Итак, «Могучая кучка», продолжение!
Благодаря тому, что кучкисты стремились сделать героем своих произведений русский народ, у нас появились такие шедевры как оперы «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, оперы «Садко» и «Ночь перед рождеством» Римского-Корскакова. Конечно, это была революция в музыке того времени. Это было очень масштабно, круто, появлялись новые гармонии, новые звучания, и действительно в центре всего была русская фольклорная музыка и народ. Сюжеты тоже были из русской истории и сказок. Плюс появились совершенно новые для оперы «народные» герои, например, нищий или юродивый (у Мусоргского), а не только Он и Она и их любовная линия, как это было принято в европейских операх .
В общем, можно смело сказать, что это было новое, самобытное течение в российской музыке. Но в конце 1870-х годов кружок распался. Его руководитель Балакирев переживал финансовые и творческие неудачи, и как следствие — душевный слом. Его ученики и соратники, почувствовав себя более независимыми, пошли каждый своим путем, уже не стремясь укладываться в рамки «идеологической программы» «Могучей кучки». Все-таки, музыка это не армия, и не все в ней решается «по уставу». Поэтому вполне естественно, что каждый автор так или иначе нашел свой путь.
Римский-Корсаков, например, вообще пошел преподавать в Санкт-Петербургскую консерваторию теоретические дисциплины. При этом, ощущая недостаточность собственного образовании, он сам прошел весь консерваторский курс. Вот это, я считаю, поступок: человек нашел в себе мудрости признать, что он чего-то не знает и просто взял и обучился. Хотя лет ему уже было немало и был он очень даже известным композитором. Но понимал всю ответственность преподавательской деятельности.
Кучкисты, кстати, сочли этот шаг «предательством», представляете? Типа, предал идеалы.
Однако именно благодаря педагогической деятельности Римского-Корсакова, которая длилась почти 40 лет, эстетические принципы «Кучки» оказались распространены по всей Российской империи и за ее пределами. К 1900 году его класс окончили более 200 учеников, которые впоследствии повлияли на композиторские школы в США, Литве, Латвии, Греции, Финляндии и многих других странах, вплоть до Китая.
Мало того, многие незаконченные произведения самих кучкистов, как, например опера «Князь Игорь» Бородина и опера «Хованщина» Мусоргского получили концертную и сценическую жизнь именно благодаря Римскому-Корсакову, который закончил инструментовки этих произведений, а кое-где и дописал.
Ну и давайте же бегло пройдем по творчеству композиторов «Могучей кучки»!
Милий Балакирев: романсы, восточная фортепианная фантазия «Исламей»
Кюи: 10 опер, в том числе несколько детских! Романсы и вокальные ансамбли
Мусоргский: 5 опер, включая «Хованщину» и «Бориса Годунова», цикл фортепианныз пьес «Картинки с выставки»
Бородин: Опера «Князь Игорь», 2 симфонии, Струнные квартеты и очень красивые романсы.
Римский-Корсаков: 6 опер, включая «Снегурочку» и «Сказку о царе Салтане», симфоническая сюита «Шехеразада», ОЧЕНЬ красивые романсы. Кроме того, он создал практический учебник гармонии, который актуален до сих пор!
На этом месте мы закончим наш рассказ о «Могучей кучке», которая, мне кажется, полностью оправдала свое название, и вернемся к истории Модеста Мусоргского. Теперь, я надеюсь, вам будет более понятно, что лежало в основе творческих взглядов композитора, почему он брал такие сюжеты для произведений и как именно содружество «Могучей кучки» повлияло на его творчество. И если доведется слушать его музыку, думаю, понимания будет больше, правда?