К немецким воспоминаниям времен Второй мировой войны нужно относиться с максимальной осторожностью. Во-первых, они писались чаще всего уже после поражения Германии, во-вторых были направлены на то, чтобы оправдать самих себя. Впрочем, у нас про этот хороший принцип чаще всего забывают, когда дело доходит до обсуждения танка Т-34, и очень часто цитируют того или иного генерала.
Особенно любят вспоминать на сей счёт командующего 2-й танковой группой Гудериана, который чуть ли не активнее всех писал о русских машинах. Стоит привести одну из цитат Гудериана, которую очень часто тиражируют:
«18-я танковая дивизия получила полное представление о силе русских, ибо они впервые применили свои танки Т-34, против которых наши пушки в то время были слишком слабы»
При этом, если обратиться к его известной книге “Воспоминания солдата”, откуда и берутся цитаты, то ситуация окажется не такой уж однозначной. Дело в том, что Гудериан вспоминает про русские машины лишь в критические моменты, особенно часто про них говорится в ходе битвы за Орёл. Как известно, тогда удалось изрядно потрепать части Гудериана, благодаря умелым действиям танкового генерала Катукова, который в засадах разбивал противника. В те октябрьские дни 41-го года, немцы даже толком разведку не проводили, и шли на всех порах окружать Москву, и в итоге получили хороший щелчок по носу. И несмотря на то, что 3-я танковая дивизия прорвала нашу оборону в районе Мценска, она понесла значительные потери.
Также очень часто вспоминают одного из самых результативных немецких танкистов Отто Кариуса. Который свои победы совершал уже на танке “Тигр”, хотя всегда несколько стеснялся этого момента, ведь наводчиком был не он. Но в 1941 году Кариус воевал на чешском танке, так что после войны он запишет:
Еще одно событие ударило по нам, как тонна кирпичей: впервые появились русские танки Т-34! Изумление было полным. Как могло получиться, что там, наверху, не знали о существовании этого превосходного танка?
Впрочем, в последующем, уже пересев на тяжелый танк “Тигр” какое-либо превосходство русского танка Кариус ощущать не будет. Я конечно не отменяю революционность и важность танка Т-34, тем не менее, не стоит относиться к воспоминаниям немецких генералов и военных так уж благосклонно, как и в целом, к любым воспоминаниям. Тот же Гудериан, еще в августе 1941 года, в своем докладе скажет, что русская машина — это продукт отсталых большевистских технологий, а для Кариуса встреча с первым Т-34 стала лишь основанием ругать те машины, которые были у вермахта.
Показательны также и воспоминания известного немецкого генерала Гюнтера Блюментрита, который служил под командованием Гюнтера фон Клюге и был начальником штаба 4-й армии. Он пишет так:
...И вдруг на нас обрушилась новая, не менее неприятная неожиданность. Во время сражения за Вязьму появились первые русские танки Т-34. В 1941 году эти танки были самыми мощными из всех существовавших тогда танков. С ними могли бороться только танки и артиллерия. 37- и 50-мм противотанковые орудия, которые тогда состояли на вооружении нашей пехоты, были беспомощны против танков Т-34.
То есть одну из крупнейших армий вермахта, в составе которой было пять армейских корпусов, русские танки Т-34-76 встретили лишь под Вязьмой и далее. На самом деле секрет прост: дело в том, 4-я армия Блюментрита понесла значительные потери, и чуть было не попала в окружение под Москвой. За что его и Клюге в последующем сняли с командования, а Блюментрит уехал работать главным квартимейстером ОКХ (верховное командование сухопутных войск). А уж если прочитать что писал о народе…это уже, как говорится, совсем другая история.