Если в войне и были машины, способные напугать врага ещё до выстрела - то БМ-13 точно входит в их число. Никаких сложных систем наводки, громоздких расчётов или затяжных подготовок. Просто залп - и через несколько секунд на позициях противника начинается хаос. В народе её прозвали «Катюшей» - вроде бы ласково, по-домашнему, а по сути - одна из самых опасных систем своего времени. Эта публикация - про то, как родилась реактивная артиллерия на грузовике, как она воплотилась в металле, и как простая установка стала символом удара возмездия на фронтах Великой Отечественной.
История создания
История разработки одной из самых страшных систем артиллерийского вооружения, использовавшейся в годы Великой Отечественной войны, которое вошло в историю как “Катюша”, началась достаточно давно. Ещё в начале 30-х годов ХХ века, в Реактивном институте (позже переименованном в НИИ-3) начались разработки 82-мм реактивных снарядов класса “воздух-воздух” для вооружения различных боевых самолётов (правда, к тому времени были лишь истребители), а также 132-мм реактивных снарядов класса “земля-земля”. Уже тогда военные увидели перспективы в новом оружии интересные перспективы, и не позволяли потерять к нему интерес на самом высшем уровне, дабы программу не дай Бог, не свернули.
Результатом этих разработок стало создание 82-мм ракет для авиационной техники (появились в 1937 году), а также 132-мм реактивные снаряды для наземной техники (появились в 1938 году). Для них разработали наземные пусковые установки, и даже планировали использовать их как стационарную артиллерию, наравне с привычными артсистемами. Однако в гонке вооружений, в которую невольно был втянут СССР в 30-е годы, особое место отводилось системам механизации. Именно поэтому пусковую установку БМ было решено ставить либо на лафет, либо на какую-то технику. И вновь начались изыскания - как это лучше сделать. В итоге решили остановиться на самоходном лафете на базе распространённого грузовика ЗиС-6. Он отвечал практически всем требованиям к реактивной установке, а также был достаточно неприхотливым к эксплуатации.
В итоге, первые шесть, пока ещё опытных установок были собраны к июню 1941 года. Пока собирались начинать программу полноценных войсковых испытаний первой отечественной мобильной РСЗО, началась Великая Отечественная война. Поэтому программу испытаний резко свернули - не до них сейчас, пришлось военным ориентироваться на результаты заводских испытаний и принимать “Катюшу” на вооружение. В конце июля уже собрали две серийных установки, в июле к производству подключили завод “Компрессор”, в сентябре завод им. Карла Маркса и им. Шевченко, в октябре подключились заводы им. Колющенко в Челябинске и Уралэлектроаппарат в Екатеринбурге. Всего за первое полугодие удалось собрать 1094 машины.
Своё “прозвище” БМ-13, согласно словам Андрея Сапронова (сержант штабной роты 217-го отдельного батальона связи 144-й стрелковой дивизии 20-й армии, которой была придана знаменитая батарея капитана Флёрова), получила уже 14 июля 1941 года, во время своего второго залпа под Рудней. Назвали её, как вы уже догадались, в честь замечательной песни композитора Матвея Блантера, на слова Михаила Исаковского.
До апреля 1943 года, платформами для М-13-18 (пусковой установки на 18 снарядов калибра 132-мм) могли выступать различные автомобили и артиллерийские тягачи. Известно об использовании грузовых автомобилей - советских ЗиС-5, ЗиС-6, ленд-лизовских Studebaker US6, GMC CCRW 352, International М-5Н-6-318, Ford-Marmon-Herrington НН6-СОЕ4, Chevrolet G7107/ G7117, Dodge Т-203В, Bedford OYD, Ford WOT-8 «Fordson», а также Austin К-6А. Стандартизировать шасси удалось лишь в апреле 1943 года, когда была принята единая модификация БМ-13Н (“нормализованная”), монтируемая на шасси грузового автомобиля Studebaker US6.
Всего за 1941-1944 годы было выпущено 6 844 системы РСЗО, которые простояли на вооружении армий СССР, стран-участниц Варшавского договора, а также Перу и Камбоджи. По последним данным, около ста единиц находится на хранении в армии Российской Федерации, и ещё несколько десятков машин до сих пор стоит на вооружении армии Камбоджи. Согласитесь, наилучшая характеристика для боевой техники - быть в строю спустя 84 года после начала серийного производства. Предвосхищая вопросы - разговор идёт не о базовой версии, установленной на “Захар Иваныче” или “трёхтонке”. За всё время РСЗО имела несколько модификаций:
- БМ-13 - первая серийная модель знаменитой «Катюши». Имела деревянные или металлические направляющие, установленные на открытой надрамной конструкции. Производилась в условиях форс-мажора, часто вручную. Строилась на доступных шасси, в некоторых подразделениях даже был смешанный состав (могли использоваться “Катюши” на разных шасси);
- БМ-13Н - значительно более проходимая и надёжная машина по сравнению с БМ-13. Улучшенная устойчивость при стрельбе за счёт лучшего распределения массы и гидравлических амортизаторов. Самая массовая версия времён ВОВ;
- БМ-13НН - первая “модификация” пусковой установки, строилась на базе исключительно ЗИС-151. В списке модернизаций - только замена импортного шасси на советское, выпускалась с 1949 по 1958 годы;
- БМ-13НМ - вторая модификация послевоенных серий. В списке изменений - новая платформа ЗИЛ-157, обновлённые амортизаторы, тормозная система и электрооборудование. В целом, более надёжна, лучше приспособлена к условиям эксплуатации;
- БМ-13НММ - третья и последняя модификация, принятая на вооружение в 1970 году. В списке отличий была лишь смена шасси - она устанавливалась на более доработанное шасси ЗИЛ-131.
Описание конструкции
Думаю, нет никакого смысла описывать шасси - это были стандартные автомобили (или тягачи), с небольшими изменениями кузова - в кормовой части устанавливались сошники для устойчивости при стрельбе. Перейдём сразу к описанию пусковой установки.
Пусковая установка и снаряды к ней
Основной элемент установки - пакет направляющих рельсового типа, состоящий из металлических уголков, размещённых параллельно и закреплённых на каркасе. Количество направляющих варьировалось в зависимости от модификации, но в классической БМ-13 их было 16. Направляющие имели форму "ласточкин хвост", обеспечивая стабилизацию снаряда в момент выхода из пускового устройства и предотвращая его произвольное отклонение. Пакет направляющих монтировался на поворотной платформе с ручным механизмом горизонтальной и вертикальной наводки. Угол возвышения изменялся в пределах от 0 до 45–50 градусов. Горизонтальное наведение обеспечивалось поворотом всей установки влево и вправо примерно на ±12 градусов. Механизмы наведения были механические, с винтовыми редукторами.
Пусковое устройство было смонтировано на деревянном или металлическом ложементе, установленном на платформе грузовика. Питание электроспусков производилось от аккумуляторов автомобиля. Залп мог быть произведён как поштучно, так и пакетом - с интервалом в доли секунды, создавая эффект шквального удара. Электрическая система включала в себя коммутационную коробку, провода к каждому снаряду и пульт запуска, размещённый в кабине или возле установки. Для обеспечения безопасности расчёт покидал зону пуска на время ведения огня.
Боевой расчёт установки составлял 5–6 человек. Время полной перезарядки установки опытным расчётом занимало около 10 минут. Боекомплект перевозился отдельно в кузове или на прицепе. Для маскировки установка могла быть закрыта брезентом. Установка была неприспособлена для ведения огня в движении, стрельба велась исключительно с остановки. При этом не допускалось наличие топлива вблизи зоны струйного потока снарядов - реактивная струя могла воспламенить элементы грузовика или находящийся рядом инвентарь. Конструкция установки была крайне проста и рассчитана на быстрое производство: металлические направляющие, примитивная платформа с механизмами наводки и базовая электросистема запуска. Этим обеспечивалась высокая ремонтопригодность в полевых условиях и возможность серийного производства в условиях военного времени.
Реактивные снаряды М-13, предназначенные для стрельбы из установки БМ-13, представляют собой неуправляемые боеприпасы с пороховым реактивным двигателем, разработанные в СССР в конце 1930-х годов. Все сведения о конструкции, характеристиках и применении данных снарядов зафиксированы в ряде технических документов НКВ и РККА. Снаряд М-13 имел калибр 132 мм, полная длина составляла около 1 420 мм, вес около 42 кг, из которых примерно 22 кг приходилось на фугасную боевую часть с аммотолом (смесью тротила и аммиачной селитры). Осколочно-фугасный эффект достигался за счёт мощного заряда и разлёта толстостенной стальной оболочки. Осколки имели убойное действие в радиусе до 10-15 м от точки разрыва, а давление ударной волны оказывало воздействие на технику и живую силу противника на ещё большей площади.
Основу конструкции снаряда составляли:
- Головная часть, включавшая боевую часть с аммотолом и взрыватель МВ-5 или КТ, срабатывавший при ударе. Позже использовались более надёжные взрыватели, повышавшие безопасность хранения и транспортировки;
- Реактивный двигатель, работающий на пороховом топливе. Он представлял собой трубчатый корпус с соплами (в количестве 6 или 8), расположенными по окружности хвостовой части под углом к оси, обеспечивая снаряду стабилизацию вращением;
- Хвостовой стабилизатор, часто называемый "решётчатым", в виде металлической рамной конструкции, стабилизировавшей полёт дополнительно к вращению.
- Начальная скорость снаряда составляла около 350 м/с, дальность стрельбы - до 8 470 метров. При этом точность снаряда была невысокой, что компенсировалось залповым огнём: плотность разрывов на целевой площади обеспечивала подавление живой силы, артиллерии и легкой техники противника.
На практике выявлялись и недостатки: значительное рассеивание при стрельбе, снаряды требовали особого отношения к условиям хранения, снаряды были капризными к непогоде и морозам. Тем не менее, именно снаряд М-13 стал основой для всей линейки снарядов к "Катюшам" и первым массовым реактивным боеприпасом на вооружении Красной Армии. Впоследствии он неоднократно модернизировался, а его принципы стали фундаментом для разработки более совершенных снарядов М-13Д, М-13УК и М-13М с улучшенными аэродинамическими и баллистическими характеристиками.
Боевое применение
Как я уже говорил, боевое крещение для БМ-13 состоялось 14 июля 1941 года, когда семь машин (пять предсерийных и две серийные), объединённые в Первую отдельную экспериментальную батарею реактивной артиллерии под командованием капитана Флёрова, атаковали скопление живой силы и техники противника в городе Рудни. Первый в истории боевой зал реактивной артиллерийской батареи был дан в десять часов утра, и за неполные десять секунд по позициям врага было выпущено 112 снарядов. Успех залпа был ошеломляющим - Рудненский гарнизон (передовые части немецких войск, занявших город) был уничтожен практически полностью, вместе с техникой. Тем временем, батарея Флёрова уже двигалась в сторону Орши, где на местной станции стояли эшелоны с немецкой техникой и пехотой, а также несколько впопыхах брошенных советских эшелонов с топливом. Здесь “Катюши” отличились вновь (по одной из легенд, именно под Оршей РСЗО БМ-13 получила своё “имя”), выпустив по врагу 96 снарядов, устроив на станции филиал ада на земле. Благодаря осколочно-фугасному действию снарядов М-13, удалось не только навредить противнику, но и поджечь брошенные эшелоны с топливом, устроив пожар невиданной силы. Чуть позже, в 16:45 залпом “Катюш” накрыли и переправу на реке Оршица, уничтожив ещё около роты солдат противника.
При всех своих недостатках - требования к пороху, невысокой кучности, а также меткости, БМ-13 смогла отстоять своё право на “место под солнцем”, ведь с такой эффективностью накрывать крупные по размеру площади земли ни одна артиллерийская батарея не могла. Именно это и определило тактику применения таких машин, а также дало ей путёвку в жизнь. Уже в августе 1941 года было принято постановление ГКО о формировании отдельных гвардейских миномётных частей, в состав которых входили батареи БМ-13. Первая гвардейская миномётная дивизия была сформирована осенью 1941 года. Помимо этого, продолжали разрабатывать и более мощные снаряды (например, “Андрюшу”, о котором я расскажу позднее), а также машины под установку 82-мм реактивных снарядов.
“Катюши” громили противника и в Сталинграде, и под Курском, громили в Польше, Чехословакии, в составе других войск брали Берлин… Казалось бы, пора и заменить на более совершенные модели, но нет - БМ-13 широко использовались во время Корейской войны, во Вьетнаме и даже в ходе боевых действий в Афганистане, где “Катюши” использовались правительственными войсками до поступления БМ-21 “Град”. Подробно описывать боевой путь БМ-13 даже в годы Великой Отечественной войны займёт не один день и даже не десяток публикаций - возможно, когда-нибудь я займусь отдельной подборкой про первую отечественную РСЗО.
Заключение
Боевая реактивная установка БМ-13 «Катюша» стала одним из символов артиллерии времён Великой Отечественной войны, не столько из-за своей громкой славы, сколько благодаря объективной эффективности в условиях маневренных боевых действий 1941–1945 годов. Её высокая огневая мощь при очень простой конструкции обеспечила внезапность ударов и разрушительное воздействие на живую силу и лёгкие укрепления противника. Однако, БМ-13 не была лишена минусов - низкая точность, небольшой боезапас и потребность в значительном времени на перезарядку сдерживали её универсальность и требовали грамотного планирования применения. Тем не менее, «Катюша» - это не легенда, а технический факт: результат инженерного расчёта, быстрого внедрения и точной оценки боевых потребностей Красной Армии.
Она не была бронированной, это факт. Но я считаю, что эта машина сыграла свою достойнейшую роль не только как эффективная боевая машина, но и как база для будущих образцов военной техники.
С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!
Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.