Лет десять назад мне было всё равно. Сколько не спать, где пересадка, в какой позе — сидя, стоя, на полу — не имело значения. Я летала в Австралию с двумя стыковками и чувствовала себя бодро. А утром ещё могла поехать гулять. Сейчас такой финт уже не пройдёт. Организм стал капризным. Сон важен. Комфорт — тоже. Поэтому к ночным перелётам я теперь готовлюсь как к экзамену.
И вот вам мой личный список работающих способов, как заснуть в самолёте и не проснуться разбитым.
Летите во вторник
Это звучит странно, но день недели действительно имеет значение. По статистике, вторники — самые непопулярные дни для перелётов. Люди почему-то предпочитают пятницу, субботу или понедельник для полётов. Оно и понятно: выходные у всех в выходные. А вторник — это что-то среди недели, ни туда, ни сюда. Самолёты очень часто полупустые. Шанс, что рядом окажется свободное кресло, возрастает в разы. Иногда — даже целый ряд. А это уже практически кровать.
Выбирайте место
Если вы серьёзно настроены поспать, садитесь только у окна. Во-первых, никто не будет перелезать через вас к проходу. Во-вторых, можно прислониться к стенке, закрыть шторку и устроить себе полумрак.
А форма фюзеляжа добавит пару лишних сантиметров пространства для плеч.
Если рост выше среднего, то берите место у аварийного выхода. Там для ног гораздо больше места. Только не забывайте, что ручную кладь под передним сиденьем туда класть нельзя.
А вот сидения возле туалетов — худший вариант. Шум, запахи, постоянная очередь из людей, которые норовят на вас облокотиться. Не стоит.
Сторона имеет значение
Если вы дома обычно засыпаете на левом боку — выбирайте левую сторону салона (места D, E, F). То же самое с правым (А, В, С). Организму не придётся перестраиваться, и он быстрее «отключится». Пустяковый совет, но работает.
Готовьтесь к перелёту заранее
Это не марафон, но почти. Если вы летите в другой часовой пояс, начните смещать режим сна за пару дней до вылета. На восток — ложитесь раньше. На запад — позже. Каждый день на час. Так адаптация пройдёт мягче, и спать в самолёте будет легче.
Вода
За день до полёта пейте больше воды. Без фанатизма, но регулярно. Влажность в салоне всего 15–20 %. Вы можете не осознавать что воды недостаточно, но обезвоженному организму будет сложнее заснуть.
Слои в одежде
В самолётах холодно. Или жарко. А иногда всё сразу: то в спину дует, то ноги замерзли. Надевайте одежду слоями. Тонкая футболка, потом худи или флиска. Брюки тоже лучше надеть свободные, которые ничего нигде не сдавливают.
И не стесняйтесь взять толстые носки. Лучше компрессионные, они улучшают кровообращение, снимают отёки и спасают от чувства «ватных» ног. Особенно если вы летите дольше четырёх часов.
Все для сна
Маска на глаза. Лучше объёмная, чтобы не давила на веки.
Беруши или наушники с шумоподавлением. Самолёт гудит примерно на уровне 80–90 децибел. Добавьте к этому ребёнка в третьем ряду и тележку с едой. Подушка под шею. Лучше не надувная, а плотная, из пены. Она не сдувается и голову будет поддерживать лучше. А если у вас с собой есть шарф, плед или кофта, сверните их в валик и положите под поясницу. Кресла не поддерживают спину, и через два часа начинает ныть всё подряд.
Дышите
Перед сном можно сделать простое дыхательное упражнение: вдох на 4 секунды, задержка на 7, выдох на 8. Повторять пять–шесть раз. Это снижает тревожность и помогает мозгу отключиться.
Еда имеет значение
Лучше перекусить перед сном, чем ждать ужин в середине ночи. Возьмите с собой что-то лёгкое: банан, орешки, цельнозерновой крекер. Можно яйцо вкрутую. Не налегайте на сладкое, жирное и алкоголь. Они только мешают уснуть и делают сон поверхностным. А чтобы,, после того как вы уснёте, вас не разбудила стюардесса, предупредите её заранее, что ужинать не будете.
Привычка
Дома вы выключаете свет, чистите зубы, надеваете пижаму — так и здесь. Делайте привычные действия: выключите экран мобильного телефона, наденьте маску, уберите столик, натяните капюшон на голову. Мозг будет рад привычным действиям.
И самое главное — не стесняйтесь выглядеть странно с подушкой на голове. Ведь проснуться бодрым и отдохнувшим в новом месте намного важнее.