Доброта, любовь и сострадание, желание облегчить душевные, а порой и физические раны страждущих, во все времена являлись основой добродетели женщины, независимо от ее социального статуса и положения в обществе: будь то августейшая особа или знатная дворянка, представительница купечества или мещанского сословия, а может простая, неграмотная крестьянка. В годы тяжёлых испытаний женщины добровольно, порой отказывая себе в устройстве личного счастья, вступали в общины сестер милосердия.
В основном они объединялись в общество Красного Креста. Так и община Святой Евгении была образована на его базе, но оказалась тесно связана с именем известного русского живописца Гавриила Павловича Кондратенко.
Однажды, а это происходило в 1880-е годы, художник отправился на этюды в Крым. В Севастополе он повстречал нищенку. Казалось, женщина стеснялась своего теперешнего положения, что вынуждена просить подаяния, оставшись без средств к существованию и крова. Она оказалась бывшей сестрой милосердия, выхаживавшей во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов раненых.
Встреча произвела на Гавриила Павловича сильное впечатление, и он не остался безучастным к судьбе этой женщины. Вернувшись в Петербург, Кондратенко организовал благотворительную выставку в пользу сестер милосердия, и, кроме этого, обратился за помощью к влиятельным лицам, использовав для этого свои связи и знакомства. В итоге, в 1882 году был организован «Санкт-Петербургский Попечительный комитет о сестрах Красного креста». Инициаторами его создания стали российские деятели искусства.
Заботу об этой благотворительной организации взяла на себя принцесса Евгения Максимельяновна Ольденбургская, внучка императора Николая I. В честь ее небесной покровительницы, Святой Евгении, организация получила название «Община святой Евгении» .
В 1896 г. состоялась торжественная закладка больничного павильона имени Александра III на углу Старорусской и Новгородской улиц.
Как и всякой благотворительной организации, «Общине» необходимы были деньги: для строительства больницы, содержания приюта для престарелых сестер и для работы подготовительных курсов для молодых на случай войны. В поисках средств в 1896 году «Община святой Евгении» приступила к издательской деятельности.
Круг печатной продукции был достаточно широк: выпускались конверты, книги, альбомы, плакаты, календари, каталоги к выставкам, но наибольшую известность общине принесли открытки.
Существовало три вида открыток: репродукции с картин выдающихся художников Западной Европы и России, представленных в залах музея им. Александра III и в Эрмитаже; с рисунками, специально созданными для открыток или «артистических карточек» знаменитыми художниками тех лет, работавшими в различных творческих направлениях.
Среди них были члены художественного объединения «Мир искусств», искавшие прекрасное в ускользающих исторических событиях былых веков, приверженцы реалистического искусства в живописи, отражающие в своих полотнах острые, социальные проблемы современного мира. На открытках можно было увидеть работы таких мастеров кисти, как художники Н.С .Самокиш, Н.В. Султанов, И.Я.Билибин, М.В. Нестеров, А.Н.Бенуа, С.П. Яремич, Н.К. Рерих, М.В. Добужинский, Е.Е .Лансере и многие другие. Ими были созданы не только лицевые стороны карточек, но и адресные.
Известные творцы разработали знаки общины, используя один из основных символов медицины – красный крест в различных цветовых и графических вариациях .
Так, в 1902 году художник Мстислав Валерьевич Добужинский красный крест помещает в центр картуша. Картуш, как и другие обрамления красного креста, могли быть выполнены в различных цветовых тонах зеленого, серого, коричневых цветов, редко встречался темно-синий цвет.
В том же 1902 году, предположительно художницей Варварой Петровной Шнейдер, красный крест помещен в центр широкого круга, напоминающего спасательный круг с надписью: «В пользу общины Св. Евгении», увитого цветами и увенчанного короной.
В 1903 году художником Федором Густовичем Бернштамом красный крест помещен в эллипс обрамленный С-образными завитками.
Художник Евгений Евгеньевич Лансере в 1904 г. помещает красный крест в обрамление драпировки шатра под императорской короной.
В различные годы знак общины на адресной стороне открыток менялся. Можно увидеть и более скромный вариант знака, разработанный художником Сергеем Васильевичем Чехониным в 1914 году: в центре квадрата, окаймленного зеленой окантовкой, красный крест в окружении зеленых узоров.
В создании «артистических карточек» принимали участие и члены Царской семьи.
Их издание приурочивалось к праздникам Пасхи, Рождества. Нового года. Карточки были украшены рисунками великих княжон. Появления таких открыток с нетерпением ждали почитатели их таланта .
И третий вид – видовые, фотографические открытки с фотографий известных фотомастеров. На них были запечатлены города Российской империи, исторические места, достопримечательности.
В изданиях был заявлен высочайший художественный уровень. Полиграфическое издание открыток осуществлялось в различных типографиях: заведении графических искусств Э.И.Маркуса, картографическом заведении А.И.Ильина, Товариществе Р. Голике и А. Вильборг, типографиях И.С. Лапина в Париже, Брукмана в Мюнхене и многих других. Выпуск открыток преследовал не только финансовую выгоду для «Общины», но и просветительские цели, воспитывающие у населения эстетический и художественный вкус, благодаря чему жители Российской империи получили возможность узнать, что они живут в огромной стране с разнообразными городами и достопримечательностями, а в музеях империи хранятся шедевры художников стран Западной Европы и России, собранные за многие века.
Всего издательство Святой Евгении выпустило 6410 номеров открыток общим тиражом 30 миллионов экземпляров.
Тула на открытках издательства "Контрагентство А.С.Суворина и К"
Тула на старых открытках. Наборы 1963 и 1964 годов.
Тула на старых открытках. 1972 год.
Тула на старых открытках. 1978 год.