Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

Памяти Леа Массари (30.06.1933 - 23.06.2025)

Ушла из жизни итальянская кинозвезда Леа Массари (1933-2025). За всю свою долгу карьеру она сыграла около 60-ти ролей в кино, в том числе у таких известных режиссеров, как М. Антониони ("Приключение"), Д. Ризи ("Трудная жизнь", В. Дзурлини ("Они шли за солдатами"), Л. Маль ("Шум в сердце"), Ф.Рози ("Христос остановился в Эболи") и др.

-2
-3
-4

И сегодня мы вспоминаем один из лучших фильмов с ее участием:

Они шли за солдатами / Солдатские девки / Le soldatesse / Des filles pour l'armée. Италия–Франция–ФРГ-Югославия, 1965. Режиссер Валерио Дзурлини. Сценаристы: Леонардо Бенвенути, Пьеро Де Бернарди, Франко Салинас, Валерио Дзурлини. Актеры: Томас Милиан, Анна Карина, Леа Массари, Мари Лафоре, Марио Адорф и др. Прокат в СССР – с 14 ноября 1966: 20,0 млн. зрителей за первый год демонстрации. Прокат во Франции: 0,2 млн. зрителей.

Валерио Дзурлини (1926-1982), бесспорно, входил в элиту итальянской режиссуры. Его фильмы «Жестокое лето», «Девушка с чемоданом», «Семейная хроника», «Они шли за солдатами», «Сидящий справа», «Первая ночь покоя», «Пустыня Тартари», как правило, вызывали долгие дискуссии у фестивальной публики, в прессе и пользовались успехом у зрителей, предпочитавших в кинематографе Искусство, а не только развлечение…

Драма «Они шли за солдатами» рассказывала психологически убедительную историю проституток, нанятых для «обслуживания» военных, служивших в годы второй мировой войны в войсках Муссолини в оккупированной Греции…

В силу «пикантности» сюжета в СССР этот фильм шел под грифом «дети до 16-ти не допускаются», что, разумеется, ограничивало его кассовые сборы. Но даже при таких условиях картина В. Дзурлини сумела собрать в СССР 20 млн. зрителей за первый год демонстрации в кинотеатрах.

Леа Массари сыграла в этом фильм психологически тонко и предельно реалистично...

Литературовед и кинокритик Михаил Кузнецов (1914-1980) отозвался и о драме «Они шли за солдатами», получившей Золотой приз Московского международного кинофестиваля весьма позитивно: «Это сильная, прямая, жестоко правдивая картина, в ней горит огонь истинного искусства. Начатый чуть ли не в фривольном духе рассказ о двигающемся в дни войны «транспорте любви» с живым товаром для солдатских публичных домов, этот кинорассказ вскоре вырастает в суровейшее повествование о попранных и чудовищно извращенных человеческих отношениях, о грубо изуродованных судьбах. … Вот почему этот фильм, исполненный глубокой правды, беспощадного обличения, отличной режиссуры и актерского мастерства, так горячо был принят на фестивале» (Кузнецов, 1965: 3).

Не менее позитивным была и обстоятельная рецензия кинокритика Константина Щербакова, где утверждалось, что «надо обладать очень большим мужеством худож­ника и гражданина, чтобы так показать своих сооте­чественников, причем отнюдь не худших предста­вителей нации, нет, самых обычных, средних ее представителей. Надо хорошо знать сущность и истоки фашизма, заставившего обычных, средних людей совершать скотские поступки. И надо с обостренной чуткостью и непримиримостью вос­принимать сегодня каждый симптом фашистской опасности. Это мужество и знание, эта чуткость и непри­миримость присущи автору романа Уго Пирро и ре­жиссеру фильма Валерио Дзурлини. …

Искусство должно быть тенденциозно, это, безусловно, но мы довольно часто отождествляем тенденциозность с прямолинейностью, а это далеко не одно и то же. Бывает, художник так торопится выразить свое отношение к тем или иным явлениям жизни, что саму жизнь, ее правдивую и реалистическую па­нораму дать не успевает, остается одно отношение. Узнавания не происходит, доверие зрителей под­рывается, а следовательно, подрывается их спо­собность воспринимать мысли, пропагандируемые художником с экрана. Произведение, таким обра­зом, проигрывает и в тенденциозности и в художе­ственности.

Валерио Дзурлини прежде всего показывает нам жизненные явления достоверно и непредвзято, а потом уже размышляет над показанным, делает свои выводы. …

Италия вышла на путь Сопротивления и сбро­сила своего «дуче». И фильм, в котором так мно­го страшного, проникнут предчувствием близкого обновления, духовного возрождения нации.

Дзурлини собрал вместе популярнейших актеров из нескольких стран, такое созвездие редко встре­тишь в одном фильме. Исходная ситуация его была достаточно рискованной. Однако «Они шли за солдатами» не имеет к коммерческим, «звездным» фильмам даже самого отдаленного, косвенного от­ношения. Из рискованной ситуации не извлекаются тс лег­кие эффекты, которые, казалось, сами шли в руки. Буквально каждая актерская работа подчинена сдержанной и строгой эстетике фильма, а взя­тые вместе, они помогают донести его главную мысль с максимальной убедительностью, ясно­стью и четкостью.

Можно, конечно, говорить о том, что язык ленты достаточно традиционен, что и работа режиссера и работа оператора Тонино Делли Колли не пора­жают кинематографическими открытиями, — это будет правдой.

Мы знаем фильмы — проклятия фашизму, испол­ненные гнева и скорби, благородные фильмы, честно делавшие свое дело. Гнев и скорбь никогда не осты­нут…

И потому — не только проклятие, но и размыш­ление, исследование той трагедии, в которую вверг Италию фашизм. Как она произошла, почему? Что нужно делать, чтобы трагедия не повторилась? «Все по домам», «Поход на Рим», теперь «Они шли за солдатами» — этими и им подобными филь­мами, появившимися в последнее время, итальян­ские кинематографисты ведут такое исследование, причем делают это все серьезней и глубже. Они будят совесть современников, напоминают и пре­достерегают» (Щербаков, 1965: 88-91).

Многие зрители и сегодня помнят и высоко ценят этот фильм:

«Фильм просто замечательный! Несмотря на тяжелую тему, смотрится на одном дыхании. Даже удивилась, до чего красиво сделан и со вкусом, никаких перегибов. Я даже забыла о том, что речь идет о девушках легкого поведения... Исполнители главных ролей просто очаровали. … В фильме все актрисы ослепительно хороши! Как на подбор. Даже ради эстетического наслаждения посмотреть его стоит. Рекомендую любителям, во-первых, итальянского, во-вторых, хорошего старого кино» (Слим К.).

«Фильм для меня сегодня смотрелся совсем по иному, смотрелся как заново, и я совсем не разочарован. Я увидел фильм о прекрасных женщинах, но женщинах войны, обреченных волею судеб служить солдатскими подстилками, но научившимися видеть и через это красоту любви. … Мы обнаруживаем, что военное кино вовсе не обязано быть батальным и «мужским». В отличие от расхожего: “у войны не женское лицо”, эти прекрасные в своем страдании женские лица воспринимаются именно лицами войны…» (Днипро).

Киновед Александр Федоров