Найти в Дзене
Цитаты истории

Взрыв, потрясший СССР: Кто стоял за гибелью парохода «Дальстроя» в 1946 году

Оглавление

Чем интересна данная история? Сегодня многие любят произносить фразу «Сталина на вас нет». Подразумевается, что Иосиф Виссарионович был крайне строгим руководителем и при нем в стране был порядок.

Но если разбираться вот с такими историями из тех времен, выясняется, что во многих аспектах наблюдался обычный бардак, а Сталину, мягко говоря, можно было докладывать не всю правду.

Вы только представьте себе – в 1946-м году сотни и даже тысячи тонн взрывчатки грузят в трюм грузового парохода насыпью, как будто картошку. Этим пароходом стал «Дальстрой», который в результате подобного бардака не только сам взорвался, но еще и портовые сооружения разнес в щепки.

Взрывчатку грузили, как картошку

В 1943-м году на мысе Астафьева оборудовали подлагпункт, где заключенные работали на погрузке судов. Кроме продовольственных товаров здесь грузили и взрывчатку. Страна начала восстанавливаться, для шахт и строительных работ ее нужно было много, поэтому ее везли тысячами тонн. Странно, что в 1946-м году, когда многие уже пришли с войны и знали, как обращаться со взрывчаткой, никто не задумался о мерах безопасности.

-2

Конечно, фронтовики все видели. А теперь вспомним, кто этим всем руководил. Это были люди, которые как раз на фронтах не были, всю свою жизнь работали администраторами, а главное для них было – выполнить и перевыполнить план.

Пожар в трюме со взрывчаткой

Павел Куянцев в 1946-м служил старпомом на «Дальстрое». Когда он увидел, что в один трюм просто ссыпают аммонал, а во второй таскают мешки с тротилом, человек в ужас пришел. Попытался доказать, что это опасное безумие, на что ему сказали – Магадан распорядился и точка.

Вместе с капитаном они отправились к военному прокурору, но и там от них отмахнулись. И в то же день 24-го июля в первом трюме с аммоналом возник пожар. Капитан сразу понял, к чему дело идет, приказал трюмы затопить, а экипажу покинуть судно. Сам Всеволод Банкович остался руководить на судне спасательными работами.

В докладе цифры сократили в разы

Взрыв произошел буквально через 10 минут после этого. Конечно, никакие трюмы затопить не удалось, а мощность взрыва вполне можно себе представить. Потому что аммонала успели загрузить 7 тысяч тонн, а тротила 400 тонн.

-3

От самого парохода ничего не осталось, а Берии подали докладную, что ущерб составил приблизительно 50 миллионов рублей, занизив сумму в несколько раз, как и количество погибших. Понятно, что головы полетели, но ведь виновника-то не нашли, что тоже странно, особенно с учетом рассказов о том, какие меры репрессий применялись при Сталине.

Еще два взрыва

Никакой толпы саботажников на скамье подсудимых. Вполне возможно, что Берия вообще не стал раздувать скандал и докладывать обо всем вождю. А через две недели новый взрыв. В пади Ободной были устроены склады со взрывчаткой, где ее тоже было почти 7 тонн.

Конечно, приехала комиссия из Москвы, за халатность уволили много народу и снова никаких «посадок». Хорошо, что при этом взрыве никто не погиб. А еще через год возле Магадана взорвались два теплохода, которые при этом затонули. Первым взорвался «Генерал Ватутин», и тут же находившийся рядом «Выборг». Взрыв был такой, что на «Ватутине» даже мертвых тел не нашли.

-4

Народ говорил, что это все устроили зеки, но уж больно серьезные происшествия, которые были, судя по всему, тщательно подготовлены. Но есть версия, что это все были диверсии устроенные агентом абвера Эгоном Эрке. Он был заслан на Дальний Восток еще до войны, работал матросом и вполне мог все это спланировать и осуществить.

А что об этом думаете вы?