Найти в Дзене
Историк-любитель

Броня России. БМ-13 "Катюша"

Оглавление

Если в войне и были машины, способные напугать врага ещё до выстрела - то БМ-13 точно входит в их число. Никаких сложных систем наводки, громоздких расчётов или затяжных подготовок. Просто залп - и через несколько секунд на позициях противника начинается хаос. В народе её прозвали «Катюшей» - вроде бы ласково, по-домашнему, а по сути - одна из самых опасных систем своего времени. Эта публикация - про то, как родилась реактивная артиллерия на грузовике, как она воплотилась в металле, и как простая установка стала символом удара возмездия на фронтах Великой Отечественной.

Самоходная реактивная система залпового огня БМ-13 на шасси ЗиС-6. Фотография в свободном доступе.
Самоходная реактивная система залпового огня БМ-13 на шасси ЗиС-6. Фотография в свободном доступе.

История создания

История разработки одной из самых страшных систем артиллерийского вооружения, использовавшейся в годы Великой Отечественной войны, которое вошло в историю как “Катюша”, началась достаточно давно. Ещё в начале 30-х годов ХХ века, в Реактивном институте (позже переименованном в НИИ-3) начались разработки 82-мм реактивных снарядов класса “воздух-воздух” для вооружения различных боевых самолётов (правда, к тому времени были лишь истребители), а также 132-мм реактивных снарядов класса “земля-земля”. Уже тогда военные увидели перспективы в новом оружии интересные перспективы, и не позволяли потерять к нему интерес на самом высшем уровне, дабы программу не дай Бог, не свернули.

Наземный вариант реактивной установки залпового огня БМ-13. Именно в таком виде планировалось её использовать изначально. Фотография в свободном доступе.
Наземный вариант реактивной установки залпового огня БМ-13. Именно в таком виде планировалось её использовать изначально. Фотография в свободном доступе.

Результатом этих разработок стало создание 82-мм ракет для авиационной техники (появились в 1937 году), а также 132-мм реактивные снаряды для наземной техники (появились в 1938 году). Для них разработали наземные пусковые установки, и даже планировали использовать их как стационарную артиллерию, наравне с привычными артсистемами. Однако в гонке вооружений, в которую невольно был втянут СССР в 30-е годы, особое место отводилось системам механизации. Именно поэтому пусковую установку БМ было решено ставить либо на лафет, либо на какую-то технику. И вновь начались изыскания - как это лучше сделать. В итоге решили остановиться на самоходном лафете на базе распространённого грузовика ЗиС-6. Он отвечал практически всем требованиям к реактивной установке, а также был достаточно неприхотливым к эксплуатации.

На картинке - вариант БМ-8 (82-мм ракетной установки), смонтированный на ЗиС-6. Фотография в свободном доступе.
На картинке - вариант БМ-8 (82-мм ракетной установки), смонтированный на ЗиС-6. Фотография в свободном доступе.

В итоге, первые шесть, пока ещё опытных установок были собраны к июню 1941 года. Пока собирались начинать программу полноценных войсковых испытаний первой отечественной мобильной РСЗО, началась Великая Отечественная война. Поэтому программу испытаний резко свернули - не до них сейчас, пришлось военным ориентироваться на результаты заводских испытаний и принимать “Катюшу” на вооружение. В конце июля уже собрали две серийных установки, в июле к производству подключили завод “Компрессор”, в сентябре завод им. Карла Маркса и им. Шевченко, в октябре подключились заводы им. Колющенко в Челябинске и Уралэлектроаппарат в Екатеринбурге. Всего за первое полугодие удалось собрать 1094 машины.

Своё “прозвище” БМ-13, согласно словам Андрея Сапронова (сержант штабной роты 217-го отдельного батальона связи 144-й стрелковой дивизии 20-й армии, которой была придана знаменитая батарея капитана Флёрова), получила уже 14 июля 1941 года, во время своего второго залпа под Рудней. Назвали её, как вы уже догадались, в честь замечательной песни композитора Матвея Блантера, на слова Михаила Исаковского.

Залп "Катюш". Фотография в свободном доступе.
Залп "Катюш". Фотография в свободном доступе.

До апреля 1943 года, платформами для М-13-18 (пусковой установки на 18 снарядов калибра 132-мм) могли выступать различные автомобили и артиллерийские тягачи. Известно об использовании грузовых автомобилей - советских ЗиС-5, ЗиС-6, ленд-лизовских Studebaker US6, GMC CCRW 352, International М-5Н-6-318, Ford-Marmon-Herrington НН6-СОЕ4, Chevrolet G7107/ G7117, Dodge Т-203В, Bedford OYD, Ford WOT-8 «Fordson», а также Austin К-6А. Стандартизировать шасси удалось лишь в апреле 1943 года, когда была принята единая модификация БМ-13Н (“нормализованная”), монтируемая на шасси грузового автомобиля Studebaker US6.

Устанавливали пусковую установку М-13 и на артиллерийские тягачи. Фотография в свободном доступе.
Устанавливали пусковую установку М-13 и на артиллерийские тягачи. Фотография в свободном доступе.

Всего за 1941-1944 годы было выпущено 6 844 системы РСЗО, которые простояли на вооружении армий СССР, стран-участниц Варшавского договора, а также Перу и Камбоджи. По последним данным, около ста единиц находится на хранении в армии Российской Федерации, и ещё несколько десятков машин до сих пор стоит на вооружении армии Камбоджи. Согласитесь, наилучшая характеристика для боевой техники - быть в строю спустя 84 года после начала серийного производства. Предвосхищая вопросы - разговор идёт не о базовой версии, установленной на “Захар Иваныче” или “трёхтонке”. За всё время РСЗО имела несколько модификаций:

  • БМ-13 - первая серийная модель знаменитой «Катюши». Имела деревянные или металлические направляющие, установленные на открытой надрамной конструкции. Производилась в условиях форс-мажора, часто вручную. Строилась на доступных шасси, в некоторых подразделениях даже был смешанный состав (могли использоваться “Катюши” на разных шасси);
  • БМ-13Н - значительно более проходимая и надёжная машина по сравнению с БМ-13. Улучшенная устойчивость при стрельбе за счёт лучшего распределения массы и гидравлических амортизаторов. Самая массовая версия времён ВОВ;
  • БМ-13НН - первая “модификация” пусковой установки, строилась на базе исключительно ЗИС-151. В списке модернизаций - только замена импортного шасси на советское, выпускалась с 1949 по 1958 годы;
  • БМ-13НМ - вторая модификация послевоенных серий. В списке изменений - новая платформа ЗИЛ-157, обновлённые амортизаторы, тормозная система и электрооборудование. В целом, более надёжна, лучше приспособлена к условиям эксплуатации;
  • БМ-13НММ - третья и последняя модификация, принятая на вооружение в 1970 году. В списке отличий была лишь смена шасси - она устанавливалась на более доработанное шасси ЗИЛ-131.

Описание конструкции

Думаю, нет никакого смысла описывать шасси - это были стандартные автомобили (или тягачи), с небольшими изменениями кузова - в кормовой части устанавливались сошники для устойчивости при стрельбе. Перейдём сразу к описанию пусковой установки.

Пусковая установка и снаряды к ней

Основной элемент установки - пакет направляющих рельсового типа, состоящий из металлических уголков, размещённых параллельно и закреплённых на каркасе. Количество направляющих варьировалось в зависимости от модификации, но в классической БМ-13 их было 16. Направляющие имели форму "ласточкин хвост", обеспечивая стабилизацию снаряда в момент выхода из пускового устройства и предотвращая его произвольное отклонение. Пакет направляющих монтировался на поворотной платформе с ручным механизмом горизонтальной и вертикальной наводки. Угол возвышения изменялся в пределах от 0 до 45–50 градусов. Горизонтальное наведение обеспечивалось поворотом всей установки влево и вправо примерно на ±12 градусов. Механизмы наведения были механические, с винтовыми редукторами.

Устройство пусковой установки М-13. Изображение в свободном доступе.
Устройство пусковой установки М-13. Изображение в свободном доступе.

Пусковое устройство было смонтировано на деревянном или металлическом ложементе, установленном на платформе грузовика. Питание электроспусков производилось от аккумуляторов автомобиля. Залп мог быть произведён как поштучно, так и пакетом - с интервалом в доли секунды, создавая эффект шквального удара. Электрическая система включала в себя коммутационную коробку, провода к каждому снаряду и пульт запуска, размещённый в кабине или возле установки. Для обеспечения безопасности расчёт покидал зону пуска на время ведения огня.

Процесс заряжания БМ-13 силами расчёта. Фотография в свободном доступе.
Процесс заряжания БМ-13 силами расчёта. Фотография в свободном доступе.

Боевой расчёт установки составлял 5–6 человек. Время полной перезарядки установки опытным расчётом занимало около 10 минут. Боекомплект перевозился отдельно в кузове или на прицепе. Для маскировки установка могла быть закрыта брезентом. Установка была неприспособлена для ведения огня в движении, стрельба велась исключительно с остановки. При этом не допускалось наличие топлива вблизи зоны струйного потока снарядов - реактивная струя могла воспламенить элементы грузовика или находящийся рядом инвентарь. Конструкция установки была крайне проста и рассчитана на быстрое производство: металлические направляющие, примитивная платформа с механизмами наводки и базовая электросистема запуска. Этим обеспечивалась высокая ремонтопригодность в полевых условиях и возможность серийного производства в условиях военного времени.

В этой коробочке, между ракет и таится весь секрет пускового модуля "Катюши". Фотография в свободном доступе.
В этой коробочке, между ракет и таится весь секрет пускового модуля "Катюши". Фотография в свободном доступе.

Реактивные снаряды М-13, предназначенные для стрельбы из установки БМ-13, представляют собой неуправляемые боеприпасы с пороховым реактивным двигателем, разработанные в СССР в конце 1930-х годов. Все сведения о конструкции, характеристиках и применении данных снарядов зафиксированы в ряде технических документов НКВ и РККА. Снаряд М-13 имел калибр 132 мм, полная длина составляла около 1 420 мм, вес около 42 кг, из которых примерно 22 кг приходилось на фугасную боевую часть с аммотолом (смесью тротила и аммиачной селитры). Осколочно-фугасный эффект достигался за счёт мощного заряда и разлёта толстостенной стальной оболочки. Осколки имели убойное действие в радиусе до 10-15 м от точки разрыва, а давление ударной волны оказывало воздействие на технику и живую силу противника на ещё большей площади.

Основу конструкции снаряда составляли:

  • Головная часть, включавшая боевую часть с аммотолом и взрыватель МВ-5 или КТ, срабатывавший при ударе. Позже использовались более надёжные взрыватели, повышавшие безопасность хранения и транспортировки;
  • Реактивный двигатель, работающий на пороховом топливе. Он представлял собой трубчатый корпус с соплами (в количестве 6 или 8), расположенными по окружности хвостовой части под углом к оси, обеспечивая снаряду стабилизацию вращением;
  • Хвостовой стабилизатор, часто называемый "решётчатым", в виде металлической рамной конструкции, стабилизировавшей полёт дополнительно к вращению.
  • Начальная скорость снаряда составляла около 350 м/с, дальность стрельбы - до 8 470 метров. При этом точность снаряда была невысокой, что компенсировалось залповым огнём: плотность разрывов на целевой площади обеспечивала подавление живой силы, артиллерии и легкой техники противника.

На практике выявлялись и недостатки: значительное рассеивание при стрельбе, снаряды требовали особого отношения к условиям хранения, снаряды были капризными к непогоде и морозам. Тем не менее, именно снаряд М-13 стал основой для всей линейки снарядов к "Катюшам" и первым массовым реактивным боеприпасом на вооружении Красной Армии. Впоследствии он неоднократно модернизировался, а его принципы стали фундаментом для разработки более совершенных снарядов М-13Д, М-13УК и М-13М с улучшенными аэродинамическими и баллистическими характеристиками.

Боевое применение

Как я уже говорил, боевое крещение для БМ-13 состоялось 14 июля 1941 года, когда семь машин (пять предсерийных и две серийные), объединённые в Первую отдельную экспериментальную батарею реактивной артиллерии под командованием капитана Флёрова, атаковали скопление живой силы и техники противника в городе Рудни. Первый в истории боевой зал реактивной артиллерийской батареи был дан в десять часов утра, и за неполные десять секунд по позициям врага было выпущено 112 снарядов. Успех залпа был ошеломляющим - Рудненский гарнизон (передовые части немецких войск, занявших город) был уничтожен практически полностью, вместе с техникой. Тем временем, батарея Флёрова уже двигалась в сторону Орши, где на местной станции стояли эшелоны с немецкой техникой и пехотой, а также несколько впопыхах брошенных советских эшелонов с топливом. Здесь “Катюши” отличились вновь (по одной из легенд, именно под Оршей РСЗО БМ-13 получила своё “имя”), выпустив по врагу 96 снарядов, устроив на станции филиал ада на земле. Благодаря осколочно-фугасному действию снарядов М-13, удалось не только навредить противнику, но и поджечь брошенные эшелоны с топливом, устроив пожар невиданной силы. Чуть позже, в 16:45 залпом “Катюш” накрыли и переправу на реке Оршица, уничтожив ещё около роты солдат противника.

Расчёт заряжает БМ-13 в пригородах Берлина. Фотография в свободном доступе.
Расчёт заряжает БМ-13 в пригородах Берлина. Фотография в свободном доступе.

При всех своих недостатках - требования к пороху, невысокой кучности, а также меткости, БМ-13 смогла отстоять своё право на “место под солнцем”, ведь с такой эффективностью накрывать крупные по размеру площади земли ни одна артиллерийская батарея не могла. Именно это и определило тактику применения таких машин, а также дало ей путёвку в жизнь. Уже в августе 1941 года было принято постановление ГКО о формировании отдельных гвардейских миномётных частей, в состав которых входили батареи БМ-13. Первая гвардейская миномётная дивизия была сформирована осенью 1941 года. Помимо этого, продолжали разрабатывать и более мощные снаряды (например, “Андрюшу”, о котором я расскажу позднее), а также машины под установку 82-мм реактивных снарядов.

К сожалению, "первый ракетный командир" капитан Флёров погиб 6 октября 1941 года близ деревни Богатыри Смоленской области. На фотографии - куски БМ-13, один из них после подрыва воткнулся и врос в дерево. Фотография в свободном доступе.
К сожалению, "первый ракетный командир" капитан Флёров погиб 6 октября 1941 года близ деревни Богатыри Смоленской области. На фотографии - куски БМ-13, один из них после подрыва воткнулся и врос в дерево. Фотография в свободном доступе.

“Катюши” громили противника и в Сталинграде, и под Курском, громили в Польше, Чехословакии, в составе других войск брали Берлин… Казалось бы, пора и заменить на более совершенные модели, но нет - БМ-13 широко использовались во время Корейской войны, во Вьетнаме и даже в ходе боевых действий в Афганистане, где “Катюши” использовались правительственными войсками до поступления БМ-21 “Град”. Подробно описывать боевой путь БМ-13 даже в годы Великой Отечественной войны займёт не один день и даже не десяток публикаций - возможно, когда-нибудь я займусь отдельной подборкой про первую отечественную РСЗО.

Заключение

Боевая реактивная установка БМ-13 «Катюша» стала одним из символов артиллерии времён Великой Отечественной войны, не столько из-за своей громкой славы, сколько благодаря объективной эффективности в условиях маневренных боевых действий 1941–1945 годов. Её высокая огневая мощь при очень простой конструкции обеспечила внезапность ударов и разрушительное воздействие на живую силу и лёгкие укрепления противника. Однако, БМ-13 не была лишена минусов - низкая точность, небольшой боезапас и потребность в значительном времени на перезарядку сдерживали её универсальность и требовали грамотного планирования применения. Тем не менее, «Катюша» - это не легенда, а технический факт: результат инженерного расчёта, быстрого внедрения и точной оценки боевых потребностей Красной Армии.

Она не была бронированной, это факт. Но я считаю, что эта машина сыграла свою достойнейшую роль не только как эффективная боевая машина, но и как база для будущих образцов военной техники.

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!

Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.