Найти в Дзене
Библиогид Книжный Червячок

Семь любопытных "документалок" по истории криминалистики

Оглавление

В ожидании достойных новых детективов решила сделать подборку криминальных документалок. Но не простых, а с уклоном в историю.

На самом деле это очень интересное и в чем-то поучительное чтение. Ведь история преступлений и расследований – это тоже история человечества. А также и науки.

Одна из самых известных книг по истории криминалистики была издана в СССР в 70-е годы. Мне довелось прочитать ее еще в детстве. Хотя вряд ли эту книгу можно отнести к детскому чтению, но в СССР родителям не приходилось тщательно следить за тем, что читают дети, потому что за уровнем и качеством книжного «контента» и без того следили достаточно внимательно, причем профессионалы. А такой лавины всевозможного безобразия, какое предоставляет нынешний интернет и соцсети просто не было. Они сейчас способны шокировать куда сильнее. Причем даже взрослых.

А я тогда особого шока не испытала – думаю, потому что книга эта все-таки по жанру относится к научно-популярным, а к такому чтению я была вполне привычна. И восприняла книгу Юргена Торвальда примерно так же, как незадолго до этого замечательную книгу Поля де Крюи «Охотники за микробами». В этом даже есть определенная логика.

Ведь настоящее название книги, написанной изначально на немецком языке, было «Век детектива» (или – «расследований»). То есть и там, и там шла, по сути, речь о поисках преступников. Просто в интереснейшей книге де Крюи под ними подразумевались микробы-убийцы, а в книге Торвальда убийцы были настоящими.

Юрген Торвальд «Сто лет криминалистики»

478 страниц

Вот такая книга была у меня, 1974 года издания.
Вот такая книга была у меня, 1974 года издания.

Книгу, выдержавшую множество переизданий под разными названиями – «Сто лет криминалистики», «Век криминалистики» - написал… нацистский ученый-историк. Настоящее имя – Хайнц Бонгард. Родившийся в 1915 году в семье учителя, Бонгард поначалу выбрал в качестве профессионального поприща медицину, но из-за слабого здоровья вынужден был отказаться от своей идеи, и, не окончив курса в Кельнском университете, переключился на изучение истории. В 40-е годы написал несколько трудов по истории нацистских «люфтваффе» и «кригсмарине».

После поражения фашисткой Германии работал журналистом, редактором, и, чтобы не подвергаться возможным ограничениям в профдеятельности, сменил имя. Уже под «норвежствующим» псевдонимом Юрген Торвальд написал интересные научно-популярные книги по истории судебной медицины, хирургии («Век хирургии»), нейрохирургии, гемофилии («Кровь королей»).

В 1964 вышел из печати «Век детектива» (он же – «Сто лет криминалистики» в советском переводе), фундаментальный труд, прославивший имя Ю. Торвальда в Европе и в мире.

Это действительно очень интересная книга, написанная простым, доступным языком и, кроме того, снабженная огромным количеством иллюстративного материала: фото, документов, схем и т.д. В ней изложена история не преступности как таковой, а показано развитие методов расследования на множестве практических дел, которые в те или иные годы приходилось раскрывать правоохранителям в Европе, Америке и России. Да, о России в этой книге тоже есть информация, хотя и не так много.

Именно из книги Торвальда я узнала о «бертильонаже», как об одной из первых попыток систематизировать, классифицировать и идентифицировать преступников, и о теории Ломброзо, полагавшего, что преступниками люди рождаются, а, стало быть, установить - преступник человек или нет, можно просто по физиономии и соответствующим параметрам черепа (ох, уж эти европейские любители черепомерения!).

Хотя для 19 века систематизация являлась одним из главных научных методов.

Альфонс Бертильон вырос в семье ученых и впоследствии, работая писарем в парижской Сюртэ ("Безопасность", так, кажется, называется старейшая в Европе полицейская служба) попытался внедрить в полицейскую работу научные методы. Первоначально его главной задачей было привести в порядок полицейскую картотеку, которая была основана еще при Видоке (создатель Сюртэ) и к началу 20 века разрослась настолько, что уже перестала приносить пользу: полицейским нужны были месяцы, чтобы среди тысяч фотокарточек и словесных описаний, "средних, маленьких и длинных" носов отыскать конкретного преступника.

Даже фотоснимки не помогали. Были случаи, когда за чужое преступление осуждали абсолютно невиновного человека только из-за его внешнего сходства с зарегистрированным в картотеке преступником. Система, созданная Бертильоном, вошедшая в историю как "бертильонаж", помогла избавиться от многих ошибок в идентификации преступников.

Однако полностью их не исключила. Более точным процесс идентификации сделало открытие Вильяма Хершеля, служащего колониальной администрации в Индии. Он основывался на древнейшем способе заключения договоров в Индии и Китае - при помощи отпечатка пальца.

В своей книге Торвальд рассказал о деятельности наиболее видных фигур в истории полицейского дела: Видоке, Гувере, агентстве Пинкертона и многих других, чьи работы оказали прогрессивное воздействие на развитие следственного дела. Рассказал и о заблуждениях, из-за которых многие конкретные дела не были раскрыты, а преступники – наказаны. Например, о том, как судебные медики долгое время не могли точно определять время смерти и воздействие некоторых ядов на организм человека. И какой большой шаг вперед был сделан следственными органами, когда наука, наконец, точно доказала, что мышьяк – самый часто употребимый преступниками яд – сохраняется в теле умершего в достаточно длительное время, так что его можно обнаружить даже после похорон при помощи эксгумации.

Во всю историю мира одна часть человечества (небольшая, но смертоносная) искала способы и лазейки, чтобы избежать наказания, творя чудовищные мерзости, а другая – славная и мудрая – делала все, чтобы эти лазейки в законе и методах расследования закрыть.

Картину этого противостояния и долгой борьбы Ю.Торвальд широко развернул в своей книге. Получилось захватывающе и не поверхностно.

Потому-то книгу и выпустили в СССР. Хотя прошлое автора было, несомненно, известно издателям.

Юрген Торвальд умер в 2006 году в Швейцарии. Книги его продолжают выходить и пользоваться популярностью.

Владимир Короленко «Разговор за час до казни. Рассказы о преступниках, суде и камере смертников»

18+

416 страниц

-3

Владимира Галактионовича Короленко все, кто учился в советской школе, знают по хрестоматийному произведению «Дети подземелья» (сокращенный вариант первоначальной повести «В дурном обществе»). Короленко был профессиональным репортером, и, как большинство русских интеллигентов своего времени, либералом, радетелем реформ, обличителем общественных «язв». В некоторых случаях он даже выступал в роли правозащитника – в годы становления в Российской империи суда присяжных это было востребованная социальная деятельность.

Книгу, изданную недавно «Эксмо», легким чтением, наверно, не назовешь – ее разоблачительный пафос и стилистика во многом устарели, к тому же дела и личности, о которых Короленко пишет, как об известных читателю, сейчас уже вряд ли кто-то помнит. Тем не менее, книга остается кое в чем не только любопытной, но и актуальной. Ведь Короленко, как писатель, интересовался и показал в своем произведении не только и даже не столько внешнюю (и довольно неприглядную) сторону системы наказаний преступников в России, но и внутреннюю, психологическую ее составляющую. Он расспрашивал заключенных об их чувствах и тюремном опыте, об их эмоциональном и физическом восприятии дисциплинарных и подавляющих волю мер, которые используются в тюрьмах и карцерах.

Что испытывает человек, приговоренный к смерти? В какой момент и отчего ломается тот, кто отважно заявлял, что равнодушен к смерти? Что ужаснее для приговоренного – сама смерть или долгое ее ожидание? Короленко внимательно изучал вопрос о смертной казни, о необходимости ее применения, но позволяет читателям самим сделать выводы по этой теме.

Тюремные и юридические системы с течением времени меняются, но люди остаются все теми же, поэтому книга Короленко может быть очень любопытна для тех, кого интересует вопрос психологии наказаний.

Антон Чехов «Остров Сахалин»

16+

608 страниц

-4

Эта книга русского классика, конечно, куда более на слуху (хотя читали ее вряд ли намного чаще, чем труд Короленко - по крайней мере, наши современники). По жанру она более напоминает специфические путевые заметки, бытовые зарисовки, описание нравов.

В 1890 году молодой, но уже известный писатель Чехов совершил путешествие через всю Сибирь – по железной дороге, на лодке, на лошадях, пешком - на Сахалин. В те времена это была самая окраина огромной империи, которая считалась местом обиталища ее отбросов. Сахалин был островом каторжников.

Долгих восемь месяцев понадобилось Чехову, чтобы преодолеть тысячи верст пути. Все, что писатель увидел, услышал и разузнал в этом долгом и трудном приключении (он едва не погиб в одной из дорожных передряг), он воспроизвел в этой уникальной книге: о нравах сибиряков и каторжников, об истории острова ссыльных, о жизни его жителей в моменте.

Помимо прочего, эта книга, наверное, много говорит и о самом писателе Чехове – о его наблюдательности и мироощущении.

Иван Путилин «Среди грабителей и убийц. Воспоминания начальника сыскной полиции»

18+

432 страницы

-5

Прелюбопытная книга и написана легко, просто и увлекательно. Иван Дмитриевич Путилин – интереснейшая и легендарная фигура русской истории. Выходец из бедной семьи мелкого чиновника, он сделал головокружительную карьеру в полиции благодаря собственной находчивости, интуиции и способности к дедукции.

-6

Его уже при жизни стали именовать русским «Шерлоком Холмсом» (в Российской империи книги о нем любили). Путилин стал первым начальником сыскной полиции Петербурга, поднявшись к этой высшей должности от обычного постового. За сорок лет, что он занимался расследованиями, у него накопился колоссальный опыт – о нем он и написал в своей книге. Так что фактически это, наверное, первая «тру-крайм» документалка в истории русской литературы. И очень интересная.

Микки Нокс «Быть психопатом»

12+

352 страницы

-7

М.Нокс – криминальный психолог. В его книге рассказывается об истории становления профайлинга, как метода при расследовании серийных преступлений и о делах, которые способствовали созданию, отработке и совершенствованию этого метода.

Психика убийц показана на примере конкретных преступлений и расследований.

Карла Валентайн «Рецепт убийства. Криминалистика Агаты Кристи»

18+

384 страницы

-8

Карина Рытова – судмедэксперт, известная многим в стране по своему блогу, в котором она рассказывает о буднях своей работы. В издании данной книги она принимала участие как редактор-эксперт.

Книга очень интересная. Ее автор – Карла Валентайн – описывает в ней методы расследований, которые использовала в своих романах лучшая детективщица всех времен и народов Агата Кристи. Помимо того, что она создавала интересные истории, она была к тому же и пионером в области криминалистики, внимательно отслеживая и изучая новые методы расследования, которые в ее времена открывала наука – трассология, баллистика, дактилоскопия. В какой-то мере Кристи была специалистом: недаром так много преступлений ее герои совершают при помощи ядов: она работала фармацевтом во время войны и была хорошо знакома с действиями многих препаратов.

В судьбе самой Агаты Кристи тоже нашлось место криминальным загадкам, о чем Карла Валентайн также подробно пишет в своей книге. Мне эта история – об одиннадцати днях «исчезновения» писательницы - отчасти знакома по фильму 1978 года с участием Дастина Хоффмана, Ванессы Редгрейв, Тимоти Далтона «Агата».

Но в книге Валентайн, как мне показалось, интересной информации и деталей больше. И, конечно, помимо дела самой Кристи, там подробно разбираются и громкие преступления, вдохновившие королеву детективов на создание своих сюжетов.

Так что книга любопытна сразу с трех точек зрения: литературоведения и практики литературного процесса, истории криминалистики и биографии Агаты Кристи.

Джек Роузвуд «Серийные убийцы»

18+

240 страниц

-10

Эту книгу я решила включить в подборку, что называется, на сдачу. Ее можно использовать в качестве справочника-путеводителя по самым значимым серийным преступникам и маньякам Америки и Англии. Ее преимущество – четкая структурная основа: книга написана в форме «вопрос-ответ», так что хоть сейчас устраивай по ней викторину или опрос студентов по специфическим темам. Не вдаваясь в подробности расследований и самих преступлений, автор дает информацию по наиболее любопытным и громким делам, снабжая ее некоторым количеством иллюстративного материала (в основном, видимо, из газетных вырезок).

Книга не глубокая, но широкая. Она как бы подытоживает всю историю криминалистики, к чему привели столетия развития полицейского дела. При этом даже те, кто любит жанр «тру-крайм» и регулярно интересуется подобными произведениями, все же найдет и что-то новое для себя.

-11