Найти в Дзене

Моя Москва, часть 20: топонимические казусы

В прошлый раз я рассказал об общих принципах происхождения названий городских улиц Москвы. А сейчас приступаю к рассказу о самых разных весёлых составляющих московской топонимики! На протяжении 51 года, с 1963 по 2014 год, (юго-)западной конечной Сокольнической линии метро была, собственно, "Юго-Западная". Она была так названа по большому жилому району Москвы — Юго-Западу. А размах этого района, как я уже писал, была отличной — от Филей до Каширского шоссе! Так почему же я слово "юго-" взял в скобки? Ещё в советские годы при делении на административные районы граница двух из них прошла по Ленинскому проспекту. Об этом я узнал на защите своей магистерской — преподаватели кафедры истории России XX-XXI вв. истфака МГУ упоминали этот момент. Всё-таки сказывается то, что МГУ был ядром этого большого жилого района. Так вот, после введения деления Москвы по административным округам в 1991 г. получилось так, что "Юго-Западная" оказалась не в ЮЗАО, а в ЗАО, так как границу между ними вновь пров
Оглавление

В прошлый раз я рассказал об общих принципах происхождения названий городских улиц Москвы. А сейчас приступаю к рассказу о самых разных весёлых составляющих московской топонимики!

"Юго-Западная" не юго-западная

Многие годы это была конечная Сокольнической линии. Но при распаде СССР станция потеряла свою географическую привязку! Фото взял отсюда: https://transphoto.org/photo/962038/
Многие годы это была конечная Сокольнической линии. Но при распаде СССР станция потеряла свою географическую привязку! Фото взял отсюда: https://transphoto.org/photo/962038/

На протяжении 51 года, с 1963 по 2014 год, (юго-)западной конечной Сокольнической линии метро была, собственно, "Юго-Западная". Она была так названа по большому жилому району Москвы — Юго-Западу. А размах этого района, как я уже писал, была отличной — от Филей до Каширского шоссе! Так почему же я слово "юго-" взял в скобки?

Ещё в советские годы при делении на административные районы граница двух из них прошла по Ленинскому проспекту. Об этом я узнал на защите своей магистерской — преподаватели кафедры истории России XX-XXI вв. истфака МГУ упоминали этот момент. Всё-таки сказывается то, что МГУ был ядром этого большого жилого района. Так вот, после введения деления Москвы по административным округам в 1991 г. получилось так, что "Юго-Западная" оказалась не в ЮЗАО, а в ЗАО, так как границу между ними вновь провели по Ленинскому проспекту. Станцию переименовывать не стали…

Любопытно и то, что на момент постройки станции в 1963 г. деревни Тропарёво и Никулино застроены не были, станция, по сути, находилась в чисто поле и в первую очередь обслуживала именно эти 2 деревни. Это сейчас в районе станции метро много чего, включая ряд ведущих вузов России вроде МГИМО, РУДН, МПГУ и многих других.

Новогиреевские (и не только) проспекты-реликты

Я уже упоминал, что вплоть до начала 1960-х гг. проспектом называли не ключевые улицы городов, а улицы, открывавшие перспективу. В частности, одно время проспектом была Главная аллея. Но не все районы города изжили из себя застарелые проспекты.

Скажем, про столичные проспекты вроде Мира, Ленинградского, Андропова, Ленинского, Вернадского и ряд других многие слышали, слишком уж часто они попадают в дорожные сводки. А вот что вы знаете о Федеративном проспекте? О Свободном, Зелёном, 5-ом?…

Эти проспекты, что я сейчас перечислил, находятся в столичном районе Новогиреево на востоке столицы. Они существовали ещё с тех времён, когда Новогиреево было дачным посёлком близ столицы, Москва его "съела" лишь в 1960 г. при своём расширении до МКАД. Многие из них живы и по сей день, что-то переименовали, но оставили проспектами, вроде тех же Зелёного, Федеративного и Свободного.

К северу от Новогиреева, в Измайлове, есть Измайловский проспект, тоже явный реликт прежнего понятия проспектов. Какое-то движение шинного транспорта есть лишь на 3 участках: в районе станции метро "Измайловская", между 6-ой и 7-ой, 11-ой и 12-ой Парковыми улицами, а также между 15-ой и 16-ой Парковыми улицами с переходом в последнюю. Про участок в Измайловском ПКиО, где ходит лишь трамвай, даже не зарекаюсь. Но и на остальном проспекте (основной его массив начинается после электродепо "Измайлово", обслуживающего Арбатско-Покровскую линию метро) движение, за указанными мной 4 небольшими исключениями, исключительно пешеходное. Да и на имеющихся участках какая-то жизнь есть лишь возле метро (тут понятно) и при выезде на 16-ую Парковую улицу — последнее связано с тем, что она совместно с Большим Купавенским проездом связывает Южное Измайлово, Ивановское и Новогиреево с Щёлковским шоссе, причём возле МКАД. При этом я где-то видел упоминание планов "пробить" этот проспект таки на МКАД, причём лет 10-12 назад, но они уже, видимо, забыты.

Номерные улицы прерываются. А то и повторяются

Этот злектробус следует по одной из номерных улиц Москвы — 9-ой Парковой. Но некоторые номерные улицы столицы прерываются… Фото взял отсюда: https://fotobus.me/photo/3555493/
Этот злектробус следует по одной из номерных улиц Москвы — 9-ой Парковой. Но некоторые номерные улицы столицы прерываются… Фото взял отсюда: https://fotobus.me/photo/3555493/

Некоторые улицы в Москве являются номерными. Классический случай я упомянул выше — 16 Парковых улиц в Измайлове, все меридиональные, но из них реально что-то значат только 1-ая, 3-я (они выходят на станцию метро "Измайловская", а 3-я на севере после Щёлковского шоссе ещё и переходит в улицу Бирюсинка), 5-ая (довольно длинная), 9-ая (на ней 2 станции метро, "Первомайская" и "Щёлковская", кроме того, на севере она переходит в Уральскую улицу района Гольяново, тоже одну из ключевых там), 11-ая (протяжённая), 13-ая (почти всё охватывает и на севере переходит в Чусовскую улицу), 15-ая (на юге переходит в стратегически важный для Южного Измайлова Большой Купавенский проезд и по итогу примыкает к Щёлковскому шоссе) и 16-ая (единственная чётная в этом списке, в неё переходит Измайловский проспект, к ней примыкают Первомайская улица и Измайловский бульвар, после неё Сиреневый бульвар, по которому моя школа имела адрес, теряет на востоке свою роль, а после Щёлковского шоссе она около МКАД переходит в Хабаровскую улицу, тоже важную для Гольянова). Однако вот так подряд, с 1-ой по 16-ую без перерыва в таком количестве, идут лишь Парковые улицы в Измайлове, это сетка местных меридиональных улиц на отрезке от Измайловского проспекта до Щёлковского шоссе в пределах Никитинской улицы и МКАД (обе в перечне Парковых улиц не учтены, пусть Никитинская де-факто и продолжает 1-ую Парковую улицу).

Так, в Марьиной Роще на севере центра максимальный номерной проезд Марьиной Рощи — 17-ый, но 15-ого и 16-ого вы не найдёте. А на севере всего города есть улица 8 Марта, а также 1-ая и 4-ая улица 8 Марта, а куда делись 2-ая и 3-я, м?… Но это ещё полбеды: в московском районе Митино есть… Парковая улица. Просто Парковая улица. Дубликат измайловских "сестёр". Мда…

Это только те конфузы, что я вспомнил к этой минуте! Вспомню ещё — выдам, если нет — пойду далее!…