Найти в Дзене
Анна Тычук | Психолог

В терапии много любви

Парадоксально, но то, что происходит в длительной терапии - это любовь. И такую любовь довольно сложно найти в реальной жизни за пределами терапии. Не потому что это в принципе невозможно. А потому что большая часть людей мало интересуется своим внутренним миром. И если даже кто-то и интересуется, то чаще всего очень поверхностно. А если мы боимся глубоко смотреть в свой собственный внутренний мир - то чужой внутренний мир тоже бессознательно будет казаться нам пугающим. А когда наш внутренний мир нам неинтересен - это нелюбовь. Таким образом мы проявляем свою нелюбовь к самим себе. И когда нам не интересно глубоко познать внутренний мир другого человека - это тоже нелюбовь. Любовь не может сочетаться с отсутствием интереса к глубокому познанию человека. Если мы любим самих себя или любим кого-то другого - мы хотим узнать этого человека во всём его многообразии, во всей его глубине. Нам искренне это интересно. И мы хотим узнать его не для того, чтобы его контролировать, делая его

Парадоксально, но то, что происходит в длительной терапии - это любовь. И такую любовь довольно сложно найти в реальной жизни за пределами терапии.

Не потому что это в принципе невозможно. А потому что большая часть людей мало интересуется своим внутренним миром. И если даже кто-то и интересуется, то чаще всего очень поверхностно.

А если мы боимся глубоко смотреть в свой собственный внутренний мир - то чужой внутренний мир тоже бессознательно будет казаться нам пугающим.

А когда наш внутренний мир нам неинтересен - это нелюбовь. Таким образом мы проявляем свою нелюбовь к самим себе. И когда нам не интересно глубоко познать внутренний мир другого человека - это тоже нелюбовь.

Любовь не может сочетаться с отсутствием интереса к глубокому познанию человека.

Если мы любим самих себя или любим кого-то другого - мы хотим узнать этого человека во всём его многообразии, во всей его глубине. Нам искренне это интересно.

И мы хотим узнать его не для того, чтобы его контролировать, делая его более безопасным для себя, более предсказуемым или более удобным. Такая мотивация к познанию себя или другого может быть и без любви, без искреннего интереса.

А когда мы любим - мы действительно искренне интересуемся тем, кого мы любим. Нам по-настоящему интересен этот человек. В том числе - если этот человек является нами, то есть когда мы любим самих себя.

И когда мы в течение многих лет проходим длительную терапию - мы очень глубоко познаём самих себя, свой внутренний мир. Мы узнаем, как мы устроены, что "сделало" нас такими, какими мы являемся, мы открываем для себя свои глубинные ценности, мы осознаём, что для нас по-настоящему важно.

Мы знакомимся со своими чувствами, с самими разными своими переживаниями. Мы осознаём разные части своей психики, разные субличности, присваиваем себе те свои части, которые мы когда-то утратили из-за травматического опыта или для адаптации к нашему окружению.

Мы глубоко познаём свою личность, иногда даже открываем для себя её заново - как раз, когда присваиваем себе те свои части, которые мы когда-то от себя "отщепили", то есть запретили себе такими быть.

Мы знакомимся со своими внутренними конфликтами, своими противоречиями, знакомимся со своими привычными способами справляться с этими противоречиями. И иногда даже пробуем новые способы с ними справляться - параллельно с этим тоже открывая для себя что-то новое о себе.

Мы осознаём свои нужды, глубинные потребности и желания. Мы начинаем понимать, как наш детский и остальной прошлый опыт повлиял на нас и сделал нас - нами. Мы начинаем осознавать, как те отношения, в которых мы росли - оказали влияние на нашу личность. Мы начинаем осознавать, проживать и присваивать себе свои травмы - которые тоже во многом "сделали" нас теми, кто мы есть.

И всё это тоже про любовь.

Когда мы проявляем такой глубокий интерес к себе, своему внутреннему миру - мы начинаем по-настоящему любить этого человека, которого мы долгие годы так тщательно узнавали. Когда мы понимаем свою историю, что именно сделало нас нами - нам становится очень сложно не полюбить этого человека. Становится невозможно - не полюбить самих себя в таких условиях.

И постепенно в процессе длительной терапии мы выстраиваем очень ясную и понятную для себя структуру того, кто мы есть. И что сделало нас теми, кто мы есть.

И мы также открываем для себя - кем мы всегда являлись на самом деле. Это что-то гораздо большее, чем те мы, которыми мы стали в результате нашего жизненного опыта. Это скорее про нашу глубинную суть, которая всегда была внутри нас - вне зависимости от того, как нас "травмировали" и "меняли под себя" разные обстоятельства нашей жизни.

То есть мы становимся самими собой в полной мере и во всех смыслах.
И тогда мы уже не можем себя не любить.

И тогда нам уже становятся искреннее интересны и другие люди, их внутренний мир. Мы хотим узнать - как устроены они, что сделало их ими, мы хотим узнать, кем они являются на самом деле, каковы их глубинные ценности, как эти ценности у них сформировались и т.д.

И в процессе такого глубокого узнавания других людей - мы тоже можем их по-настоящему полюбить.

Но такой искренний интерес к другому человеку не может у нас возникнуть - если мы не интересуемся и не познаём самих себя.

И получается, что тот факт, что очень многие люди своим внутренним миром не интересуются - делает их неспособными к любви. Они не любят самих себя - и поэтому и нас полюбить они никогда не смогут.

Потому что любовь не сочетается с отсутствием интереса к глубокому познанию человека. А искренний интерес к другому человеку, к его внутреннему миру и к его сути - не рождается у нас, если мы не заинтересовались своим собственным внутренним миром и своей глубинной сутью. Это закон.

И когда мы проходим терапию, то наш психолог искренне интересуется нашим внутренним миром. Он тоже хочет познать, как мы устроены, как мы стали теми, кем мы стали. Он много вкладывается в это. И это любовь.

И парадоксально то, что вроде как терапия начинается с того, что клиент приходит к психологу, как к специалисту, чтобы разрешить какие-то свои психологические трудности. Для психолога эта работа, за которую он получает деньги. А клиент платит за терапию.

При всей этой ситуации - в терапии действительно очень много любви. И действительно психолог проявляет свою любовь к клиенту - много вкладываясь в то, чтобы познать его внутренний мир. Не переделать его - а именно познать.
И это очень странная ситуация.

И ещё страннее то - что такую любовь крайне сложно (конечно, возможно, но очень сложно) получить с какими-то другими людьми за пределами терапии.

И не потому что другие люди не могут любить именно нас - а просто потому что многие люди не интересуются самими собой, своим внутренним миром. А если они не любят себя и не интересуются собой - то дать нам такой искренний интерес к нашим "внутренним глубинам" они просто не способны.

Я не говорю, что все такие. Но большинство - точно да.

И люди, имеющие длительный опыт терапии, нередко сталкиваются с неким таким глубинным чувством одиночества из-за того, что тех, кем они стали в результате прохождения длительной терапии, и тот уровень близости, на который они стали способны - далеко не каждый человек может выдержать. А тех, кто способен к этому - единицы, и таких людей ещё нужно где-то найти.

И это для таких людей создаёт дополнительные трудности в плане нахождения единомышленников и построения близких отношений.

Когда трудностью для людей становится не столько то, что они сами в силу своих собственных непроработанных внутренних процессов - не способны любить и не способны к эмоциональной близости. А сколько то, что многие люди, которые их окружают - не способны любить и выдерживать близость в силу их нежелания узнавать самих себя.

И поэтому иногда в терапии действительно может быть гораздо больше любви - чем где-то ещё. И это, на мой взгляд, очень странная ситуация - про которую мне ещё нужно поразмышлять.

Но что важно понимать - что в терапии действительно много любви. То, что мы получаем от терапевта - нередко имеет отношение к любви. Именно любовь и искренний интерес к внутренним глубинам других людей - помогает терапевтам быть по-настоящему исцеляющими для своих клиентов.

И в процессе прохождения длительной терапии, глубокого познания себя и проработки своих травм - люди действительно становятся гораздо более способными по-настоящему любить других людей.

__________________________

Фильмотренинги в записи: https://annatychuk.tilda.ws/#rec458626923