Найти в Дзене

Как озвучить любой феномен. Лайфках для композиторов.

Оглавление
Я, Олег Юрьевич, и Солнце из Легенды о Ночных Птицах.
Я, Олег Юрьевич, и Солнце из Легенды о Ночных Птицах.

Сегодня я поделюсь системой, которая поможет вам озвучить любой феномен — от природного явления до абстрактной идеи. Это не волшебство, а простая, поэтапная схема.

Я разработал её в процессе занятий с учениками Мастерской. Она помогает преодолеть творческий ступор, обрести ясность и придать звуковую форму даже самому неуловимому образу.

Для демонстрации я буду приводить примеры с одного из последних уроков, где мы сочиняли музыку к образу полнолуния.

1. Идея

Идея обычно идёт от задачи или от заказчика (написать музыку к картине, озвучить сцену, написать произведение на такую-то тему для такого-то состава). Заказчиком, кстати, может быть и сам композитор.

Допустим, у нас стоит задача музыкально показать полнолуние. Никаких ограничений в плане состава, формы, стиля, жанра у нас нет.

2. Ассоциации

Подбираем ассоциации к этому феномену. В нашем случае - полнолуние. Немного, 3-5 обычно бывает достаточно.

Например:

Оборотень, лунатизм, тайные ритуалы, прилив, бессонница.

3. Параметры

Теперь к каждой из ассоциаций привязываем свои музыкальные параметры. Например:

Оборотень:

Резкая динамическая смена — например, внезапный форте после пиано, или наоборот, затаённость после бури.

Множество диссонирующих интервалов, — символизируют звериность, внутренний разлад, неукротимую природу.

Пульсация/остинато в низком регистре — напоминает звериное дыхание или сердцебиение перед превращением.

Лунатизм:

Медленный темп с рубато — как будто музыка идёт во сне, нет чёткого ритма.

Пентатоника или целотоновые лады — создают ощущение отстранённости, ирреальности.

Фазовые сдвиги (например, в духе Стива Райха) — повторяющийся мотив, чуть смещающийся, как движение с закрытыми глазами.

Тайные ритуалы:

Репетиции на одной ноте, речитатив — вызывает ассоциации с заклинаниями и древними языками.

Постепенное утолщение фактуры до кульминации, как кульминация обряда.

Сложные переменные размеры — создают ощущение таинства и непредсказуемости.

Прилив:

Волнообразная динамика и артикуляция — крещендо-диминуэндо как морской прилив и отлив.

Арпеджио — имитирует плеск волн

Постоянные неустойчивые гармонии на остинатном басу — создаёт впечетление подвижности и морской глубины.

Бессонница:

Ограниченный диапазон, тремоло — напряжение, зацикленность, невозможность “разрешиться”.

Ломанные ритмы на одной ноте — имитируют сбивающееся ночное мышление, невозможность уснуть.

Хроматика — ощущение тревоги, внутреннего беспокойства.

4. Иерархия ассоциаций

Теперь простроим иерархию ассоциаций. Что для нас в данный момент больше всего ассоциируется с полнолунием, что меньше? Здесь всё субъективно — руководствуемся внутренним ощущением. Выберем, например, три явления:

Оборотень

Тайные ритуалы

Бессоница

Это будет кульминация нашей пьесы, апогей полнолунности. Как это будет выглядеть музыкально? На первом плане — музыкальные параметры тайной ритуальности; на втором — оборотничества; на третьем — бессоницы.

5. Горизонтальная драматургия

Теперь построим горизонтальную драматургию пьесы, где музыкальные явления сменяют друг друга во времени, как сцены или фазы. Где первая ассоциая в разделе — первый его план; вторая — второй и т.д. Разделов может быть сколько душе угодно.

Допустим, так:

I. Прилив

II. Прилив + Бессонница

III. Бессонница + Лунатизм

IV. Лунатизм + Оборотень

V. Тайные ритуалы + Лунатизм + Оборотень

VI. Оборотень + Тайные ритуалы + Бессонница

VII. Оборотень + Бессонница + Прилив

VIII. Прилив + Лунатизм

У нас уже получилась достаточно крупная драматургическая форма, которую можно осмыслить и как какую-нибудь короткую фортепианную пьеску, и как крупное симфоническое произведение.

6. Музыка

Давайте представим, как оно может звучать примерно в музыке (хотя, я думаю, дойдя до этой стадии, музыка родиться в голове практически у каждого).

  1. Тонкая звуковая текстура. Только один слой — природа, гравитация, неведомое движение.
  2. Пульс всё ещё волнообразен, но появляется первый дискомфорт, первые диссонансы. Ощущение, что что-то не так — мозг не может уснуть, хотя всё внешне спокойно. Постепенно наростает конфликт консонантных и диссонантных ритмов.
  3. Становится странно. Мы теряем ориентацию в реальности. Возникает неустойчивая гармония, как будто луна начинает “смотреть”. Происходит искажение реальности, лунатизм.
  4. Структура размыта, темп нарастает, появляются рваные фразы. Угроза чувствуется, но ещё не раскрыта.
  5. Ритм становится более постоянным, мерным — шаги какого-то ритуального действа, хоровода. Странные напевы, полуречитативные фразы.
  6. Крещендо. Крик. Диссонанс. Танец. Внутреннее звериное снаружи. Все планы звучат на пределе. Апогей.
  7. После выплеска — тишина. Оборотень дышит, смотрит на луну. Луна светит. Микродвижения в фактуре, измотанное дыхание. Штиль на воде.
  8. VIII.Вода уходит. Герой не помнит, был ли он зверем. Всё разрушается на микроэлементы. Музыка рассыпается, исчезает. Остаётся лишь эхо сияющей луны.

7. Финал

Поздравляю! Музыка придумана! Осталось только записать её нотами, или озвучить в секвенсере — кому как удобно, у кого какие задачи.