Прославленный российский писатель на встрече с читателями в Казани рассказал, как рождаются сюжеты его фантастических романов. Это третья, заключительная часть, в которой автор предположил, чего же не хватает России для того, чтобы зажить нормально.
Что это за странные люди, расплачивающиеся с продавцом кристаликами
Сергей Лукьяненко ни разу не пожалел о том, что бросил в молодости профессию врача – психиатра и занялся фантастикой.
- Мне до сих пор интересно писать. Каждый раз, когда пишу, я проживаю ещё одну увлекательную жизнь. Это очень интересное ощущение, как будто ты вернулся из какого-то загадочного путешествия и впереди ещё чего-то тебя ждёт. Когда текст идёт, то это очень быстро, тогда книжка сама летит и пишется за 2-3 месяца. Потом с месяц по-хорошему нужно отдохнуть. Я этим отдыхом пользуюсь для того, чтобы поездить с творческими встречами по городам России, это уже определённая разгрузка головы. Через недельку другую я начну писать следующую книгу, и уже сознание очистится.
Конечно, учитывая, сколько Лукьяненко пишет про космос, ему хотелось в качестве туриста побывать за пределами земли. Но учитывая возраст писателя и его вес, он считает, что в космос лучше запустить двух нормальных космонавтов вместо него.
- Я начинаю писать, когда у меня есть какая-нибудь одна сцена в голове. Она меня задевает, и я сажусь и начинаю описывать эту ситуацию. Но совершенно не знаю, что будет на следующей странице. Я записываю то, что происходит. А как и где оно возникает, картинками, словами - я даже затрудняюсь сказать. Я просто сижу и пишу, и чувствую себя неким передаточным механизмом, рассказывая эту историю. Если она идёт не туда, если я начинаю фальшивить, останавливаюсь и пытаюсь повернуть её правильно.
Иногда она идёт вопреки, что я хочу, но я понимаю, что она так идёт, значит, нужно её рассказывать дальше все равно. Там появляется какой-то персонаж, которого не задумал, значит, он должен быть.
Эта работа происходит где-то на уровне неосознанного сознания.
И произойти это может в любое время, во сне или в середине дня. Я вдруг думаю, вот что это за молодой человек, который зашёл в странный магазин. Какие-то странные люди вокруг, странный продавец, они расплачиваются с ним, какими-то кристалликами, про что это история. Я сажусь, начинаю писать, и получается книжка. Так, по крайней мере, было с романом "Семь дней до Мегиддо». Она начиналась как раз с этой сцены, когда у инопланетного торговца покупают все, что угодно за смыслы. Кроме нее в замыслах изначально ничего не было.
Сразу чувствуешь себя мудрым, как Лев Толлстой
По поводу теории, что фантасты часто предсказывают будущее, лукьяненко относится спокойно.
- Мы не предсказываем будущее, а улавливаем какие-то тенденции раньше других. У меня в 1998 году в одном из романов описывалась война России с Украиной из-за Крыма. Я это написал не потому, что хотел эпатировать, просто я очень часто ездил на Украину, и общался. У меня там много друзей, товарищей. И видел, как меняется настроение. Я на все это посмотрел со стороны, и подумал, что это ничем хорошим не закончится рано или поздно.
Фантастика, это как бы экстраполяция того, что есть сейчас и попытка предсказать, куда оно разовьётся.
Так что если даже угадаешь, то можно просто задним числом гордиться. Сразу чувствуешь себя мудрым, как Лев Толстой на исходе лет. Иногда удаётся угадать. Но, к сожалению, или к счастью, повлиять мы не можем на то, что происходит. Даже Библия не смогла кардинально изменить природу человека. По крайней мере, не во всем. Казалось бы, простейшие заповеди, все с ними согласны, но нарушают только так.
Как американцы подарили новую национальную традицию
Но и тут же предсказал, чего не хватает нашей стране.
Мы ждём глобальные идеи, которые нас заставит двигаться. У нас общество без идеологии. У нас запрет на идеологию. «В России не должно быть главенствующей идеологии», написано было в нашей конституции, которая создавалась под присмотром американских специалистов. Это, конечно, замечательно, когда враг диктует тебе, как ты должен жить в будущих поколениях. Это как придумать какую-нибудь псевдокультуу и чтобы люди радовались ее величию.
Как грекам придумали национальный танец сиртаки и пусть теперь танцуют перед туристами всю жизнь. Это никакой не национальный танец. Когда в Греции снимали кино, американский актер сломал ногу. И чтобы его как-то в прямом смысле как-то поддержать, придумали псевдогреческий народный танец, взявшись за плечи друг друга. Теперь в Греции все танцуют сиртаки, все прекрасно. Американцы подарили новую национальную культурную традицию.
А нам приказали быть страной без идеологии. Может быть, действительно нужно было, чтобы не передрались между собой коммунисты, монархисты, либералы. Может быть, нужно был какой-то период пожить без идеологии, но мне кажется, что уже нужно понять, чего мы хотим, куда мы идём, к чему мы стремимся всей страной. Тогда будет намного все проще.
Читайте также
Читайте, лайкайте и поддерживайте автора
А вы согласны с Лукьяненко по отношению будущего России?