Найти в Дзене
Камень, палка, пулемет...

Правда ли, что Гитлер восхищался исламом

Оглавление
Встреча Гитлера и Амина аль-Хусейни (муфтий Иерусалима)
Встреча Гитлера и Амина аль-Хусейни (муфтий Иерусалима)

Одним из спорных аспектов в истории остается отношение Гитлера к исламу. В то время как одни утверждают, что фюрер испытывал искреннее восхищение этой религией, другие видят в его действиях лишь прагматичный расчет.

«Религия воинов» против «вялого христианства»

Источники свидетельствуют, что Гитлер неоднократно критиковал христианство, называя его религией «покорности и слабости». В беседах с Альбертом Шпеером он сожалел:

Наше несчастье в том, что мы выбрали неправильную религию. Почему не ислам – веру настоящих мужчин?

Его привлекали идеи джихада и воинской доблести. Рай с гуриями для павших воинов казался ему более соответствующим «германскому темпераменту», чем «еврейская поповская болтовня» христианства.

Хотя эти замечания делались в частных беседах, а не в публичных речах.

Ататюрк как образец

Ключевой фигурой, повлиявшей на Гитлера, был Мустафа Кемаль Ататюрк – основатель светской Турции.

Утверждается, что:

  1. Гитлер копировал Пивной путч 1923 года с турецкого марша на Стамбул 1908 года.
  2. Он восхищался тем, как Ататюрк подавил религиозное влияние, создал этнонационалистическое государство и «очистил» Турцию от армян и греков.
  3. В Нюрнбергских законах относительно расового деления турки были объявлены «истинными арийцами», несмотря на их нейтралитет в войне.

Пропаганда и вербовка

С 1941 года, после оккупации Балкан и Северной Африки, нацисты начали активную кампанию по привлечению мусульман на свою сторону:

  1. Главное управление безопасности Рейха издало 1 млн брошюр на арабском, где Гитлер изображался как «пророк Иса», пришедший победить «еврейского царя Даджаля».
  2. Муфтий Иерусалима Амин аль-Хусейни, бежавший в Берлин, называл фюрера «спасителем ислама». Именно с его помощью была создана 13-я дивизия СС «Ханджар», набранная из боснийских мусульман, а также он призывал к джихаду против евреев.
  3. Мусульманам разрешили ритуальный забой скота (запрещенный в Германии с 1933 г.), а с 1943 года разрешили вступать в НСДАП.

Расизм и политический цинизм

Несмотря на риторику, отношение нацистов к мусульманам было прагматичным и часто пренебрежительным:

  • арабы считались «расово неполноценными семитами».
  • Немецкие планы относительно Ближнего Востока предполагали передачу Сирии и Палестины Муссолини, а не арабам.
  • в 1943 году, после поражения под Эль-Аламейном, фюрер потерял интерес к арабским союзникам и даже предложил отправить евреев Румынии и Болгарии в Палестину – вопреки протестам аль-Хусейни.

Восхищение как инструмент, а не убеждение

Исторические документы не подтверждают, что Гитлер искренне принимал догмы ислама. Его личные привычки (употребление свинины, алкоголя, гражданский брак) противоречили исламским нормам.

Интерес к этой религии был прагматичным:

  1. Антиколониальная риторика нужна была для удара по Британии.
  2. Антисемитизм исламистов совпадал с нацистской идеологией.
  3. Воинский дух ислама эксплуатировался для вербовки солдат.

В современной истории нацистская попытка политизировать ислам строилась на холодном расчете, а не искренней вере.

Гитлер использовал ислам как молот в своей геополитической наковальне, но никогда не видел в нем духовную альтернативу для Германии.