Найти в Дзене
Заметки критика

«Партенопа» Соррентино: о чем этот фильм и как его смотреть

Есть фильмы, в которые входишь как в тёплую воду — не спеша, на вдохе. «Партенопа» Паоло Соррентино оказался для меня таким фильмом. Он требует не столько попыток уловить смысл, но настойчиво просит быть рядом, смотреть, чувствовать, вдыхать. «Партенопа» — новый фильм Соррентино, впервые представленный на Каннском кинофестивале 2024 года в основной конкурсной программе. После автобиографической «Руки Бога» режиссёр вновь обращается к Неаполю — но на этот раз как к символу, ускользающему времени, красоты и юности. Сюжет этой кинокартины неуловим для пересказа, и в последнюю очередь стоит ориентироваться на краткие описания под постером. В самом простом изложении — это история жизни красивой неаполитанки, которую назвали в честь мифологической сирены. Мифическая Партенопа не смогла соблазнить Одиссея и утонула у берегов современного Неаполя. Ее имя считается древним названием Неаполя. Здесь все мгновенно сплетается в один большой символический узел, задающий тон и основные темы фильма. Г

Есть фильмы, в которые входишь как в тёплую воду — не спеша, на вдохе. «Партенопа» Паоло Соррентино оказался для меня таким фильмом. Он требует не столько попыток уловить смысл, но настойчиво просит быть рядом, смотреть, чувствовать, вдыхать.

«Партенопа» — новый фильм Соррентино, впервые представленный на Каннском кинофестивале 2024 года в основной конкурсной программе. После автобиографической «Руки Бога» режиссёр вновь обращается к Неаполю — но на этот раз как к символу, ускользающему времени, красоты и юности.

Сюжет этой кинокартины неуловим для пересказа, и в последнюю очередь стоит ориентироваться на краткие описания под постером. В самом простом изложении — это история жизни красивой неаполитанки, которую назвали в честь мифологической сирены. Мифическая Партенопа не смогла соблазнить Одиссея и утонула у берегов современного Неаполя. Ее имя считается древним названием Неаполя.

Здесь все мгновенно сплетается в один большой символический узел, задающий тон и основные темы фильма. Главная героиня Партенопа (актриса-дебютантка Челесте Далла Порта) становится отражением Неаполя, а ее мифические «корни» — режиссерское исследование красоты, силы притягательности, способной соблазнить и погубить.

Символически Неаполь «закрепляет» за ней друг семьи Партенопы, мэр города по имени Командор. В начале фильма он приезжает с роскошным подарком и присутствует при родах. Когда спрашивают, как назвать новорожденную, он патетически восклицает, указывая на город: — «Партенопа!».

-2
Фильм распадается на цепь эпизодов охватывающие разные годы жизни главной героини. Однако акценты смещены с внешних сюжетных перипетий на ее внутренний мир, ее самопознание и поиск своей идентичности. В «Партенопе» словно бы мало привычных сюжетных поворотов, но есть дыхание моря, взгляд на красоту, которую невозможно удержать, и светлая печаль, возникающая от осознания, что всё проходит.
-3

Не в последнюю очередь такое настроение создают и красивые, подчас медитативные кадры, наполненные визуальной роскошью в духе Висконти. Режиссер иногда словно бы уходит в сторону, оставляя зрителя наедине с этими прекрасными видами, эстетично выстроенными кадрами, наполняя их пространство неаполитанским морским воздухом и беспечным летом. Это неудивительно, ведь Неаполь здесь не просто фон, а еще один главный герой фильма. Партенопа становится отражением этого города с его блеском и нищетой, красотой и порочностью.

Темы красоты и молодости — сквозной лейтмотив творчества Соррентино. Эти же темы он исследует в «Партенопе». Ряд эпизодов строится на столкновении, притяжении-отталкивании красоты и уродства, молодости и старости. Старые, некрасивые люди словно бы способны видеть Партенопу настоящую, а не как объект обладания, ведь в них угасли желания и страсти. Постепенно она открывает для себя красоту как благословение и как бремя, как силу, способную созидать и разрушать.

-4

Главным поворотным моментом фильма становится самоубийство родного брата Партенопы Раймондо, безответно в нее влюбленного и приревновавшего ее к лучшему другу Сандрино. После этого Партенопа пытается уйти от бремени красоты, отказывается от возможности актерской карьеры и находит свой путь: посвящает себя науке, антропологии.

В интеллектуальном труде внешность и молодость не играют важной роли. В науке ей не нужно быть объектом желаний. Научное знание ценит не мимолетную красоту, а исследования, понимание, умение видеть глубже, поэтому антропология становится для нее более прочной основой. Именно в этом — ее путь к свободе.

В заключительной части фильма зритель видит пожилую Партенопу, преподавателя антропологии в университете небольшого городка на севере Италии. Она достигла успеха в научной карьере, однако ее личная жизнь так и не сложилась. Партенопа уходит на пенсию и возвращается в Неаполь после долгих лет.

Финальные кадры полны меланхолии и ностальгии. На одной из улиц мимо нее проходит веселая процессия болельщиков, празднующих победу футбольной команды: они поют песни, бурно радуются, едут на расцвеченных карнавальных платформах. Этот емкий образ пронесшейся яркой вспышкой жизни, молодости хоть и не нов, но всегда по-настоящему трогательный. Партенопа же, наблюдая, подхватывала эту радость, словно бы становясь частью этого беспечного, праздничного Неаполя.

-5

При этом Партенопа так и остается непроницаемой и загадочной, печальной и легкомысленной, решительной и безразличной, как Неаполь. В этом еще одно достоинство фильма — он не дает однозначных ответов, он ставит вопросы и предоставляет зрителю простор для размышлений.

В одной из сцен Сандрино и Раймондо любуются юной Партенопой. Сандрино признаётся, что любит её всю жизнь. На вопрос Раймондо «Почему?» он дает ответ:

— Потому что она всегда убегает.

Это картина, о том, что уходит, не успев быть понятым: о молодости, о красоте, о лете, о времени. И о городе, в котором всё это растворено — Неаполе.