Найти в Дзене
Весточка

Архитектурные утопии СССР: Города будущего, которые так и не были построены.

В эпоху хрущевок и типового жилья, когда главным приоритетом было обеспечить жильем как можно больше людей, в тени разрабатывались проекты, поражающие своей смелостью и футуристичностью. Это были архитектурные утопии СССР - города будущего, которые должны были превзойти все, что видел мир. Но в итоге, вместо воплощения, они остались лишь фантастическими эскизами, свидетелями амбиций и несбывшихся надежд. Летающий город Крутикова: Мечта о мобильности и свободе Одним из самых известных примеров советской архитектурной утопии является проект "Летающего города" Георгия Крутикова, представленный им в качестве дипломной работы в 1928 году. Крутиков предложил концепцию города, состоящего из индивидуальных летающих жилых ячеек, которые могли перемещаться в пространстве по желанию их обитателей. Эти ячейки, оснащенные всем необходимым для жизни, должны были соединяться с центральными станциями, обеспечивающими энергией и ресурсами. Крутиков видел в своем проекте решение проблемы перенаселения

В эпоху хрущевок и типового жилья, когда главным приоритетом было обеспечить жильем как можно больше людей, в тени разрабатывались проекты, поражающие своей смелостью и футуристичностью. Это были архитектурные утопии СССР - города будущего, которые должны были превзойти все, что видел мир. Но в итоге, вместо воплощения, они остались лишь фантастическими эскизами, свидетелями амбиций и несбывшихся надежд.

Летающий город Крутикова: Мечта о мобильности и свободе

-2

Одним из самых известных примеров советской архитектурной утопии является проект "Летающего города" Георгия Крутикова, представленный им в качестве дипломной работы в 1928 году. Крутиков предложил концепцию города, состоящего из индивидуальных летающих жилых ячеек, которые могли перемещаться в пространстве по желанию их обитателей. Эти ячейки, оснащенные всем необходимым для жизни, должны были соединяться с центральными станциями, обеспечивающими энергией и ресурсами.

Крутиков видел в своем проекте решение проблемы перенаселения городов и возможность предоставить каждому человеку свободу выбора места жительства. Однако, несмотря на свою смелость и оригинальность, проект был признан нереалистичным из-за технологических ограничений того времени. Сложно представить, как можно было бы обеспечить безопасное и надежное перемещение таких ячеек в масштабах целого города.

Горизонтальные небоскребы Эль Лисицкого

-3

Эль Лисицкий — архитектор, художник, дизайнер, крупнейшая фигура русского авангарда. Как и многие авангардисты, он грезил городами будущего, которые, должны были строиться на принципах домов-коммун. В 1926 году он опубликовал в журнале «Известия АСНОВА», редактором которого он был, свой проект горизонтального небоскреба у Никитских ворот. Всего таких небоскребов должно было быть восемь, и все они должны были стоять на восьми главных перекрестках Бульварного кольца («воротах») над проезжей частью.

Небоскребы Эль Лисицкого выглядят очень актуально даже для XXI века: каркас из стали, стены из стекла — чем не современные башни! Конструкция не мешает движению пешеходов и транспорта: все основные помещения находятся над землей и, по замыслу архитектора, предназначаются для государственных учреждений.

Новый Элемент Расселения (НЭР)

-4

Более прагматичным, но не менее амбициозным был проект Нового Элемента Расселения (НЭР), разработанный группой архитекторов под руководством Михаила Охитовича в 1930-х годах. В основе НЭР лежала идея модульного строительства и максимальной функциональности жилого пространства. Архитекторы предлагали создавать жилые комплексы из стандартизированных элементов, которые можно было легко комбинировать и адаптировать к различным потребностям.

-5

НЭР был призван решить проблему дефицита жилья и создать комфортную среду для жизни советских граждан. Однако, несмотря на свою практичность, проект так и не был реализован в полной мере. Причины были разные: от нехватки ресурсов до изменения приоритетов в жилищной политике.

Зимние сады для Крайнего Севера

-6

В 1960 году в февральском выпуске главного советского архитектурного жур­нала «Архи­тектура СССР» была опубликована неболь­шая статья «Жилой комплекс для Аркти­ческого побережья», в которой архитектор Константин Агафонов предлагал строитель­ство особого типа поселений в Арктике. Описан­ный в статье проект был совершенно нетипичен для прежней практики урба­ни­­зации советского Севера, когда промышлен­ный населенный пункт зача­стую восприни­мался как придаток к основному производ­ству и застраи­вался преимущественно деревянными домами без канализации или водопро­вода. Агафонов предлагал сосредо­точить весь поселок в четырех крупных пяти­этаж­ных зданиях круглой формы и соединить их между собой крытыми перехо­дами. В одном из зданий должны были разместиться школа, физкультурный центр, административные учреждения и другие учреждения обслужива­ния, в остальных — благоустроен­ные квартиры, а во внутренних дворах могли быть созданы зимние сады и прогулочные площадки, укрытые от ветра.

Советские архитектурные утопии так и остались мечтой, но их идеи продолжают жить и вдохновлять нас на поиск новых решений для организации жизни в городах. Сможем ли мы, опираясь на опыт прошлого, создать города будущего, которые будут не только красивыми и технологичными, но и действительно пригодными для жизни, отвечающими потребностям каждого человека? Это вопрос, на который нам еще предстоит найти ответ.

Всем спасибо за внимание.