их автоматы под брендом «А-молоко» помогли им открепиться от переработчиков, закупающих сырьё по низким ценам, что делало бизнес братьев нерентабельным.
Будущее молокоматов может лежать в школах и учебных заведениях. В настоящее время вендинг в школах хоть и официально не запрещён, но фактически действует на уровне региональных ведомств. Поправки в СанПиН, разработанные и вынесенные на обсуждение Роспотребнадзором, разрешат установку торговых автоматов с определённым «безопасным» набором продуктов. Если поправки будут приняты, то операторам торговых аппаратов будет открыта в том числе и возможность установки молочных аппаратов — правда, молоко в них должно быть стерилизовано.
Внутри молокомата поддерживается определённый температурный режим, причём не только в молочном картридже, но и во всех устройствах, которые контактируют с молоком. Герметичность всех узлов контролируется микродатчиками. Что касается замены продукции, то в молокомате установлен чип, который настроен на определённые сроки реализации молока, и программа, оповещающая о времени замены.
Плюсов в использовании автоматов по продаже молока – масса. Во-первых, вы всегда можете обеспечить покупателя только свежим продуктом, ещё не утратившим всех своих полезных свойств. Во-вторых, это возможность для предпринимателя осуществлять прямые поставки с фермы в точки продаж. Следовательно, ниже затраты – ниже стоимость молока.
Для фермеров реализация свежего молока методом вендинга — альтернативный способ выхода на розничный рынок. Производителю, полагающемуся на машины для розлива, нет необходимости думать об издержках на упаковку и подготовку молока к длительному хранению.
Обо всех тенденциях в мире автоматизированной торговли в России и мире читайте на канале вендингового оператора «Uvenco». Развивая рынок, приближаем будущее!