Как знакомить тоддлеров с другими детьми? И нужно ли вообще?
Меня иногда спрашивают: «А надо ли вообще специально водить ребёнка на площадку, чтобы он учился общаться?» или «Хочу отдать в сад для социализации в 1,5 года, стоит ли?».
⠀
Если кратко, то учить "дружить" ребёнка до 3 лет не нужно.
⠀
Теперь по пунктам и возрастным особенностям:
1–1,5 года
Это возраст, когда ребенок начинает понимать, что помимо родителей есть кто-то ещё. Соответственно что он делает? Наблюдает, исследует. Как мы, если бы оказались в чужой стране: сначала смотрим за всеми, потом идем «знакомиться». Его контакт с другими это смотреть, толкнуть, забрать что-то, просто стоять рядом.
⠀
В этот период нужно помнить:
- Нет и не может быть понятия «играть вместе»
- Это не значит, что не нужно создавать такую среду, где ребенок взаимодействует с другими. Наоборот, позвольте ему наблюдать за другими детьми со стороны.
Если толкнул/забрал/ударил - проговариваем ребенку что произошло. Как и что говорить писала тут
1,5–2 года
Родители видят как ребенок строит башню с другими ребятами, и в голове сразу «ну наконец-то он начал общаться и у него появляются друзья». Но и тут пока нет. Да, у ребёнка действительно появляется новое чувство: ему интересно. Но этот интерес, во-первых, мимолетный, во-вторых, эгоцентричный:)
Почему же они вместе строят башню? Потому что им интересен сам процесс. Как только строительство закончится, они друг о друге даже не вспомнят.
В этот период нужно знать:
- Играть вместе не значит уметь правильно «выстраивать» коммуникацию, поэтому познание границ друг друга через кусатьсятолкаться, а свои границы будут обозначать громко и сильно
- Тут начинаются «конфликты» из-за игрушек. Про то, как делить игрушки на площадках - читать тут
- Не бежать спасать, то есть не вмешиваться сразу, но быть рядом.
- Играть вместе не умеют, но приобщать и направлять можно, например: «хочешь посмотреть как мальчик строит башню?», «давай подойдем поближе, может, ты тоже захочешь?», «ух ты, как весело катаются ребята с горки, ты бы хотел покататься?»
2–2,5 года
Начинает формироваться понимание «другого», но социальные навыки ещё не развиты.
Ребёнок может помнить «это мой друг Вова», но «дружба» пока ситуативна. Появляется некая привязанность к другим, особенно к тем, кого видит регулярно. Но это все еще время бурных эмоций, борьба за свое, сложность с саморегуляцией.
⠀
Что важно:
- Ребёнок уже может поделиться, но в знакомой обстановке, с знакомыми ему детьми.
- В этом возрасте начинаем показывать ребёнку как можно взаимодействовать вместе, направлять:
«Ты хочешь быть рядом с Машей? Можно сказать: давай рядом». Или «Ты можешь подойти к Маше и предложить ей свою игрушку, и попросить посмотреть её. Но она может отказать и это нормально».
2,5–3 года
Зачатки совместной игры.
Дети начинают подражать друг другу, появляются простые ролевые сюжеты.
⠀
Что важно:
- Помогать формулировать: «можно с тобой?», «давай вместе», «я хочу с тобой».
- Учить уважать отказ: ребёнок тоже имеет право не хотеть играть. И учить отказывать самому, если не хочется.
- Делать акцент не на том, чтобы дружить, а на том, чтобы быть в мире с другими.
⠀
Уважаем темп ребёнка!