Около 45% образовательных организаций отмечают недостаточную скорость Интернета для эффективной работы, при этом более 2% заявляют о невозможности полноценно использовать сеть на текущих скоростях, сообщил аудитор Счетной палаты Данил Шилков.
С 2019 года услуги связи для школ централизованно закупает Минцифры России, а единственным исполнителем является «Ростелеком». В 2024 году заключено четыре госконтракта на сумму 7,5 млрд рублей. Однако проверка выявила, что скорость доступа к Интернету и информационным системам далеко не всегда соответствует условиям контрактов. Так, в 26 из 52 учебных заведений Рязанской и Псковской областей пропускная способность каналов оказалась ниже заявленной.
Еще одна серьёзная проблема – недостаточный учёт количества одновременно работающих с сетью компьютеров. По замерам Счетной палаты, при скорости 100 Мбит/с одновременно качественно использовать Интернет могут не более 40 устройств, тогда как в почти половине школ и колледжей их число превышает 40, а в некоторых случаях достигает тысячи.
Кроме того, контентная фильтрация, предусмотренная контрактами, блокировала важные для образовательного процесса ресурсы: библиотеки языков программирования, обновления для интерактивных панелей и другие полезные сервисы. Услуги связи часто не учитывают потребности в видеонаблюдении и видеоконференцсвязи, что заставляет образовательные организации заключать дополнительные договоры с альтернативными операторами.
Проблемы усугубляются устаревшим оборудованием и нехваткой ИТ-специалистов с навыками сетевого администрирования. Итоги проверки направлены президенту РФ и Минцифры с требованием принять меры по устранению нарушений.
В Минцифры подчеркнули, что обеспечение качественной связи для школ – приоритет. По словам Руслана Хайруллина, директора департамента реализации инфраструктурных проектов, установленные нормативы скорости, закреплённые совместным приказом Минцифры и Минпросвещения, в большинстве случаев соответствуют потребностям образовательных организаций. При необходимости скорость можно увеличить до 1 Гбит/с на основании обращений школ и колледжей.
Что касается фильтрации контента, она регулируется нормативными актами и рекомендациями Минпросвещения и направлена на блокировку запрещённых ресурсов по реестрам Роскомнадзора. Руководители образовательных организаций имеют возможность самостоятельно контролировать списки разрешённых и заблокированных сайтов. При возникновении проблем с доступом к образовательным материалам вопрос решается оперативно, отмечают в Минцифры.
В свете выявленных проблем становится очевидна необходимость активного участия педагогов и воспитателей в конкурсах для аттестации и совершенствовании навыков через курсы повышения квалификации и курсы профессиональной переподготовки. Это позволит эффективно использовать цифровые ресурсы и решить существующие инфраструктурные вызовы в образовании.
📰 Новости | 🎓 Курсы | 🏆 Конкурсы | 👤 Личный кабинет