Найти в Дзене
Кабанов // Чтение

«Почтальон всегда звонит дважды»: читать или смотреть?

Эта статья из цикла «Лучшие экранизации великих произведений XX века». Мы разбираем фильмы, которые не просто иллюстрируют книги, а вступают с ними в спор, рождая новую художественную реальность. Сегодня у нас на очереди один из самых тягучих, чувственных и смертельно притягательных романов нуара - «Почтальон всегда звонит дважды» Джеймса Кейна и его экранизация 1981 года с Джеком Николсоном и Джессикой Лэнг. Если бы Джеймс Мэллахан Кейн (1892–1977) жил в наши дни, его, скорее всего, банили бы в соцсетях за токсичность и нарушение моральных стандартов. А в 1930-х его просто запрещали. И тем самым раскручивали. Родился он в Аннаполисе, штат Мэриленд, в семье преподавателя. Учился журналистике, работал репортёром, редактором, военным корреспондентом — словом, жил в ритме газетных дедлайнов, где каждое слово должно попадать точно в цель. Позже трудился пресс-секретарём, пел в оперном хоре, преподавал. И только к 40 годам неожиданно и для себя, и для литературного мира стал писателем. Его
Оглавление

Эта статья из цикла «Лучшие экранизации великих произведений XX века». Мы разбираем фильмы, которые не просто иллюстрируют книги, а вступают с ними в спор, рождая новую художественную реальность. Сегодня у нас на очереди один из самых тягучих, чувственных и смертельно притягательных романов нуара - «Почтальон всегда звонит дважды» Джеймса Кейна и его экранизация 1981 года с Джеком Николсоном и Джессикой Лэнг.

Джеймс М. Кейн: литературный хулиган без тормозов

Если бы Джеймс Мэллахан Кейн (1892–1977) жил в наши дни, его, скорее всего, банили бы в соцсетях за токсичность и нарушение моральных стандартов. А в 1930-х его просто запрещали. И тем самым раскручивали.

Родился он в Аннаполисе, штат Мэриленд, в семье преподавателя. Учился журналистике, работал репортёром, редактором, военным корреспондентом — словом, жил в ритме газетных дедлайнов, где каждое слово должно попадать точно в цель. Позже трудился пресс-секретарём, пел в оперном хоре, преподавал. И только к 40 годам неожиданно и для себя, и для литературного мира стал писателем.

источник Яндекс картинки
источник Яндекс картинки

Его первый роман, Почтальон всегда звонит дважды (1934), оказался как раз той пулей, которую он всю жизнь точил. Тонкий, почти камерный: всего-то страсть, убийство и расплата. Но Кейн писал так, что за каждым диалогом сквозит фатальность. Без сантиментов, без морали - только действие, только жар и сжатый кулак.

Если Хемингуэй писал о мужестве, а Фолкнер — о вине, то Кейн — о желании. Не о любви, а о желании, которое не признаёт законов, приличий и последствий. Его герои не ищут смысла жизни. Они хотят женщину. Или мужчину. Или выход из ловушки, которую сами себе устроили.

«Почтальон» стал сенсацией. Его тут же хотели экранизировать, но в 1930-х обойти цензуру было почти невозможно. Произведение было слишком «грязным». Но скандал только добавил популярности. Уже через два года Кейн выпускает ещё один шедевр - «Двойную страховку». А затем «Милдред Пирс». Все три книги станут культовыми фильмами. И все три про то, как слабость оказывается сильнее принципов.

источник Яндекс картинки
источник Яндекс картинки

Эротизм и фатальность

К моменту выхода фильма Почтальон всегда звонит дважды (1981) роман Джеймса Кейна был уже трижды экранизирован: «Последний поворот» французская версия Пьера Шанталя (1939), в Италии — как Одержимая (1943), и в Голливуде — под тем же названием (1946).

Но все версии играли с цензурой, огибали острые углы, делали из первоначальной истории чуть ли не моралите.

И вот приходит 1981 год. Период, когда в кино уже можно многое. Даже слишком многое. Появляется режиссёр Боб Рейфелсон, звезда «Новой Голливудской волны», и привозит с собой Джека Николсона и Джессику Лэнг. Он не собирается никого уговаривать: он снимает прямо, как Кейн и писал: с жаром, потом и криком.

Сюжет предельно простой и оттого безошибочный.
Он - Фрэнк, бродяга и повеса.
Она - Кора, молодая жена владельца закусочной.
Их встреча будто спичка о наждачную бумагу.

источник Яндекс картинки
источник Яндекс картинки

Желание вспыхивает, и дальше цепь: страсть, план, убийство, следствие, страх, повторное сближение, возмездие. Кейн писал коротко, почти как в полицейском отчёте. Фильм говорит тем же языком, но добавляет крупные планы и натуру.

Пожалуй, Почтальон 1981 года одна из самых телесных экранизаций великой литературы XX века. Здесь тела не прикрываются ни символами, ни недосказанностью. Они дышат, потеют, дерутся, вожделеют. Любовная сцена на кухонном столе с мешком муки до сих пор вызывает споры: порнография или правда жизни?

Это не просто фильм о страсти. Это фильм о том, как страсть рушит устои. И неважно, в какой декорации: придорожной закусочной, буржуазной спальне или в пустой прокуренной комнате. Герои Кейна не борются за права или идеи. Они просто не могут не хотеть и именно это делает их опасными.

источник Яндекс картинки
источник Яндекс картинки

Смотреть или не смотреть? Читать или не читать?

Если вам кажется, что нуар — это про шляпы, сигареты и вечно мокрые улицы, Джеймс Кейн быстро объяснит, как вы ошибаетесь. Его Почтальон всегда звонит дважды — книга, в которой преступление не романтизируется, а дышит жаром, скукой, вожделением и тупым отчаянием. Читать обязательно, если вы хотите понять, как простыми словами можно достичь электрического напряжения. Без украшений, без философии. Просто, больно, грязно, по-честному.

А вот фильм — тут стоит подумать. Он не повторяет книгу, он с ней спорит. Он медленнее, тягучее, и где-то теряет резкость текста. Но зато приобретает другое: трагедию безысходности. В кадре люди, которые могли бы быть свободны, но сами выбрали клетку. Смотреть стоит не ради сюжета, а ради настроения. Атмосферы, эротизма, неизбежности.

Читайте, если хотите понять, откуда выросла вся чернуха XX века.
Смотрите, если не боитесь жаркой тоски на экране.

Но, главное: сравните. Потому что это редкий случай, когда книга и фильм не копия и оригинал, а два взгляда на один и тот же ад. Один прямой, другой через стекло. И оба — в точку.