Одним из спорных аспектов в истории остается отношение Гитлера к исламу. В то время как одни утверждают, что фюрер испытывал искреннее восхищение этой религией, другие видят в его действиях лишь прагматичный расчет.
«Религия воинов» против «вялого христианства»
Источники свидетельствуют, что Гитлер неоднократно критиковал христианство, называя его религией «покорности и слабости». В беседах с Альбертом Шпеером он сожалел:
— Наше несчастье в том, что мы выбрали неправильную религию. Почему не ислам – веру настоящих мужчин?
Его привлекали идеи джихада и воинской доблести. Рай с гуриями для павших воинов казался ему более соответствующим «германскому темпераменту», чем «еврейская поповская болтовня» христианства.
Хотя эти замечания делались в частных беседах, а не в публичных речах.
Ататюрк как образец
Ключевой фигурой, повлиявшей на Гитлера, был Мустафа Кемаль Ататюрк – основатель светской Турции.
Утверждается, что:
- Гитлер копировал Пивной путч 1923 года с турецкого марша на Стамбул 1908 года.
- Он восхищался тем, как Ататюрк подавил религиозное влияние, создал этнонационалистическое государство и «очистил» Турцию от армян и греков.
- В Нюрнбергских законах относительно расового деления турки были объявлены «истинными арийцами», несмотря на их нейтралитет в войне.
Пропаганда и вербовка
С 1941 года, после оккупации Балкан и Северной Африки, нацисты начали активную кампанию по привлечению мусульман на свою сторону:
- Главное управление безопасности Рейха издало 1 млн брошюр на арабском, где Гитлер изображался как «пророк Иса», пришедший победить «еврейского царя Даджаля».
- Муфтий Иерусалима Амин аль-Хусейни, бежавший в Берлин, называл фюрера «спасителем ислама». Именно с его помощью была создана 13-я дивизия СС «Ханджар», набранная из боснийских мусульман, а также он призывал к джихаду против евреев.
- Мусульманам разрешили ритуальный забой скота (запрещенный в Германии с 1933 г.), а с 1943 года разрешили вступать в НСДАП.
Расизм и политический цинизм
Несмотря на риторику, отношение нацистов к мусульманам было прагматичным и часто пренебрежительным:
- арабы считались «расово неполноценными семитами».
- Немецкие планы относительно Ближнего Востока предполагали передачу Сирии и Палестины Муссолини, а не арабам.
- в 1943 году, после поражения под Эль-Аламейном, фюрер потерял интерес к арабским союзникам и даже предложил отправить евреев Румынии и Болгарии в Палестину – вопреки протестам аль-Хусейни.
Восхищение как инструмент, а не убеждение
Исторические документы не подтверждают, что Гитлер искренне принимал догмы ислама. Его личные привычки (употребление свинины, алкоголя, гражданский брак) противоречили исламским нормам.
Интерес к этой религии был прагматичным:
- Антиколониальная риторика нужна была для удара по Британии.
- Антисемитизм исламистов совпадал с нацистской идеологией.
- Воинский дух ислама эксплуатировался для вербовки солдат.
В современной истории нацистская попытка политизировать ислам строилась на холодном расчете, а не искренней вере.
Гитлер использовал ислам как молот в своей геополитической наковальне, но никогда не видел в нем духовную альтернативу для Германии.