РГАНТД представляет особо ценный, некогда совершенно секретный документ: стенограмму послеполетного доклада командира космического корабля «Восход-2» П.И. Беляева на заседании Государственной комиссии.
Но начнем сначала.
Герой Советского Союза, космонавт № 10 в нашей стране и № 14 в мире Павел Иванович Беляев родился 26 июня 1925 г. в селе Челищево Вологодской области. Школу окончил в 1942 г., работал токарем на заводе, в 1943 г. — уже в армии, был направлен в авиацию.
В первом отряде космонавтов П.И. Беляев был единственным участником войны, а также самым старшим по возрасту, воинскому званию и должности: майор, командир эскадрильи.
П.И. Беляев не вошел в шестерку кандидатов на первый полет человека в космос, но ему предстояло совершить полет, имевший огромное значение для дальнейшего развития пилотируемой космонавтики: в 1964 г. вместе с А.А. Леоновым он начал подготовку к экспедиции на «Восходе-2», целью которой был первый в мире эксперимент по выходу человека в открытый космос.
Этот исторический полет состоялся 18 – 19 марта 1965 г., П.И. Беляев был командиром экипажа. Во время выхода А.А. Леонова в открытый космос именно П.И. Беляев контролировал работу всех корабельных систем, управлял шлюзовой камерой, через которую осуществлялся выход, вел съемку и по телефонной связи оказывал постоянную психологическую поддержку А.А. Леонову. И именно Павел Беляев сообщил на Землю по радиосвязи: «Человек вышел в космическое пространство!».
При возвращении на Землю нарушилась работа автоматической системы ориентации на Солнце — корабль стал вращаться, отказало автоматическое управление. П.И. Беляев впервые в истории посадил корабль вручную. Спускаемый аппарат приземлился не там, где планировалось, а в тайге в Пермской области, среди глубокого снега и высоких деревьев. Только спустя двое суток спасатели смогли найти экипаж «Восхода-2» и доставить космонавтов на Байконур.
В 1966 – 1967 гг. П.И. Беляев проходил подготовку по военной программе «Алмаз» и по программе облета Луны, но в марте 1967 г. был отстранен по здоровью. После этого космонавт работал в ЦПК, скончался 10 января 1970 г. из-за осложнений хирургической операции.
После своего исторического полета П.И. Беляев и А.А. Леонов 22 марта 1965 г. сделали доклады на заседании Государственной комиссии под председательством доктора технических наук, генерал-майора Г.А. Тюлина. На заседании Госкомиссии присутствовали ведущие ученые и специалисты советской ракетно-космической отрасли: Главный конструктор, академик С.П. Королев, президент АН СССР М.В. Келдыш, академик Б.В. Раушенбах, летчики-космонавты СССР Ю.А. Гагарин и В.М. Комаров и др.
В РГАНТД в фонде 1 «Центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина» хранится раритетный документ – «Доклад Государственной комиссии экипажа космического корабля "Восход-2" летчика-космонавта полковника Беляева П.И., летчика-космонавта подполковника Леонова А.А.» (РГАНТД. Ф. 1. Оп. 13-1. Д. 36. 1965 г. 44 листа. Машинопись). Ему присвоена категория «Особо ценный документ», он полностью оцифрован; носил гриф «Сов. секретно» и был рассекречен только в апреле 2013 г. В дело входят расшифрованные стенограммы послеполетных докладов П.И. Беляева и А.А. Леонова, вопросы, заданные им членами комиссии, и ответы космонавтов на них, а также краткие резюмирующие выступления С.П. Королева, М.В. Келдыша, С.И. Руденко и Г.А. Тюлина.
П.И. Беляев, как командир корабля, докладывал первым, начав свое выступление словами: «Задача на полет экипажу была поставлена 22 апреля 1964 года. С тех пор мы с Алексеем Леоновым приступили к подготовке к данному полету. Полетное задание выполнено полностью, за исключением некоторых штурманских задач, в силу того, что была большая угловая скорость вращения корабля и замерить высоту светила было невозможно» (РГАНТД. Ф. 1. Оп. 13-1. Д. 36. Л. 2).
Доклад П.И. Беляева разделен на тематические части: «Выполнение эксперимента по выходу в космос», «Программа по научным экспериментам», «Параметры кабины», «Дальнейший ход полета», «Радиосвязь», «Скафандр», «Кресла», «Система мягкой посадки», «Фотосъемка», «Сон», «Питание», «Действия после посадки».
Часть «Сон», например, выглядит так: «Спать нам не пришлось. Мы приняли решение, что спать некогда, и это не такой уж важный эксперимент. До нас товарищи космонавты спали, и спать там можно, и можно проспать я не знаю сколько, но мы, я думаю, не за тем летали туда, чтобы такие драгоценные минуты использовать для сна» (РГАНТД. Ф. 1. Оп. 13-1. Д. 36. Л. 12).
В докладе командира «Восхода-2» отражены все особенности полета, приведены все многочисленные технические подробности управления кораблем, подготовки и осуществления выхода А.А. Леонова в открытый космос (как это главное событие полета выглядело для командира корабля), проблемы, возникшие при посадке, и их решение.
Несмотря на общий деловой стиль изложения, некоторые моменты доклада П.И. Беляева окрашены эмоциями, естественными для участника такого уникального эксперимента, и очень выразительно показывают его волнение и чувство ответственности за товарища по экипажу, которому предстояло покинуть пределы космического корабля: «Во время нахождения второго космонавта в шлюзовой камере я ему давал передышку, следил за его дыханием, пульсом, успокаивал как мог. Он рвался в космос – я его придерживал. Он говорит: «Я уже могу выходить», а я говорю: «Подожди, Леша, еще успеем, время будет – выйдешь». Вижу, что параметры его пульса и дыхание очень хорошие, по своему табло. Подсчитал там все, думаю, человек вполне в норме, можно выпускать в космос. Говорю: «Давай». Открыли крышку люка, он там уже у крышки люка был, и сразу стал возбужденным голосом говорить: «Как здесь светло, как здесь хорошо». Я сразу же его наблюдал по ВКУ [Видеоконтрольному устройству. – И.Л. Макаревич]. Очень хорошо видно, четко, резко. Видел его выражение лица, видел его глаза, видел его действия» (РГАНТД. Ф. 1. Оп. 13-1. Д. 36. Л. 3, 4).
Далее в деле идет доклад А.А. Леонова, где во всех деталях описан первый в мире опыт человека по выходу в открытый космос, а также приводится много подробностей о спуске с орбиты, приземлении и пребывании экипажа в тайге после посадки. https://rgantd.ru/arh-docs/cosmos/k-90-letiyu-letchika-kosmonavta-a-a-leonova/
В конце дела приводятся итоговые выступления С.П. Королева, М.В. Келдыша, С.И. Руденко и Г.А. Тюлина.
С.П. Королев дал очень высокую оценку работе П.И. Беляева и А.А. Леонова: «В настоящий момент мы еще не до конца понимаем все значение этого первого полета, связанного с выходом человека в космос. Мне представляется, что значение этого полета огромно: по существу, практически в этом полете была доказана возможность нахождения человека в космическом пространстве, вне корабля и возможность выполнения им рабочих операций по заданию. Это чрезвычайно важное обстоятельство, которое, как мне думается, положит начало многим работам: и конструкторским, и техническим, и научным по дальнейшему развитию и освоению свободных действий космонавтов или научных сотрудников в космосе. Несомненно, что это облегчит дальнейшие работы по созданию и эксплуатации межпланетных станций в длительных космических полетах. <…> Я в высшей степени удовлетворен этими сообщениями и приветствую дальнейшие полеты с выходом в космос» (РГАНТД. Ф. 1. Оп. 13-1. Д. 36. Л. 41, 42).
Г.А. Тюлин, подводя итоги заседания, сказал: «Государственная комиссия по проведению полета корабля-спутника «Восход-2», рассмотрев материалы полета и заслушав доклады экипажа корабля, считает, что важнейшим итогом полета является практическое подтверждение возможности пребывания человека в космическом пространстве вне корабля и выполнения им рабочих операций по заданию. Выход человека из корабля в космическое пространство приближает осуществление дальних космических полетов и создание межпланетных станций для решения важных научных и практических задач по освоению Луны и планет Солнечной системы. Комиссия считает, что осуществленный полет является крупнейшим, качественно новым шагом в освоении космического пространства человеком, следующим после первого полета космонавта Гагарина» (РГАНТД. Ф. 1. Оп. 13-1. Д. 36. Л. 43).
В РГАНТД хранится много документов о П.И. Беляеве: «Дело о рекордах» в фонде 24 «Федерация космонавтики России», подборки статей из периодической печати о полете «Восхода-2» в личных фондах (ф. 211 Я.К. Голованов и ф. 472 И.А. Маринин), около 1200 фотографий в фотокаталоге и личных фондах (П.И. Беляев в Первом отряде космонавтов, подготовка и осуществление полета на «Восходе-2», послеполетные мероприятия, поездки по СССР и другим странам, отдых в кругу семьи), 28 фонодокументов (сеансы связи, партсобрания, послеполетное заседание Государственной комиссии, репортажи, воспоминания космонавтов о П.И. Беляеве), 50 кинодокументов (послеполетная встреча, тренировки, интервью и др. мероприятия, похороны П.И. Беляева).
Эти документы будут интересны тем, кто изучает начальный этап истории отечественной космонавтики.
И.Л. Макаревич