Найти в Дзене
Екатерина Полякова

Как знакомить тоддлеров с другими детьми? И нужно ли вообще

Как знакомить тоддлеров с другими детьми? И нужно ли вообще?

Меня иногда спрашивают: «А надо ли вообще специально водить ребёнка на площадку, чтобы он учился общаться?» или «Хочу отдать в сад для социализации в 1,5 года, стоит ли?».

Если кратко, то учить "дружить" ребёнка до 3 лет не нужно.

Теперь по пунктам и возрастным особенностям:

1–1,5 года

Это возраст, когда ребенок начинает понимать, что помимо родителей есть кто-то ещё. Соответственно что он делает? Наблюдает, исследует. Как мы, если бы оказались в чужой стране: сначала смотрим за всеми, потом идем «знакомиться». Его контакт с другими это смотреть, толкнуть, забрать что-то, просто стоять рядом.

В этот период нужно помнить:

- Нет и не может быть понятия «играть вместе»

- Это не значит, что не нужно создавать такую среду, где ребенок взаимодействует с другими. Наоборот, позвольте ему наблюдать за другими детьми со стороны.

Если толкнул/забрал/ударил - проговариваем ребенку что произошло. Как и что говорить писала тут

1,5–2 года

Родители видят как ребенок строит башню с другими ребятами, и в голове сразу «ну наконец-то он начал общаться и у него появляются друзья». Но и тут пока нет. Да, у ребёнка действительно появляется новое чувство: ему интересно. Но этот интерес, во-первых, мимолетный, во-вторых, эгоцентричный:)

Почему же они вместе строят башню? Потому что им интересен сам процесс. Как только строительство закончится, они друг о друге даже не вспомнят.

В этот период нужно знать:

- Играть вместе не значит уметь правильно «выстраивать» коммуникацию, поэтому познание границ друг друга через кусатьсятолкаться, а свои границы будут обозначать громко и сильно

- Тут начинаются «конфликты» из-за игрушек. Про то, как делить игрушки на площадках - читать тут

- Не бежать спасать, то есть не вмешиваться сразу, но быть рядом.

- Играть вместе не умеют, но приобщать и направлять можно, например: «хочешь посмотреть как мальчик строит башню?», «давай подойдем поближе, может, ты тоже захочешь?», «ух ты, как весело катаются ребята с горки, ты бы хотел покататься?»

2–2,5 года

Начинает формироваться понимание «другого», но социальные навыки ещё не развиты.

Ребёнок может помнить «это мой друг Вова», но «дружба» пока ситуативна. Появляется некая привязанность к другим, особенно к тем, кого видит регулярно. Но это все еще время бурных эмоций, борьба за свое, сложность с саморегуляцией.

Что важно:

- Ребёнок уже может поделиться, но в знакомой обстановке, с знакомыми ему детьми.

- В этом возрасте начинаем показывать ребёнку как можно взаимодействовать вместе, направлять:

«Ты хочешь быть рядом с Машей? Можно сказать: давай рядом». Или «Ты можешь подойти к Маше и предложить ей свою игрушку, и попросить посмотреть её. Но она может отказать и это нормально».

2,5–3 года

Зачатки совместной игры.

Дети начинают подражать друг другу, появляются простые ролевые сюжеты.

Что важно:

- Помогать формулировать: «можно с тобой?», «давай вместе», «я хочу с тобой».

- Учить уважать отказ: ребёнок тоже имеет право не хотеть играть. И учить отказывать самому, если не хочется.

- Делать акцент не на том, чтобы дружить, а на том, чтобы быть в мире с другими.

Уважаем темп ребёнка!