Найти в Дзене
script bro | сценаристы

Как писать сценарии, которые заметят в индустрии

Мало сценаристов воспринимают всерьёз советы, которые получают. На самом деле это большая проблема. Я пытаюсь научить вас невероятно важным вещам в нашем ремесле, которые нельзя игнорировать, если вы хотите создать что-то стоящее. И всё же многие авторы продолжают прятать голову в песок и пренебрегать самыми базовыми, но эффективными советами. Это заставило меня задуматься, что можно быстро внедрить в ваш сценарный арсенал, что значительно улучшит ваши истории? Я говорю об улучшении на 50%, 200% или даже 500%! Я выделил пять ключевых советов, которые сделают ваш сценарий намного лучше, чем обычный. Давайте разберём их. Я обычно ненавижу этот совет, когда встречаю его где-то ещё, потому что не люблю непрактичные рекомендации. «Будьте увлечены» — это совет, который может дать любой, даже ничего не смыслящий в сценариях человек, поэтому сам по себе он бесполезен. Но не спешите с выводами — объясню, почему я включил это сюда. Я заметил, что когда автор по-настоящему увлечён своим материало
Оглавление

Мало сценаристов воспринимают всерьёз советы, которые получают. На самом деле это большая проблема. Я пытаюсь научить вас невероятно важным вещам в нашем ремесле, которые нельзя игнорировать, если вы хотите создать что-то стоящее. И всё же многие авторы продолжают прятать голову в песок и пренебрегать самыми базовыми, но эффективными советами.

Это заставило меня задуматься, что можно быстро внедрить в ваш сценарный арсенал, что значительно улучшит ваши истории? Я говорю об улучшении на 50%, 200% или даже 500%! Я выделил пять ключевых советов, которые сделают ваш сценарий намного лучше, чем обычный.

Давайте разберём их.

1. Чем сильнее вы увлечены своей историей, тем лучше

Я обычно ненавижу этот совет, когда встречаю его где-то ещё, потому что не люблю непрактичные рекомендации. «Будьте увлечены» — это совет, который может дать любой, даже ничего не смыслящий в сценариях человек, поэтому сам по себе он бесполезен.

Но не спешите с выводами — объясню, почему я включил это сюда. Я заметил, что когда автор по-настоящему увлечён своим материалом, он всегда заходит дальше, чем обычный автор. Если его протагонист не идеален, он будет работать над ним, пока не добьётся совершенства.

Если важная сцена получается на «6 из 10», он будет переписывать её, пока не доведёт до «9 из 10».

И наоборот, когда авторы пишут сценарии, которые, как им кажется, хочет видеть индустрия, а не то, что их по-настоящему вдохновляет, они никогда не прикладывают столько усилий. А ведь именно усилия превращают хороший сценарий в великий. И единственные, кто действительно заботится об этом, — это те, кто страстно увлечён своей историей.

Возьмём, к примеру, режиссёров Final Destination: Bloodlines. Эти парни были одержимы франшизой "Пункт назначения". Можно было потратить десять лет на поиски режиссёра для этого проекта и не найти никого, кто был бы так же увлечён, как они.

Знаете, что они сделали перед тем, как начать писать сценарий? Они пересмотрели все семь фильмов франшизы и составили рейтинг каждой смерти от лучшей к худшей. Затем они отметили моменты, где, по их мнению, качество смертей падало ниже приемлемого уровня, и постарались сделать так, чтобы в их фильме всё было выше этой планки. Только по-настоящему увлечённые люди поступают так.

Другой пример — Оппенгеймер. Давайте будем честными. Кому вообще есть дело до Роберта Оппенгеймера? Не надо думать, что я не прав и что многие им интересуются. У Голливуда было 75 лет, чтобы снять биографический фильм об этом человеке, но они этого не сделали. Если бы он действительно был кому-то интересен, студии давно бы выпустили такой фильм, поверьте.

Но в каждом кадре Оппенгеймера чувствуется страсть Кристофера Нолана к этой личности. Именно его увлечённость сделала фильм таким особенным.

2. Сценарий, который начинается мощно и не сбавляет темп

Мы как-то умудряемся об этом забывать. Есть несколько типичных паттернов в сценариях, которые я читаю.

  1. Сценарий начинается эффектно, но после яркой открывающей секвенции или захватывающей первой сцены действие замедляется, становится более спокойным, и только потом снова набирает обороты.
  2. Сценарии, где первая половина — это медленное, вдумчивое развитие истории, и только ближе к финалу начинается развязка, ведущая к захватывающему финалу.

Но почти нет сценариев, которые начинаются мощно и никогда не останавливаются. Авторы, которым это удаётся, создают сильную первую сцену и говорят себе:

«Это — планка для каждой сцены в моём сценарии, и я постараюсь либо соответствовать ей, либо превзойти».

Я понимаю, почему обычные авторы так не делают. ПОТОМУ ЧТО ЭТО ОЧЕНЬ СЛОЖНО. Трудно выкладываться на 100% в каждой сцене, поэтому таких сценариев так мало. Если вы один из тех, кому это удаётся, ваш сценарий сразу же становится намного лучше остальных.

Как это выглядит на практике?

  • Безумный Макс: Дорога ярости
  • 1917
  • Социальная сеть

Вам не обязательно писать быстрый экшен-триллер, чтобы соответствовать этому стандарту. Heretic — это история, которая начинается сильно и затем набирает обороты, хотя это медленный, атмосферный триллер.

Главная идея такого подхода — продолжать развлекать зрителя в каждой сцене. Многие авторы делают «передышки» на две, три, четыре сцены или больше. И это никогда не идёт на пользу их историям.

3. Создайте хотя бы одного персонажа, к которому мы по-настоящему привяжемся

Я не говорю о том, что главный герой должен быть обязательно «симпатичным». Симпатичные главные герои — это здорово, но я заметил, что это важно в основном для голливудских фильмов. Такие фильмы рассчитаны на максимальную аудиторию и должны быть лёгкими, весёлыми приключениями, поэтому симпатия к герою играет ключевую роль.

Но если вы хотите написать сценарий, который отзывается в душах людей — истории, который они будут вспоминать спустя дни и месяцы после прочтения — вам нужно создать персонажа, который затронет их на глубоком уровне.

Да, формула «подключения» сложна. Для неё нет идеального рецепта. Но вот примерная комбинация:

  • Симпатичные черты характера (за что мы сопереживаем персонажу)
  • Внутренний конфликт (персонаж борется с чем-то внутри себя)
  • Фатальный недостаток, который мешает ему обрести счастье
  • Неразрешённые проблемы с другими персонажами

Всё это создаёт героя, за которого мы переживаем.

Недавно я прочитал книгу «Загадочное ночное убийство собаки». Она написана от лица 15-летнего мальчика с аутизмом, который расследует убийство соседской собаки. Этот персонаж — идеальный пример всего, что я перечислил.

  • Его состояние и ситуация вызывают сочувствие.
  • Мы сопереживаем его трудностям в общении.
  • Он ненавидит ложь, но понимает, что для раскрытия убийства ему придётся лгать (внутренний конфликт).
  • Его недостаток — упрямство.
  • У него неразрешённые проблемы с двумя самыми близкими людьми.

Такого персонажа невозможно забыть.

4. Будьте непредсказуемыми

Я уже много раз говорил об этом, но факт в том, что

предсказуемый сценарий = это скучный сценарий.

Создать непредсказуемую историю в рамках жанра — сложная задача. Но этим стоит заняться, потому что большинство авторов этого не делают. Это требует слишком много усилий: придумывать неожиданные повороты, нестандартные действия персонажей, неочевидные открытия.

Когда читатель погружается в сценарий, представьте, что у него над головой возвышается шкала интереса от 1 до 10. Когда он читает, и чем чаще угадывает, что произойдёт дальше, тем сильнее падает его интерес. Как только уровень опускается до 6 и не поднимается в следующих нескольких сценах — читатель теряет интерес.

Я помню, что в Паразитах я никогда не знал, что будет дальше. В Аноре не представлял, куда двинется сюжет после исчезновения героя. Final Destination: Bloodlines отлично обманывал зрителей, меняя порядок смертей. Даже Speak No Evil, относительно шаблонный фильм, держал в неведении.

Ключевой момент: вам не нужны глобальные повороты в каждой сцене. Я просто хочу, чтобы вы, автор, всегда были на шаг впереди читателя, а не наоборот. Потому что в большинстве сценариев, которые я читаю, я уже на 40-50 страниц впереди автора.

5. Выделяйтесь хотя бы в одном аспекте сценарного ремесла

Я читаю много сценариев, где авторы делают всё хорошо, но ничего на отлично. А чтобы сценарий запомнился, нужно хотя бы в чём-то быть великолепным.

  • Вы должны отлично писать диалоги.
  • Вы должны создавать незабываемые экшен-сцены.
  • Вы должны уметь придумывать глубоких, интересных персонажей.
  • У вас должен быть уникальный голос.

Секрет в том, чтобы ещё до написания спросить себя: «В чём я силён?» И затем убедиться, что ваш следующий сценарий позволяет вам это показать.

Плохой пример, когда автор перестаёт анализировать свою работу, если уже доказал свой талант, попав на вершину конкурса или получив титры в предыдущих работах. Но неважно, насколько вы хороши, если выбираете проект, который не раскрывает ваши сильные стороны.

Хороший пример — Аарон Соркин. Неважно, какой проект ему предложат, он превратит его в диалоговую, достаточно театриализованную историю, потому что он невероятно хорош в этом.

by Carson Reeves

Автор перевода: Сергей Литвинов.

Переведено в образовательных целях.

Мы также читаем сценарии, консультируем по вашим идеям, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Подробности на нашем сайте.