Найти в Дзене

Суздальские посадские храмы

Ремесленно-торговый посад формируется вслед за Суздальским кремлем с XII века. Он также сохранил свою земельную крепость - Окольный город, или Острог, примкнувший к кремлю полукольцом с северо-восточной стороны. Восточнее Окольного города протекал ручей Гремячка, а с севера пролегал овраг. В XVII веке в острожной осыпи было восемь воротных башен. Ворота вместе с оградой сгорели, как и кремлевские, в 1719 году.
Посад населяло "тяглое" сословие, платившее государственные налоги. Оно не могло конкурировать с "нетяглым" населением богатых городских обителей. Экономическую основу суздальских монастырей составляли громадные земельные владения с селами и слободами, а посадский люд жил своим скромным ремеслом и торговлей. Разделения посада на специализированные ремесленные "концы" в Суздале не сложилось. Преобладали "подмонастырные" и "архиепискуплевы" слободы с ремесленниками разных профессий - портными, иконописцами, сапожниками.
Небогатые приходы, в которые входило от 20 до 50 дворов, могл

Ремесленно-торговый посад формируется вслед за Суздальским кремлем с XII века. Он также сохранил свою земельную крепость - Окольный город, или Острог, примкнувший к кремлю полукольцом с северо-восточной стороны. Восточнее Окольного города протекал ручей Гремячка, а с севера пролегал овраг. В XVII веке в острожной осыпи было восемь воротных башен. Ворота вместе с оградой сгорели, как и кремлевские, в 1719 году.
Посад населяло "тяглое" сословие, платившее государственные налоги. Оно не могло конкурировать с "нетяглым" населением богатых городских обителей. Экономическую основу суздальских монастырей составляли громадные земельные владения с селами и слободами, а посадский люд жил своим скромным ремеслом и торговлей. Разделения посада на специализированные ремесленные "концы" в Суздале не сложилось. Преобладали "подмонастырные" и "архиепискуплевы" слободы с ремесленниками разных профессий - портными, иконописцами, сапожниками.
Небогатые приходы, в которые входило от 20 до 50 дворов, могли построить только деревянные церкви. Ставились они обычно парами: "холодная" для летней службы - "клетская" или "вверх"; "теплая" зимняя - низкая, с трапезой. Пара церквей с кладбищем составляла центр прихода. В XVI веке, в царствование Ивана Грозного с его разорительной Ливонской войной и политическими катаклизмами, суздальский посад запустел. Особенно разорительным было начало XVII века - беды и тяготы Смутного времени и последующие эпидемии. Лишь после реформы 1648 года, увеличившей население и территорию посада, постепенно складывается замечательный ансамбль каменных посадских церквей. С посадом постепенно сливаются "подмонастырные" слободы.
Суздальские посадские храмы являют собой бесконечное разнообразие объемов, силуэтов, форм, декоративных приемов.
Посреди посада, на Старой улице, в 1667 году появилась первая каменная посадская - Лазаревская церковь, с колокольней - "дудкой" и теплым Антипиевским храмом.

Лазаревская церковь и Антипиевский храм
Лазаревская церковь и Антипиевский храм
Лазаревская церковь и Антипиевский храм
Лазаревская церковь и Антипиевский храм
Лазаревская церковь и Антипиевский храм
Лазаревская церковь и Антипиевский храм
Лазаревская церковь и Антипиевский храм
Лазаревская церковь и Антипиевский храм

Небольшая, но довольно высокая Лазаревская церковь исключительно нарядна благодаря ярусам кокошников, гармоничному пятиглавому верху и раскрашенной колокольне. Своды и световые барабаны держатся на двух столпах. Эта конструкция послужила переходом от традиционного четырехстолпного храма к типу бесстолпной церкви с сомкнутым сводом, который формируется в Суздале только в начале XVIII века, когда архитектура церквей приобретает все более светский характер.
На пересечении важнейших дорог - Ростовской, Владимирской и Нижегородской - складывается центр посада - Торговая площадь.

Торговая площадь
Торговая площадь
Торговая площадь
Торговая площадь
Гостинный двор
Гостинный двор
-9

Кроме торговых лавок были здесь и учреждения власти - таможенная изба, земская изба, губная изба, магистрат. В 1811 году западную сторону площади, обращенную к реке, оформило вытянутое здание Гостинного двора - в форме каре, с воротами посредине, увенчанными шпилем и гербом уездного Суздаля. Напротив гостинодворских ворот на вымощенной булыжником площади привольно разместились Воскресенская (1720) и Казанская церкви (1739).

Воскресенская и Казанская церкви
Воскресенская и Казанская церкви
Воскресенская и Казанская церкви
Воскресенская и Казанская церкви
Воскресенская и Казанская церкви
Воскресенская и Казанская церкви
Воскресенская и Казанская церкви
Воскресенская и Казанская церкви

Геометрически ясный куб "холодного" храма, построенного на древнем церковном месте после пожара 1719 года, украшен лишь простыми окнами и мелкими арочками вверху. Над четырехскатной кровлей возвышается восьмигранный световой барабан. Церковь эта, как и Лазаревская, двухстолпная; но как разнится их архитектура. Высокий восьмигранный столп колокольни со шпилем скрывает внутри своих стен вогнутый шатер. Старую колокольню перестроили, чтобы выделить Торговую площадь как городской центр; к тому же на ней поместили часы. Эти столичные веяния должны были задать новый тон патриархальному Суздалю.
На торговой площади находится еще одна церковь - Кресто-Никольская (1770).

Кресто-Никольская церковь
Кресто-Никольская церковь
Кресто-Никольская церковь
Кресто-Никольская церковь
Кресто-Никольская церковь
Кресто-Никольская церковь
Кресто-Никольская церковь
Кресто-Никольская церковь

Кресто-Никольская церковь построена вместо деревянной в память прекращения моровой эпидемии. Со стороны кремля Торговую площадь предвосхищают Входоиерусалимская (1707) и Никольская или Пятницкая (1772) церкви.

Входоиерусалимская и Никольская (Пятницкая) церкви
Входоиерусалимская и Никольская (Пятницкая) церкви
Входоиерусалимская и Никольская (Пятницкая) церкви
Входоиерусалимская и Никольская (Пятницкая) церкви

Напротив площади, через дорогу, расположилась еще пара церквей: Цареконстантиновская (1707) и Скорбященская (1750).

Скорбященская церковь
Скорбященская церковь
Цареконстантиновская и Скорбященская церкви
Цареконстантиновская и Скорбященская церкви
Скорбященская церковь
Скорбященская церковь
Цареконстантиновская церковь
Цареконстантиновская церковь
Цареконстантиновская церковь
Цареконстантиновская церковь

Всего в 1760 году на посаде насчитывалось 17 каменных и 3 деревянных церквей. Ныне во многих суздальских храмах возрождается церковная жизнь.