Найти в Дзене

10 редких автомобилей СССР, за которыми сейчас охотятся коллекционеры

Бывает, гараж ценится выше, чем грамота за отличную учёбу или даже семейное золотое кольцо. Советский автолюбитель когда-то мечтал о простом «Москвиче», сегодня же на аукционах и в частных коллекциях страсти бушуют посильнее, чем в пору распределения автомобилей по талонам. О некоторых моделях мы вспоминаем с ностальгической ухмылкой: мол, было время — воду грели на моторах в палатках, а про кондиционер даже не мечтали. Но чуть заглянешь в закрытый бокс автоклуба, и понимаешь: эти машины никому не надоели — наоборот, их каждый день становится меньше, а цена, вопреки законам морали и старости железа, только растёт! Зачем коллекционеры в XXI веке гоняются за «Победой» или выискивают «Запорожец» с заводским указателем поворота на морде — вопрос поистине философский (и, если честно, немного авантюрный). Кто-то ищет в них частичку своей ушедшей юности, кто-то — надёжную инвестицию, а кому-то просто по кайфу ехать по улицам на автомобиле, который вызывает в три раза больше взглядов, чем
Оглавление

Бывает, гараж ценится выше, чем грамота за отличную учёбу или даже семейное золотое кольцо. Советский автолюбитель когда-то мечтал о простом «Москвиче», сегодня же на аукционах и в частных коллекциях страсти бушуют посильнее, чем в пору распределения автомобилей по талонам.

О некоторых моделях мы вспоминаем с ностальгической ухмылкой: мол, было время — воду грели на моторах в палатках, а про кондиционер даже не мечтали. Но чуть заглянешь в закрытый бокс автоклуба, и понимаешь: эти машины никому не надоели — наоборот, их каждый день становится меньше, а цена, вопреки законам морали и старости железа, только растёт!

Зачем коллекционеры в XXI веке гоняются за «Победой» или выискивают «Запорожец» с заводским указателем поворота на морде — вопрос поистине философский (и, если честно, немного авантюрный).

Кто-то ищет в них частичку своей ушедшей юности, кто-то — надёжную инвестицию, а кому-то просто по кайфу ехать по улицам на автомобиле, который вызывает в три раза больше взглядов, чем свежий спорткар. Давайте по-честному: если на парковке вдруг остановится старый ЗИС или бодрая отреставрированная «Чайка», у кого рука не потянется сделать фото на память или для своих соцсетей?

Сегодня открываем сезон настоящей охоты — без лицензии и вреда природе. Перед вами — десять советских автомобилей, на которые сейчас реально охотятся коллекционеры и энтузиасты. А вдруг среди них есть машина, про которую рассказывал ваш дед, или которую вы сами, втайне от всех, когда-то мечтали оставить в наследство своим детям?

10. ГАЗ-М20 «Победа» первой серии (1946–1948)

Когда-то эта машина была не просто средством для передвижения — она стала символом возвращения надежды после войны. Переднюю часть первой серии не спутать ни с чем: фирменная «трёхэтажная» радиаторная решётка переливается хромом, словно орден на парадном пиджаке. В своё время 2,1-литровый мотор на 50 лошадей казался технологической вершиной, а разгон до сотни за 33 секунды мало кого смущал — важно было, что вообще едет.

Парадокс: именно самые первые «Победы» дожили до XXI века в минимальном числе, зато сейчас любая находка вызывает бурю эмоций. На аукционах цена достигает астрономических значений: до 2,5 млн рублей за хорошо сохранившийся экземпляр! Коллекционеры говорят, что главным трофеем считается версия с «родной» решёткой и безупречными дверными рамками — их сохранилось, если верить автофорумам, меньше сотни.

Ходит байка, что для «Победы» специально обучали слесарей не только в СССР, но и во Франции — мол, наши инженеры уже тогда думали на экспорт.

А ваш дед вспоминал о «Победе» с гордостью или с лёгкой иронией?

9. Москвич-411 (1958–1961)

-2

Полноприводный универсал для людей, которые понятия «дорога» и «растворившаяся весной грязь» считали синонимами. Москвич-411 — герой сельских прений и охотничьих байков: прострелить лес вчетвером, не застрять и сэкономить пару ведер бензина казалось фантастикой, а он был способен именно на это! Надёжная механика, 1,4-литровый двигатель (пусть и с 45 силами), плюс редкая четырёхступка — именно на такой разъезжали районные инженеры и сельские врачи.

Коллекционная редкость — феноменальная: по данным музейщиков, до наших дней дошли лишь единицы. Ажиотаж связан не только с практичностью — сегодня стоимости реставрированных 411-х доходит до 3 миллионов рублей, и это без учёта «охотничьего» комплекта на крыше!

В 60-х в Прибалтике на таких универсалах, якобы, ездили не самые бедные грибники, а зацепить редкий экземпляр — всё равно что выиграть лотерею.

Удалось ли кому-то из читателей хоть раз увидеть 411-й вживую, не говоря уж о поездке по просёлку?

8. Москвич-400-420А (1949–1952)

-3

Перед вами советский кабриолет — почти анекдотическая редкость для эпохи, когда главным врагом считался сквозняк. «Четырёхсотый» в версии 420А — автомобиль для жизни в южных республиках и... элегантных фотосессий (ещё бы — где тогда видели открытый верх?). Всего чуть больше 17 тысяч экземпляров, и встречаются они ныне реже тёщиных комплиментов.

Технически это всё тот же скромный 1,1-литровый мотор, 23 л.с., зато стиль — как у итальянцев: лаконичный, открыт всему миру и ветру. О цене реставрированной машины ходят легенды: до 5 миллионов рублей, особенно если мягкий верх сохранился «родной», а кузов не подвергался бойким тайниковым «колхозам».

За право показать кабриолет на ретро-ралли коллекционеры готовы чуть ли не в дуэли вступать (к счастью, пока обошлось без дуэльных пистолетов).

А удалось ли вам прокатиться на настоящем советском кабриолете — или хотя бы сфотаться рядом для истории?

7. ЗИС-101 (1936–1941)

-4

Первый лимузин на службе у высшей лиги советских чиновников. Брутальная внешность, массивные крылья и фирменная «челюсть» радиаторной решётки не оставляли шансов незамеченным проехать мимо гурьбы пионеров. Внушительный 5,8-литровый V8 на 90 л.с., комплектация «люкс по советским меркам»: подлокотники, часы, курительные наборы (это не шутка!).

Всего выпущено около 8 тысяч машин, но сегодня большинство давно заняли места на пьедесталах музеев техники. Уцелевшие «живые» экземпляры — это большая приятная неожиданность даже для профи: их реставрируют годами, а потенциал выезда на дорогу под вопросом.

6. КИМ-10 (1941)

-5

Настоящий раритет и символ амбициозных частных надежд: первый советский легковик для «простого человека», а не для начальства или армии. Компактный 4-цилиндровый мотор на 30 л.с., трёхступенчатая механика, разгон почти как у современных городских малолитражек, если не считать, что асфальта тогда не хватало. Выпустили шесть сотен КИМ-10 — количество сохранившихся машин можно пересчитать по пальцам.

Сегодня эта модель — коллекционная жемчужина. По слухам, за хорошо «перебранный» экземпляр предлагают суммы, сравнимые с ценой серьёзной квартиры в Москве (а то и больше).

Говорят, сохранилось не более 10–12 реальных КИМ-10, остальные ушли на детали или в небытие.

5. ГАЗ-61 (1941–1942)

-6

Встречайте легенду для самых суровых условий: шестициллиндровый ГАЗ-61 выпускался как полноприводный вариант для офицеров и спецслужб. Настоящий внедорожник на века! Всего 193 экземпляра, остались в живых, если верить музейной статистике, и лишь один (!) – бережно отреставрирован и фактически стал «живой музейной реликвией».

3,5 литра объёма, скромные по современным меркам 85 л.с., зато четыре передачи и способность выбраться из любой грязи, какой только мог похвастаться военный СССР. Он был одновременно представительским и утилитарным — мало кому довелось видеть подобное сочетание даже спустя десятилетия.

«ГАЗ-61 мог проехать там, где останавливались танки, а возвращался домой всегда».

4. ЗИС-110 (1945–1958)

-7

Символ роскоши и статуса в послевоенном СССР: на таких ездили первые лица государства, представители компартии и дипломатического корпуса. Огромный восьмицилиндровый мотор – 6 литров, 140 л.с., а снаружи — целое броненосное судно, только на колёсах. В золотые годы лимузин выглядел не менее монументально, чем любое административное здание своего времени.

Выпущено чуть больше 2000 экземпляров, почти все разошлись по служебным гаражам и посольствам. Сегодня найти живой ЗИС-110 – редкая удача, а хорошо отреставрированные машины занимают места на престижных международных шоу.

Говорят, внутри были телефоны для связи с Кремлём и секретные отделения в сиденьях.

3. ЗИС-115 (1949–1955)

-8

Триумф, мощь и паранойя эпохи: бронированный монстр, созданный специально для высших руководителей страны. Всего 56 экземпляров! Толстенные стёкла, защита днища, усиленная подвеска — не автомобиль, а почти боевая капсула на гражданских номерах.

Под капотом тот же проверенный 6-литровый V8, 140 л.с., но весь вес уходил в броню.

Большинство ЗИС-115 сегодня в музеях или правительственных коллекциях: на улицах подобных красавцев увидеть невозможно, разве что случайно во время праздничных ретро-пробегов.

Сталин настолько ценил свою защиту, что ездил по разным маршрутам, чтобы сбить с толку возможных врагов.

Как думаете, есть ли шанс найти ЗИС-115 на просторах частных коллекций, или это уже почти утраченный символ?

2. ГАЗ-14 «Чайка» (1977–1988)

-9

Когда слышишь «Чайка», сразу всплывает образ высокого начальника, бравого генерала или киношного партийного бонзы. Машина-статус, воплощение позднесоветского люкса! Только для избранных: всего чуть более тысячи экземпляров, и каждый пронумерован как музейное сокровище.

Восьмицилиндровый двигатель объёмом 5,5 литра, автоматическая коробка — как у западных дорогих машин, максимум комфорта и отделки. Никаких такси для простых смертных, только спецгаражи и лимузинные кортежи под охраной.

Коллекционная «Чайка» сейчас — топ-лот на торгах, а если повезёт, можно встретить на автофестивалях или встречах старых дипломатов.

В народе говорили, что в багажнике «Чайки» легко помещались четыре гитары, пара чемоданов… и небольшой самовар.

1. ЗАЗ-965 (1960–1969)

-10

Советский микролитражник, он же «горбатый Запорожец» – настоящий маленький герой эпохи. Выпущено более 322 тысяч, но уникальны именно первые экземпляры с поворотниками «на ушках» и характерными линиями. Это была «народная мечта», машина для всех: скромный моторчик на 23 л.с., формат – город-дача-семья-рыбалка.

Сегодня первый ЗАЗ-965 – супер-арт-объект: уцелевших в оригинале крайне мало, цены растут с каждым годом, а восстановленный «горбатый» часто становится победителем на слётах и вызывет волну ностальгии у трех поколений.

А у кого из вашей семьи был «Запорожец»? Какие приключения он вам подарил?

Кто не вошёл в топ, но достоин особого упоминания?

Конечно, за пределами десятки остались не менее любопытные, а для кого-то и родные модели. Так, «Москвич-412» — символ инженерной смекалки, с которым штурмовали Крым и Кавказ целыми семьями. Или «Волга-21»: автомобиль для чиновников рангом пониже, где легендарный руль-автомат до сих пор вызывает споры — удобство или излишество на советской дороге? Несколько лет позицию «народного ретрокара» удерживал и ВАЗ-2101 — пусть экспортная «копейка» и стала своей чуть позже, но число отреставрированных машин этой серии на встречах стремительно растёт.

И, конечно, есть коллекционеры, готовые спорить за ГАЗ-13 «Чайка» или легендарный внедорожник УАЗ, участвовавший в арктических экспедициях.

Каждая из этих машин — свой пласт истории, и если бы рейтинг делал не я, а, скажем, дядя Саша из соседнего гаража, — топ был бы совсем иным. Самое интересное всегда за пределами официальных списков!

А теперь — интрига: а если бы вы могли выбрать себе одну «легенду» прямо сейчас, что бы это было? Мечтаете получить ключи от «Чайки», восстановить семейный «горбатый», или ваши любимцы — совершенно другие? Давайте спорить, вспоминать, спорить снова — в комментариях под этим материалом!