Впереди маячил образ бюджетных блюд: неделя на гречке без масла, тоскливые вечера и чувство тотального, унизительного поражения. Придется целых 7 дней питаться непойми чем.
— Ты чего кислая такая, как щи вчерашние? — раздался за спиной бодрый голос.
Тетя Наташа. Наша соседка с третьего этажа. Энергичный ураган в цветастом халате.
Я что-то промычала про усталость и работу. Врать ей было бесполезно — она видела людей насквозь.
— Да ладно тебе заливать, — она по-хозяйски заглянула мне в глаза. — Деньги кончились, что ли? До зарплаты далеко?
Я кивнула, чувствуя, как к горлу подкатывает ком стыда. Сейчас начнётся: «надо экономить», «планировать бюджет»…
А тетя Наташа вдруг заливисто рассмеялась. Не зло, а как-то… по-доброму.
— Тююю! — махнула она рукой. — Нашла проблему! Горе луковое. Пошли ко мне, я тебе сейчас такую лекцию по выживанию прочитаю, любой министр финансов обзавидуется. Делов-то!
И вот, сидя на её крошечной, но идеально чистой кухне, пахнущей укропом и жизнью, я получила пять уроков, которые стоили больше любого бизнес-тренинга.
1. Паштет «Богатая жизнь»
«Думаешь, паштет — это что-то из ресторана, сложно и дорого? — подмигивает тетя Наташа. — Ерунда! Это самый лучший способ почувствовать себя аристократом, когда в кармане вошь на аркане. Слушай сюда.
Берёшь грамм 300-400 самой дешёвой куриной печёнки. Главное — хорошо её промыть. На сковородке обжариваешь одну большую луковицу и одну морковку, натёртую на тёрке, до мягкости и золотистого цвета. Овощей не жалей, они дадут сладость и объём.
Сдвигаешь овощи в сторонку, кидаешь туда же печёнку и быстро обжариваешь со всех сторон, минут 5-7, не больше! Если передержать — будет жёсткая. Внутри она должна остаться чуть розоватой. Солишь, перчишь.
Всё это дело снимаешь с огня, даёшь немного остыть и — в блендер. Если блендера нет, не беда, мясорубка с мелкой решёткой — наш лучший друг. Два раза прокрутишь, чтобы нежнее было. Пока крутишь, добавь кусочек сливочного масла, грамм 50. Не маргарин, а именно масло, оно даст сливочный вкус. Всё, твой паштет готов!
Маленькая баночка этого чуда, а ты на неделю обеспечена завтраками. Намазал на кусочек хлеба — и вот тебе уже не грустный бутерброд, а почти парижское утро».
2. «Царская» каша из перловки
«Все от перловки нос воротят, — ворчит она, — потому что готовить её не умеют. Варят как попало, а потом жалуются, что жёсткая. А ведь это каша самого Петра Первого! Она силу даёт и ум проясняет.
Секрет один, но главный: перловку надо на ночь замочить в холодной воде. Обязательно! Она напьётся воды, набухнет и сварится потом быстро, будет мягкая, зёрнышко к зёрнышку.
Утром воду сливаешь, крупу промываешь. На сковородке делаешь щедрую зажарку: много лука и морковки, обжаренных на масле до сладкого запаха. Прямо в эту зажарку высыпаешь перловку, заливаешь кипятком так, чтобы вода покрывала её на два пальца, солишь.
Накрываешь крышкой, делаешь самый-самый маленький огонь и забываешь про неё на час. Не мешать, не открывать! Она должна не вариться, а томиться, как в русской печке. Через час выключаешь и даёшь постоять ещё минут 15.
Открываешь крышку — а там не солдатская каша, а рассыпчатое, ароматное чудо. Она сама по себе вкусная, как полноценное блюдо. Никто и не догадается, что это та самая перловка».
3. Картофельные «гнёзда» с начинкой
«Картошка — наша королева, это ясно. Но пюре или жарёха — скука смертная. А мы из неё сделаем праздник, чтобы и глаз радовался, и желудок.
Отвариваешь картошку, делаешь обычное пюре. Пока горячее, вбиваешь туда одно сырое яйцо и пару ложек муки, чтобы масса стала плотной и не липла к рукам. Это наше «тесто».
А теперь фокус. Начинка! Самая дешёвая и вкусная это просто лук. Мелко порезанный и обжаренный до карамельного цвета. Можно добавить к нему остатки чего угодно. Варёное яйцо, зелень, кусочек колбасы.
Из картофельного теста лепишь толстые лепёшки, размером с ладонь. В центре каждой пальцем делаешь углубление, как гнёздышко. В это гнёздышко кладёшь чайную ложку своей начинки. Сверху можно смазать желтком или сметаной для красоты.
Выкладываешь эти гнёзда на противень и запекаешь в духовке минут 15-20, до румяной корочки. Получается и гарнир, и основное блюдо в одном. Выглядит на миллион, а стоит — три копейки».
4. Горошница «Золотой запас»
а«Что-то я смотрю, мы всё жарим да запекаем, — говорит тетя Наташа, хитро прищурившись. — А про главную нашу силу-то и забыли. Про горох! Не суп, нет. Суп — это баловство. Мы сделаем горошницу. Такую, что ложка стоять будет.
Берёшь самый обычный жёлтый колотый горох, он быстрее варится. Промываешь его в семи водах, пока вода прозрачной не станет. Заливаешь чистой водой в кастрюле — на палец выше крупы, не больше, — и ставишь на огонь.
А теперь секрет, чтобы он не варился три часа, а разварился в нежное пюре. Как только закипит, убираешь пену и кидаешь в кастрюлю щепотку соды, буквально на кончике ножа. Горох тут же начнёт размягчаться. Варишь на медленном огне под крышкой, периодически помешивая, чтобы ко дну не пристал.
Пока он там пыхтит, делаешь зажарку. Не жалеешь лука! Две-три большие луковицы режешь и жаришь на сковородке до уверенного золотистого, почти коричневого цвета. Сладкий жареный лук — это душа этого блюда.
Когда горох превратился в густую кашу (минут 40-50), ты прямо в кастрюле толкушкой его ещё помни, для гладкости. Солишь, перчишь и вываливаешь туда всю свою золотую зажарку вместе с маслом. Перемешиваешь.
Это не просто каша. Это сытное, густое, ароматное облако. Его можно есть как гарнир, а можно просто мазать на хлеб. Одна такая кастрюлька — и у тебя на два дня есть стратегический запас сытости и хорошего настроения».
5. Котлеты «Золотая рыбка» из консервов
«Иногда душа просит котлету, — вздыхает она. — Прямо вот не может, надо ей котлету. А в кошельке на фарш не хватает. И что, сидеть страдать? Никогда! Мы сделаем котлеты ещё вкуснее и интереснее.
Идёшь в магазин и покупаешь банку самой простой рыбной консервы в масле. Сайра, сардина, скумбрия — что дешевле. Ещё нам понадобится полстакана обычного риса и пара луковиц.
Рис отвариваешь до готовности и остужаешь. Рыбу из банки выкладываешь в миску и разминаешь вилкой вместе с косточками — там весь кальций. Масло из банки не выливай, оно нам пригодится!
Мелко-мелко режешь лук. А лучше даже на тёрке его натри, так сочнее будет. Смешиваешь в миске размятую рыбу, остывший рис, луковую кашицу. Вбиваешь одно яйцо для связки, солишь, перчишь. Хорошенько вымешиваешь этот «фарш». Он получается липкий, но плотный.
Формируешь небольшие котлетки, обваливаешь их в муке или панировочных сухарях. А теперь — на сковородку! Жаришь на растительном масле, в которое можно добавить ту самую ложечку масла из-под консервов для запаха. Обжариваешь с двух сторон до такой уверенной, хрустящей, золотой корочки, чтобы глаз радовался.
С картофельным пюре — это просто песня! Никто и не догадается, что твои шикарные рыбные котлеты стоили, как одна чашка кофе в городе».
6. Чечевичная похлебка «Богатейка»
— Первое правило голодного человека, — чеканила тетя Наташа, доставая из шкафчика пакет с красной чечевицей. — Тебе нужна горячая, густая еда. Суп! Но не вода с картошкой, а вещь. Берёшь луковицу, морковку. Обжариваешь на капле масла. Туда — стакан промытой чечевицы, заливаешь водой, кидаешь лаврушку и варишь 20 минут. Она сама разварится в пюре. В конце — соль, перец и щепотка хмели-сунели, если есть. Получается густая, пряная, сытная похлебка. Тарелка такой — и ты сыта на полдня. А себестоимость — копейки!
7. «Драконьи языки» из ничего
Я уходила от неё с исписанным листком и полным ощущением, что меня не просто научили готовить. Меня спасли. Вытащили из ямы отчаяния и показали, что безвыходных ситуаций не бывает. Бывает недостаток фантазии.
В ту неделю моя кухня пахла не бедностью. Она пахла жареным луком, пряной чечевицей и изобретательностью. И я впервые поняла: дело не в том, сколько у тебя денег в кошельке, а в том, кто встретится тебе у подъезда, когда они закончатся.
Какие рецепты понравились?
Спасибо за лайки и подписку!