Коды в играх представляют собой цифровую или буквенную комбинацию, которую нужно ввести, чтобы открыть замок. Часто это буквально кодовый замок, куда вводятся цифры, но механика может быть реализована в виде любого запирающего механизма. Например, им может стать персонаж, которому нужно сказать пароль, чтобы зайти в бар.
Общая схема работы кодов выглядит так:
- Игрок упирается в закрытую дверь с кодовой панелью.
- Ищет подсказки к коду.
- Вводит код.
- Проходит дальше.
Коды очень удобны в качестве загадок, потому что органично вписываются в
любой жанр и сеттинг. В реализме можно развесить на все двери обычные
кодовые замки. В киберпанке они превращаются в сенсорные панели. В
магическом мире вместо цифр появляются руны или другие мистические
символы. Для совсем доисторических эпох тоже можно придумать что-то —
например, необходимость нарисовать правильный символ, чтобы тебя
пропустили к вождю.
Кроме сеттинга, удобство заключается в том, что для кодов не нужно изобретать
отдельных механик, так как их можно реализовать через основные механики
игры.
В Prince of Persia: The Lost Crown в качестве «кодовой панели»
используется местная механика в виде убивающих плит. Если игрок
пересекает место с красным знаком на квадрате, то через пару секунд туда
опустится куб, который мгновенно убьёт игрока, если он не отпрыгнет в
сторону. В одном месте игры есть набор из таких плит 3×3, по которым
нужно пропрыгать так, чтобы они составили определённый паттерн. Паттерн
можно найти на одном из задников платформера.
В каком-нибудь шутере можно заставить игрока прострелить плиты в
определённом порядке. В Zelda: Echoes of Wisdom использовалась главная
механика игры в виде копирования предметов: нужно было воспроизвести
статуи орла и слона перед дверью, чтобы она открылась.
В общем, механика удобна своей универсальностью и адаптивностью.
Реализация
Логика кодового механизма состоит из двух частей (или, точнее, двух вопросов к геймдизайнеру):
- Как игрок поймёт, какой код вводить?
- Как именно его нужно будет вводить?
Как игрок поймёт какой код вводить?
Самый простой вариант — игрок должен его где-то найти: в письмах, записках,
переговорах стражников и тому подобных вещах. Сложность в этом случае
заключается только в том, что игрок должен понять, к какому именно сейфу
или двери относится код. Обычно подсказки размещают недалеко от замка
или прямо указывают, где находится нужный объект.
Альтернатива — нахождение кода по кусочкам: в одном месте первая цифра, в другом — вторая, или на одном листе зачёркнута часть шифра, и его нужно
восстановить.
Третий вариант — добавить в записку загадку или зашифровать код. Вариантов тут бесконечно много: от классических методов шифрования цифр до авторских
придумок.
Как игрок будет вводить код?
Речь тут не только об интерфейсе (хотя это тоже интересная тема). В простом случае
это будет кодовый замок или панель на двери, где можно нажать цифры. Но
это может быть и компьютерный терминал, телефон (нужно позвонить на
определённый номер), телевизор или радио (нужно настроить на
определённую частоту).
Панелью может стать любой объект, на котором можно выставить число, или что-то, на чём можно в определённом порядке нажимать кнопки. Известное пианино из Silent Hill вполне подходит.
Кроме интерфейса, замок можно усложнить загадкой. Например, в Lorelei and the Laser Eyes большая часть кодов — это числа, но нажимать на сейфе
придётся на неподписанные кнопки разной формы. Игроку нужно догадаться
(или найти подсказку), как кнопки соотносятся с цифрами.
В разработке запирающего механизма много творчества, и, возможно, проектировать его даже веселее, чем разгадывать.