Всем привет! Сегодня речь пойдет о, пожалуй, самом массовом отечественном электропоезде - ЭД4. Встретить их можно практически на любой железной дороге, где поезда ездят на постоянном токе. Второе предложение в названии статьи, кстати, далеко неспроста, ведь несмотря на почти одинаковые названия, многие ЭДшки отличаются между собой. Не только технически, но и внешне. В этой статье я расскажу обо всех (а если вдруг и не о всех, то о большинстве) разновидностях этих электричек. Ну что ж, начнем!
ЭД4
Первые электропоезда серии - ЭД4, без каких либо лишних букв. Таких составов было построено всего шесть, при этом все они в работе до сих пор. В том числе, три поезда трудятся на Московской железной дороге.
Не будем вдаваться в технические особенности, поговорим о внешнем виде. Главное отличие от последующих электропоездов Демиховского завода - прямоугольная форма кабины. Да и в целом, внешне эти электропоезда очень схожи с их предшественниками - электропоездами ЭД2Т, которые, в свою очередь, были одними из первых отечественных электричек, построенных после распада Советского Союза. Вот вам фото одной из таких для наглядности:
ЭД4М
Теперь же перейдем к самой массовой разновидности ЭД4 - к электропоездам ЭД4М. Именно их я имел ввиду, когда говорил, что встречаются почти на каждой железной дороге на постоянном токе. Построено таких - 448 составов, а считая ЭД4М1, которые практически ничем не отличаются - более 450.
Чем же она отличается от предшественника? Ну, сразу же в глаза бросается форма кабины. Кстати, у Демиховского завода видимо прям пунктик на эту тему - внешний вид электропоезда меняли далеко не один раз. Вот так например выглядят некоторые из Демихов 400-х номеров:
Отличия видны невооружённым глазом. И нет, я конечно же не про окрас поезда на фото, красят то их по-разному, в том числе и в корпоративные цвета РЖД. Я про, например, форму буферных фонарей. Не зря эти электропоезда в народе называют кософариками.
Если здесь различия были хоть и заметны, но не так сильно, то про следующий вид Демихов так не скажешь. Представляю Вашему вниманию - электропоезда ЭД4М 500-х номеров!
Тут уже было бы проще назвать то, что не изменилось, чем отличия от предыдущих поездов. Но я все же назову некоторые из них.
Во-первых, опять же таки форма кабины - теперь она округлая.
Во-вторых, на кузове пропали какие-либо гофры.
В-третьих, внешне изменилось практически всë) Да, вот так вот я устал перечислять уже на третьем пункте, в связи с чем предлагаю перейти к следующему поезду. А точнее даже вернуться немного назад по развитию этих электричек.
ЭД4МК
Снаружи внешне они от обычных ЭД4М не отличаются ничем. Да сейчас уже и в салоне отличий особо нет. А так, буква К в названии - означает Комфорт. Раньше в салонах этих электропоездов устанавливались особые комфортные сидения, а так же был вагон-бар! Да, представьте себе, когда-то в пригородных электричках был бар!
ЭД4МКу
Теперь поговорим о далеко не самом распространенном электропоезде - ЭД4МКу. Таких было построено всего два. Изначально они строились для работы экспрессами между Москвой и Санкт-Петербургом. После, ездили по Киевскому направлению Московской железной дороги, где, собственно, работают и сейчас. Некоторое время после открытия четвёртого Московского Центрального Диаметра эти электропоезда заезжали и на Горьковский ход.
Собственно, главное отличие этих двух электропоездов опять же таки заключается во внешнем виде. Фото для наглядности загрузил на пару предложений выше.
ЭД4МКМ и ЭД4МКМ-АЭРО
Изначально, в 2006-м году был построен всего один такой электропоезд. Отличался он особой комфортностью салона, техническими характеристиками и, как обычно, внешним видом. Электропоезд получил обозначение ЭД4МКМ-0155, так и оставшись построенным в единственном экземпляре. Проработал на Московской железной дороге почти 15 лет, а сейчас он, отставленный от работы, простаивает на какой-то базе запаса.
Но по сути, он все же был не единственным ЭД4МКМ, ведь с 2007 по 2009 года по заказу ООО "Аэроэкспресс" были построены ещё 7 поездов. Правда, получили они свою собственную, отдельную нумерацию с аббревиатурой ЭД4МКМ-АЭРО.
Все 7 электропоездов работают на Павелецком направлении и возят пассажиров из Москвы в аэропорт Домодедово и обратно.
ЭД4Э
Так же стоит упомянуть ещё одну разновидность электропоездов ЭД4. Была мысль и не упоминать о ней, так как своих фотографий с ней у меня нет. Но, пожалуй, все же стоит. ЭД4Э - экспериментальный электропоезд, построенный всего лишь в одном экземпляре. Проработал он совсем недолго - с 2001 по 2006 год, после чего был отставлен от работы, а после, проржавев в Перерве и Щербинке до 2019 года, был окончательно списан.
Собственно, все что хотел сказать по-поводу этих электропоездов, я сказал. Про технические особенности в статье я упоминать не стал, ведь хотел обратить внимание именно на внешние различия этих электропоездов.
Если статья оказалась вам хоть немного интересна, ставьте лайк и пишите комментарии!
До новых встреч!